Файл: Меры повышения эффективности государственного финансового контроля в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят: органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламентом, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы); контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств; финансово-экономические службы предприятий и организаций; аудиторские фирмы; неправительственные организации; а также граждане страны как налогоплательщики. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль.

Совокупность контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов. Исходя из этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) можно выделить такие формы финансового контроля.

Таблица 1 - Основные формы финансового контроля (см. Приложение №1)

Предварительный контроль имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства. Он совершается до совершения финансово – хозяйственных операций, например, в ходе рассмотрения и утверждения проектов законов и иных проектов.

Что касается текущего контроля, то он позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы, положения которых обязательны для их исполнения.

Меры и пути совершенствования эффективности финансового контроля в Российской Федерации

Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование.

В настоящее время экономика нашей страны несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины, недостаточной работы системы государственного финансового контроля. Реальной угрозой экономической безопасности страны является масштабное нецелевое использование государственных и материальных ресурсов, махинации по их изъятию и зачастую прямое хищение, коррупция, вывоз капиталов за рубеж и легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем.


Основными причинами такого положения являются существование условий, способствующих криминализации экономики, слабость законодательной базы, внутриведомственного контроля, в определенной степени бессистемность осуществления финансового контроля в сфере государственного и муниципального секторов экономики и его правовая неопределенность.

В связи с этим, необходимо предпринять меры по совершенствованию государственного финансового контроля, в частности внутреннего финансового контроля, под руководством Минфина России.

Главным направлением совершенствования государственного финансового контроля и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия.

Современный внутренний финансовый контроль должен обладать согласованной нормативной базой, быть функционально независимым от руководства проверяемого объекта, опираться на единые правила и инструкции по его осуществлению и способствовать уменьшению потерь государственных денежных и материальных средств. Необходимо принять меры по повышению качества и надежности внутреннего контроля, организовать координацию развития и методологического обеспечения его систем. Внутренний контроль не может быть закрыт. Тогда он для общества бесполезен. Нужно обеспечить доступность его результатов как органам государственного финансового контроля, так и органам исполнительной власти, и местным администрациям.

Контролю сейчас не хватает действенности. В объемных отчетах его органов о результатах ревизий и проверок далеко не всегда видны причины выявленных нарушений. Надо законодательно и конкретно определить, что делать, чтобы предупреждать нарушения, обеспечить целевое использование бюджетных средств, повышать эффективность их расходования.

Недавно в Кремле состоялось совещание по совершенствованию государственного финансового контроля. Было отмечено, что по вопросам контроля за исполнением программного бюджета Счетная палата РФ и Минфин России «говорят на одном концептуальном языке». Для содействия повышению эффективности бюджетных расходов это принципиально важно.

Еще один ключевой момент — это борьба с коррупцией. Эта работа делится на два крупных блока. Первый — это профилактика и пресечение коррупционных преступлений в бюджетной сфере и сфере управления государственными ресурсами. Второй — это противодействие коррупционным проявлениям внутри самой Счетной палаты, развитие системы собственной антикоррупционной безопасности. В таком случае необходимо вернуть Счетной палате право налагать административные штрафы. Счетная палата в открытую ведёт непримиримую борьбу с коррупционерами, в отличие от остальных ведомств.



Сегодня для повышения эффективности всей правоохранительной системы государства, необходимы разработка и принятие комплекса поправок к действующим федеральным законам. Могут быть приняты следующие меры:

- уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушения требований закона при исполнении федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также при распоряжении государственной собственностью;

- конкретизация наступления ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Счетной палаты и других контрольных органов;

- введение подконтрольности Центрального Банка проверкам Счетной палаты, в том числе в формировании и исполнении собственной сметы расходов, в поступлении доходов и формировании прибыли;

- принятие форм финансовой отчетности всех органов государственной власти;

- наделение Счетной палаты Российской Федерации правом выступать в судах с исками в защиту интересов государства в случае установления фактов незаконных или притворных сделок.

Организация эффективного государства требует прозрачности, анализа экономической целесообразности государственных финансовых потоков всех видов. Для этого необходимо расширить полномочия органов внешнего контроля; разработать единые стандарты внешнего контроля для каждого типа объектов контроля; определить критерии эффективности, экономности и полезности произведенных государственных расходов, выданных обязательств. Одновременно с этим необходима более развитая аудиторская деятельность - форма финансового контроля, востребованная потребностями и особенностями рыночного хозяйства.

В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. Важное значение здесь приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих стандартов. Важным направлением совершенствования аудиторского контроля в РФ должно стать изменение характера проводимого аудита, который будет заключаться не только в выражении мнения о достоверности отчетности, но и в предоставлении необходимой информации ее пользователям о фактическом финансовом положении субъекта хозяйствования.

Практика показала, что органы государственного финансового контроля и независимые аудиторы, аудиторские фирмы отнюдь не являются конкурентами, а наоборот, квалифицированный и добросовестный аудит может быть весомым в работе государственных органов финансового контроля и оказывать существенное позитивное влияние на повышение эффективности их работы, на полноту и качество выполнения их функций и поставленных перед ними задач.


Что касается взаимодействия органов налогового и таможенного контроля, то должны более тесно сотрудничать с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной палатой РФ. Кроме того, повышению эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов хозяйствования, совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.

В частности, использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля. Кроме того, открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. В таком случае необходимо обеспечить информационную совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизацию учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.

В целях совершенствования организации работы налоговых органов, осуществления мер по повышению эффективности налогового администрирования, качества мероприятий налогового контроля ФНС России утверждена концепция планирования выездных проверок. Кроме того, ФНС России ведется постоянная работа по разработке, внедрению и совершенствованию программного обеспечения, обеспечивающего автоматизацию процессов налогового администрирования. А также к числу мер по совершенствованию мероприятий налогового контроля относится упрощение форм налоговой отчетности, которое должно происходить по мере стабилизации налогового законодательства, упрощения порядка исчисления налогов и их уплаты.


Ежедневно в информационных системах Федерального Казначейства России обрабатывается в среднем более миллиона операций по исполнению бюджетов бюджетной системы страны. Таким образом, накапливаются огромные массивы данных, которые представляют огромный интерес как для самого Казначейства и Минфина России, так и для Правительства РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти, о чем свидетельствуют их постоянные запросы. Следовательно, необходимым является построение Единой интегрированной информационной системы управления государственными финансами, а также важное значение имеет доступность информации о состоянии общественных финансов.

Еще одним из важнейших направлений является расширение состава и повышение качества информации, используемой в бюджетных процессах, в частности учет сведений по государственным и муниципальным закупкам.

Таким образом, благодаря ряду вышеперечисленных мер по совершенствованию государственного финансового контроля, можно стабилизировать ситуацию в стране, целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны. Также снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

Заключение

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Необходимо достичь в деятельности органов государственного финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации взаимосогласованности, которая исключила бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.

Оценивая результаты деятельности Счетной палаты Ставропольского края за 2013 год, можно сделать вывод об эффективности государственного контроля и комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, направленных на противодействие коррупции и проведенной антикоррупционной экспертизы действующего законодательства.