Файл: Урок как основная форма физического воспитания школьников выпускная работа Рудак Елены Александровны.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Значение урока физической культуры.
-
Обязателен для всех возрастов; -
Предусмотрен учебным планом; -
Содержание регламентируется программой; -
Обеспечивает необходимый минимум знаний, умений, навыков и уровень физического воспитания; -
Однородный контингент; -
Воспитание личности.
Характерные черты урока физической культуры:
-
Присутствие педагога; -
Четкое дозирование нагрузки; -
Определение места и времени; -
Постоянный состав; -
Строгая регламентация; -
Решение всех задач [16.c. 31-32].
К основным из них относятся следующие: Четкость постановки целей и задач. Урок решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. В ходе организации учебной деятельности на уроке преподаватель обеспечивает не только овладение двигательными умениями и навыками, развитие основных физических качеств, усвоение обязательного минимума знаний по физической культуре, но и содействует воспитанию личностных качеств учащихся (смелость, настойчивость, коллективизм и т.д.). Формулировки задач урока, как правило, предельно конкретны, лаконичны, учитывают состав учащихся, их возраст, физическое развитие и подготовленность, обеспечивают преемственность предыдущих занятий с последующими и с возможно большей определенностью отражают планируемые конечные результаты. Оптимальное количество задач, решаемых на одном уроке, не более 2-3. Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач.
1.4. Задачи урока физической культуры.
Определение задач урока - результаты педагогического процесса в физическом воспитании зависят от качества учебной и воспитательной работы, проводимой на уроках. Это достигается последовательным решением задач, положенных в основу каждого урока. Уроки физической культуры имеют образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
Образовательные задачи заключаются в обучении детей выполнению физических упражнений, предусмотренных программой, в совершенствовании изученных упражнений, а также в развитии умений и навыков применять изученные упражнения в изменяющейся обстановке. Последовательное выполнение образовательных задач приводит к систематическому, прочному и полному изучению всего учебного материала программы. Для разрешения одних образовательных задач необходимо относительно длительное время (ряд последовательных уроков), а для решения других – достаточно лишь одного урока. Решение образовательных задач проходит через вооружение учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками выполнять физические упражнения, а также использовать их в повседневной жизни и в процессе самосовершенствования. Образовательные задачи определяют содержание процесса обучения, направляют учебную деятельность, позволяя предсказать конкретные результаты урока.
Важное значение при решении образовательных задач имеет постановка задач, которые должны согласовываться с логикой процесса обучения и его этапов. Конкретным называется такое образовательное задачи, в формулировке которого отражен конечный результат данного урока. Поэтому при постановке задач на уроке нужно пользоваться глаголами: "научить" ("учить", "изучать дальше"), "закрепить", "совершенствовать". Задания могут формулироваться с помощью слов: "ознакомить" и "оценить". Такие конкретные задачи нужно записать в конспект и довести до каждого ученика.
К образовательным задачам относится также получение детьми знаний о физической культуре и спорте, о сохранении здоровья, режиме дня, правильном дыхании, закаливании, правильном выполнении физических упражнений. На уроках физической культуры воспитывается внимание, дисциплинированность, воля, аккуратность, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремленность, самостоятельность и настойчивость в преодолении трудностей.
Оздоровительные задачи, как и воспитательные, должны решаться на каждом уроке. Оздоровительное влияние на организм учащихся обеспечивается через создание благоприятных условий для оптимального развития и улучшения уровня физического развития, физической подготовленности и улучшение здоровья. Важным в решении оздоровительных задач имеет правильное построение и проведение уроков физической культуры, занятия в соответствующих костюмах, дозировку физической нагрузки, надлежащие санитарно-гигиенические условия проведения занятий, организация их в естественных условиях, закаливающие процедуры. проведение уроков на открытом воздухе - все это создает благоприятные условия для решения оздоровительных задач.
Решение оздоровительных занятий требует особой организации занятий с учащимися, отнесенными к специальным медицинским группам, временно освобожденных от физических нагрузок и теми, кто пропустил ряд занятий по болезни.
Воспитательные задачи решаются через воспитательное воздействие физических упражнений на развитие моральных и волевых качеств, единство физического и духовного в развитии личности учащегося. Под единством физического и духовного в развитии человека понимают то, что нормальное развитие личности невозможно без двигательной деятельности, а также то, что двигательная деятельность приобретает значение одного из факторов настоящего человеческого развития, лишь при условии одухотворенности, которая объективно обусловливает взаимосвязь; связь всех видов воспитания, в частности физического, умственного, нравственного, эстетического. Рассматривать их как отдельные виды воспитания недопустимо, потому что в жизни они взаимосвязаны как единые стороны целого.
Большое воспитательное значение имеют традиционные формы организации урока, которые учитель должен постоянно держать в поле зрения, выдвигая к ученикам определенные требования: тщательная подготовка к уроку, уважения к труду на уроке, ответственное отношение к учебному времени, соблюдения дисциплины на уроке - условие успешных совместных действий соблюдения норм этики во взаимоотношениях - выражение взаимоуважения, необходимой для обучения организация взаимоконтроля и взаимопомощи - форма проявления коллективизма бережное отношение к оборудованию, инвентаря - выражение заботы о материальных ценностях общества четкое выполнение команд, построений - условие успешных коллективных действий участие и подготовке и уборке приборов, мест занятий - коллективные действия самообслуживания соблюдения требований единой формы, эмблемы - проявление чувства ответственности за успехи и неудачи всего коллектива строгий запрет высмеивать неудачи товарищей, вместо сопереживания как элемент гуманизма. На каждом уроке решается много задач, но акцентируется внимание только на основных для данной задачи.
1.5. Современные требования к уроку физического воспитания в школе.
Каждый урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:
а) иметь определенные задачи – общие, выполнение которых должно быть обеспечено в процессе всех уроков или серии уроков, и частные, выполняемые в течение одного взятого урока;
б) быть правильно методически построенным;
в) быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока;
г) соответствовать по своему содержанию, определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;
д) быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности;
е) содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки;
ж) правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня;
з) носить воспитывающий характер.
1.6. Педагогические требования к уроку.
Дидактические, или образовательные, требования: четкое определение задач обучения в целом и по частям, а также определение места отдельного урока в системе уроков; определение оптимального содержания каждого урока; подбор соответствующих методов обучения и развития двигательных качеств; осуществление на уроке обучения на основе важнейших дидактических правил.
Воспитательные требования: моральное и эстетическое воспитание, воспитание волевых качеств, активности, самостоятельности; соблюдение учителем педагогического такта.
Организационные требования: четкость проведения – экономное использование времени, оптимальный темп обучения, логическая стойкость и законченность, сознательная дисциплина учащихся; рациональное использование различных средств обучения, в том числе технических.
Оздоровительная направленность: выбор средств и нагрузок, способствующих укреплению здоровья и физическому развитию [2 с. 27].
ГЛАВА 2. Практические аспекты организации и проведения урока
физической культуры в школе.
2.1. Подготовка учителя к уроку.
Хорошая подготовка учителя к урокам – залог успешного их проведения.
Подготовку к урокам учитель начинает задолго до начала учебного года. Он внимательно знакомится с программным материалом, продумывает последовательность его изучения. Много внимания учитель уделяет планированию программного материала в соответствии с конкретными условиями школы и климатическими условиями. В процессе подготовки к урокам учитель знакомится с методической литературой, опытом других педагогов и все лучшее использует в своей работе. Готовясь к очередному уроку, учителю надо учесть итоги предыдущих уроков и в связи с этим решить, какой материал повторить, а какой изучить.
При подготовке к уроку составляется план, и определяются конкретные образовательные задачи урока, которые должны быть сформулированы четко и ясно. В плане урока отражаются также вопросы текущего учета (по каким видам, как будет проведена проверка заданий, кого из детей проверить и т.д.) и определяется возможное задание на дом.
При подготовке значительное внимание уделяется вопросам, связанным с методикой проведения упражнений. Для этого учитель до мельчайших подробностей предусматривает различные методы и приемы, которые следует применять. Заранее надо решить, где во время урока будет находиться учитель при проведении упражнений, как он будет наблюдать за уроком и руководить учащимися. Готовясь к занятиям, учитель выполняет все включенные в урок упражнения (лучше всего перед зеркалом). Это позволяет ему проверить свою подготовку. Известно, что активность детей помогает проведению урока, поэтому учителю надо наметить пути ее повышения. Если учитель включает в план урока упражнения, требующие использования оборудования и инвентаря, то это должно быть учтено до проведения урока. Следует предусмотреть, как будит, использовано оборудование, какой инвентарь потребуется, кто и когда его будит готовить и убирать после занятий. Четкий порядок в использовании инвентаря на уроках имеет большое воспитательное значение.
При подготовке к уроку необходимо продумать страховку учащихся. Для этого учителю следует предусмотреть мероприятия, предохраняющие занимающихся от падений, ушибов и столкновений (соответствующее размещение оборудования и инвентаря, использование гимнастических матов, помощь партнеров при выполнении упражнений и др.).