Файл: Урок как основная форма физического воспитания школьников выпускная работа Рудак Елены Александровны.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Материально-техническое обеспечение урока предусматривает обеспечение учебно-воспитательного процесса таким количеством оборудования, инвентаря и мест выполнения учебных заданий, которое гарантировало бы полноценное решение всего комплекса задач при оптимальной плотности урока. За последние годы по инициативе многих учителей физической культуры школьные спортивные залы и площадки оснащаются нестандартным оборудованием, различными устройствами и тренажерами. Использование такого оборудования значительно повышает плотность занятий, вызывает повышенный интерес учащихся, создает широкие возможности для применения наиболее эффективных организационно-методических форм урока и в конечном счете во многом способствует результативности занятий.
Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом класса одного и того же задания независимо от форм построения учащихся (в колоннах, нескольких шеренгах, в круг). Этот метод широко используется во всех частях урока, но преимущественно в подготовительной и заключительной. Однако нужно стремиться как можно больше использовать фронтальный метод и в основной части. Важным требованием является такое расположение занимающихся, чтобы они не мешали друг другу, все видели преподавателя, а он, в свою очередь учеников.
Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий преподавателя. Разделение занимающихся на группы и определение содержания заданий осуществляются с учетом пола, уровня подготовленности и других признаков (например, по росто-весовым показателям на уроках баскетбола, борьбы). Этот метод используется преимущественно в средних и старших классах. Но его применение требует специальной подготовки помощников учителя из числа наиболее подготовленных учеников и их заблаговременного инструктирования по учебному материалу предстоящего урока. Метод широко применятся в спортивных играх и преимущественно в старших классах.
Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий (упражнений) на специально подготовленных местах («станциях»), как правило, расположенных по кругу зала или спортивной площадки. Обычно в круг включается от 4 до 10 упражнений («станций»). На каждой «станции» выполняется один вид упражнений. Их состав подбирается с расчетом на комплексное развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или: определенным интервалом отдыха между «станциями». Метод применяется в средних и старших классах [12.с.9].
Содержательная сторона урока определяется программой по физическому воспитанию, в которой четко определены цели, задачи, учебные темы, требования и нормативы. Она составлена таким образом, чтобы учащиеся усвоили ее разделы на уроках за определенное количество часов в учебном году.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате анализа литературных источников мы сделали следующие выводы: что, наиболее эффективным временем для формирования физической активности является урок физической культуры в школе, как основная форма организации занятий физическими упражнениями.
Традиционный «сидячий» ритм жизни сегодняшнего школьника характеризуется сниженной физической активностью, поэтому формирование установки на занятия физической культуры является важным аспектом воспитания учащихся. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры является достаточно сложным учебно-воспитательным процессом, который имеет множество различных компонентов, свою специфичную структуру и содержание.
Он также является основной формой организации занятий по физическому образованию, воспитанию и развитию детей с первого по одиннадцатый классы. Урок оказывает разностороннее влияние на организм и личность учащихся, формирует у них различные мотивы к занятиям физическими упражнениями, которые в некоторой степени влияют на проведение урока в целом. Также на качество проведения урока непосредственно влияет и сама подготовка учителя к нему, его способности организовать детей и урока в целом, вызвать у них интерес к занятиям.
Хорошо подготовленный, организованный и проведенный урок является достоянием затраченных сил и стараний учителя, залогом гармоничного развития школьников, без потери здоровья, а с приобретением его, повышение у них интереса к физической культуре и спорту. Результативность урока физической культуры во многом зависит от того, насколько преподаватель будет претворять намеченный им план, применять наиболее рациональные методы организации деятельности занимающихся и методические приемы.
В данной работе мы рассмотрели особенности развития физических качеств у школьников, дали сравнительную оценку физического состояния детей, уделили внимание основным формам работы с учащимися в школе по физическому воспитанию.
К урокам физической культуры необходимо тщательно и добросовестно готовиться, особенно начинающим учителям. Без подготовки к уроку нельзя провести его достаточно плодотворно и успешно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Педагогика/ под ред. Ю.К. Бабанского. 1983, с. 216).
2. Ю.А. Барышников, Г.П. Богданов, Б.Д. Ионов, и др.; Под ред. Г.П. Богданов. – 2-е изд.. доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1986.-223 с.: ил.- (Б-ка учителя физ. культуры). Уроки физической культуры в 7-8 классах средней школы.
3. Байбородова, Л. В. Методика обучения физической культуре: 1 - 11 кл.: метод. пособие / Л. В. Байбородова, И. М. Бутин, Т. Н. Леонтьева, С. М. Масленников. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 248 с.
4. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запоржанова. - Киев: Здоровье, 1987. -223 с.
5. Берштейн, А.А. О ловкости и ее развитии / А.А. Берштейн. - М.: ФиС, 1991. -288 с.
6. Белоножкина, О.В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе / О.В. Белоножкина. - Волгоград, 2005. - 67 с.
7. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.
8. Вайнбаум, Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я. С. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 1991. - 64 с.
9. Велитченко В. К., 1993. Влияние возрастных нагрузок на организм в процессе его возрастного развития / Ю.В. Верхошанский, И.О. Ганченко. - М.: ГЦОЛИФК, 1989. - С. 18-21.
10. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Минск: Народная асвета, 1978.
11. Лазаренко, Г. Сделаем урок интересным / Г. Лазаренко // Спорт в школе. 2009. - № 10. - С. 11-12.
12. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: учеб. пособие. - М.: «СпортАкадемПресс», 2003. - 322с.
13. Микита, Л.П. Физическое воспитание учащихся специальной медицинской группы /Л.П. Микита. Учебное пособие для студентов факультета физической культуры. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. - 71с.
14. Минаев, Б. Н. Основы методики физического воспитания школьников: Учебное пособие для студентов пед. спец. высш. учебных заведений / Б. Н. Минаев, Е. М. Шиян. М.: Просвещение, 1989.
15. Мызан,Г.И. Педагогический контроль в процессе физического воспитания школьников / Г.И. Мызан. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998. - 94 с.
В.А. Понер // Физическая культура в школе. - 2008. - № 2. - С. 42-44.
16. Т.Т. Ротерс. Опорные конспекты курса лекций по теории и методике физического воспитания: Учебное пособие для студентов Института физического воспитания и спорта. – Часть II. Методика физического воспитания различных групп населения. – Луганск: Знание, 2006.- 112с.
17. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов /Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина, и др./ Под. ред. Б. А. Ашмарина - М.; Просвещение, 1990. - 287с.
18. Холодов, Ж.К.. Кузнецов В. С., 2002 и д. р.).Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С.Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 С.
19. Цеммер, В.В. Урок физической культуры и здоровье детей / В.В. Цеммер Физическая культура в школе. - 2009. - № 3. - С. 38-41.