Файл: Меры повышения эффективности государственного финансового контроля в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На тему: «Меры повышения эффективности государственного финансового контроля в РФ»

(НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ)

)

2022, г. Москва

Введение

Финансовый контроль в экономике современной России приобретает чрезвычайно важное значение, прежде всего в интересах граждан, которые получают государственную поддержку.

Финансовый контроль – контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений.

Создание эффективной, работоспособной и действенной системы государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством.

Более чем десятилетняя практика российского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. Актуальность данной темы заключается в том, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства.

Цель данной работы - дать представление об особенностях организации и механизме функционирования финансового контроля в РФ.

В соответствии с поставленной целью необходимо рассмотреть следующие задачи работы: отразить теоретические аспекты финансового контроля; изучить особенности государственного финансового контроля в Российской Федерации и определить эффективность финансового контроля; предложить пути совершенствования финансового контроля в РФ.

Объектом изучения работы является финансовый контроль.

Предмет изучения - сущность финансового контроля, его организация и функционирование. 1.

Финансовый контроль как экономическая категория

    1. Содержание и принципы организации финансового контроля

Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов.

Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.


Финансовый контроль – это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.

Целью государственного финансового контроля является обеспечение проведения единой финансовой и денежной политики, законности, целесообразности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности, недопущение нецелевого и неэффективного использования государственных ресурсов и их хищения.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

• выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

• обеспечение устойчивого состояния публичных и частнохозяйственных финансов;

• обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

• рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

• повышение эффективности финансовой политики государства.

Элементы финансового контроля наполняют его конкретным содержанием. В качестве основных элементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, методическое и правовое обеспечение; принципы; механизм; меры ответственности всех участников процесса контроля. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обуславливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами.



Субъекты контроля являются наиболее важным элементом в системе финансового контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

Субъект контроля не является раз и навсегда данным, поскольку предмет его деятельности – объект контроля – находится в постоянной динамике. Субъект контроля – это орган контрольной системы, соответствующая организация – носитель контрольной функции. В своей деятельности субъект контроля определяет состояние и поведение объекта контроля, методы контроля, его предмет, вид контроля.

Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии нормами права.

Контрольная деятельность осуществляется с помощью определенных методов. Разнообразие видов и форм, методов лишь подтверждает его большое значение как элемента механизма управления финансами, обеспечивая его функционирование и реализацию финансовой политики. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций.

Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Принципы финансового контроля определяют общие правила и целенаправленность контрольной деятельности в финансовой сфере. Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Законность – один из основных принципов деятельности органов финансового контроля, так как сфера их деятельности в первую очередь – это законность использования государственных и муниципальных финансовых и материальных ресурсов.

Независимость органов финансового контроля как на государственном, так и на муниципальном уровне должна быть закреплена законодательно. Этот принципе является одним из основных условий осуществления эффективного финансового контроля. Независимость финансового контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.


Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При нарушении установленных норм права возникает административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная ответственность. Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечет применение определенных мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; наложение штрафа, начисление пени; конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями, под которыми понимают финансовые меры со стороны государственных и иных органов. Основной целью применения финансовых санкций является сокращение нарушений субъектами финансовых отношений установленных норм права и предупреждение таких нарушений.

1.2. Виды, формы и методы финансового контроля. Субъекты

финансового контроля

Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов, форм и методов его проведения.

В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие определенные связи между объектами классификации. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: государственный финансовый контроль, негосударственный (общественный, аудиторский и внутрихозяйственный). А в зависимости от объекта контроля, выделяют: бюджетный, налоговый, контроль в страховой сфере (страховой), денежно – кредитный, таможенный контроль, валютный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.

Бюджетный контроль является одним из важнейших видов финансового контроля. Данный контроль обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в отношении показателей, установленных
законом о бюджете на соответствующий год; контроль за правильностью осуществления бюджетного учета, выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета.

Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.

По методам проведения финансовый контроль подразделяется на: проверки, обследования, надзор, наблюдения (мониторинг), ревизии.

Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование также может проводиться через опрос, наблюдение, инспекцию и т. д.

Ревизия – это весьма ответственная и сложная форма финансового контроля. Она представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово – хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия в отличие от проверки дает более полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, так как предполагает сплошной охват проверяемых документов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск не обнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил и параметров.

Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль над соблюдением установленных нормативов и правил, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.

Мониторинг в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования.