Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение…………………………………………………………………с.3-5
Глава первая. Теоретические основы воспитания эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в театрализованных играх
1.1. Характеристика эмоциональной отзывчивости как качества личности детей дошкольного возраста…………………………………………...с.6-13
1.2. Педагогические возможности театрализованных игр в воспитании отзывчивости старших дошкольников……..………………………..с.14-22
Глава вторая. Определение эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в театрализованных играх
2.1. Диагностика по определению уровня сформированности отзывчивости у старших дошкольников……………………………………………………с.23-28
2.2. Комплекс театрализованных игр и упражнений по воспитанию отзывчивости старших дошкольников в театрализованных играх…..с.29-32
Заключение…………………………………………………………………с.33-34
Литература………………………………………………………………….с.35-36
Введение
Проблема воспитания эмоцинальной отзывчивости как качества личности у детей дошкольного возраста в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание.
Проблема развития отзывчивости требует особого внимания по отношению к детям старшего дошкольного возраста, так как именно в этот возрастной период ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми. Сам процесс общения невозможен без сопереживания и сочувствия, содействия другому.
Изучением проблемы воспитания отзывчивости в дошкольном детстве занимались многие отечественные психологи, среди которых В.В. Абраменкова, А.В. Запорожец, Т.П. Гаврилова, Я.З. Неверович и др.
В педагогической практике работы воспитателя детского сада встречается множество проблем, связанных со снижением отзывчивости у дошкольников. Это отчасти обусловлено наметившейся тенденцией эмоционального оскуднения отношений в семье, а отсюда эмоциональной черствости в отношениях детей друг с другом. На современном этапе, в мире телевизоров и компьютеров, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, значительно обедняя свою чувственную сферу. Дошкольники стали менее отзывчивыми к чувствам других, возросло количество агрессивных и эмоционально неустойчивых детей. Будущие первоклассники испытывают серьезные трудности в налаживании доброжелательных отношений с товарищами. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается.
Современные дети часто не реагируют на переживания друг друга, сосредоточены на своих желаниях, интересах, потребностях. Обнаруживается, что ограниченность активности, бедность получаемых впечатлений, недостаточное общение с людьми и с семьей, ограничение бытовыми и повседневными проблемами оказывает губительное влияние на все последующее развитие ребенка.
Игра – имеет огромное значение в жизни дошкольника. Игра есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, это проблема будет сопровождать его всю жизнь.
В совместной со сверстниками театрализованной игре детей объединяют общие переживания, они учатся действовать согласованно и подчинять свои желания и интересы желаниям и интересам всего коллектива. С помощью театрализованной игры взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение, развивает интерес и внимание к окружающему миру, формирует нравственные привычки Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, обобщение опыта педагогической деятельности, диагностика.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.
Цель работы: теоретически обосновать эффективность театрализованных игр в воспитании отзывчивости у старших дошкольников
Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования
-
Дать характеристику эмоциональной отзывчивости как качеству личности дошкольника. -
Раскрыть влияние театрализованных игр на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников. -
Подобрать и провести диагностику по определению уровня развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников. -
Подобрать комплекс театрализованных игр.
Гипотеза. Развитие процесса воспитания эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста будет успешно, если:
- будут изучены педагогические возможности театрализованных игр в воспитании отзывчивости старших дошкольников ;
- будет разработан и проведен комплекс театрализованных игр и упражнений для развития процесса эмоциональной отзывчивости .
Глава первая. Теоретические основы воспитания эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в театрализованных играх
1.1. Характеристика эмоциональной отзывчивости как качества личности детей дошкольного возраста
Ребёнок дошкольного возраста, открывая для себя многообразие окружающего мира, вступая в разнохарактерные взаимодействия с различными сферами деятельности, проявляет себя самым доступным образом - эмоционально.
Отзывчивость как внешнее проявление внутреннего мира ребёнка позволяет определить его отношение к происходящему. Эмоциональная отзывчивость - знак и символ субкультуры детства, являющегося «золотым веком для эмоционального в нас» (В.В. Зеньковский. [4,18]
В.В. Бойко считает, что отзывчивость как устойчивое свойство индивида проявляется в том, что он легко, быстро и гибко эмоционально реагирует на различные воздействия - социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т. д. Это готовность человека откликаться "на себя", "на других", "на дело", "на предметы", "на природу", "на произведения искусства".
Эмоциональная отзывчивость на воздействия извне определяет качественную характеристику чувственной культуры человека, его эстетический вкус и его опыт интонационного мировосприятия. Отзывчивость понимается как способность личности к смысловой рефлексии, переживанию содержания (идеи и средств выразительности). Эмоциональная сфера ребенка рассматривается, таким образом, как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.
Отзывчивость — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.
В литературе по дошкольному воспитанию отзывчивость рассматривается авторами, как правило, с позиций нравственного воспитания. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович понимают отзывчивость как эмоциональную реакцию дошкольника на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие. Т.П. Гаврилова считает, что отзывчивость является составляющим компонентом эмпатии и проявляется в сопереживании, сочувствии другому человеку. В.В. Абраменкова рассматривает отзывчивость в качестве показателя развития гуманных чувств и коллективистских отношений.
Л. С. Выготский считал, что эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребёнка. Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Этот факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста. [5,20]
Среди современных исследований обращает на себя внимание система эмоционального развития детей, построенная на основе работ отечественных психологов и педагогов. Н. Ежова, автор этой системы, утверждает, что эффективность образования обусловлена степенью включенности в неё эмоциональных проявлений ребёнка как заданных природой естественных ценностных форм жизни. Способствовать этому может, с одной стороны, специально организованное эмоционально насыщенное общение взрослого с детьми, а с другой — акцентирование педагогического процесса на выделении эмоционального компонента на разных правах с познавательным и действенно-практическим.
Содержание эмоционального компонента образования включает две стороны:
- собственно-эмоциональное развитие;
- опосредованно-эмоциональное развитие.
Собственно эмоциональное развитие — это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определённые способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций. Собственно-эмоциональное развитие включает: развитие эмоционального реагирования; развитие эмоциональной экспрессии; развитие эмпатии; формирование представлений о многообразии человеческих эмоций; формирование словаря эмоциональной лексики.
Опосредованно-эмоциональное развитие — это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом. Данная сторона эмоционального компонента образования может быть отнесена скорее к направлению коррекционной работы и должна включать, прежде всего, поддержку и расширение опыта адекватного реагирования на те или иные эмоциональные ситуации. Опосредованно-эмоциональная сторона направлена на обогащение отношения детей к процессу познания и деятельности в целом. Условия для этого будут:
1. Формирование ценностных представлений:
- нравственных (добро, свобода, честность, милосердие, справедливость)
- интеллектуальных (истина, знание, творчество);
- эстетических (красота, гармония);
- социальных (семья, этнос, отечество);
- валеологических (жизнь, здоровье, пища, воздух, сон);
- материальных (предметы труда, быта, жилище, одежда)
2. Использование приёмов, направленных на побуждение к мотивированной самореализации, стимулирующих развитие собственных оценочных суждений как основы морального самосознания.
В формировании отзывчивости в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребёнка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребёнок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.
Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребёнка его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми.
Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребёнка. Установлено, что если взрослый расположен к ребёнку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребёнок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребёнка.
Многие авторы едины во мнении, что дошкольникам свойственно стремление разделить свои переживания не только с взрослыми, но и со сверстниками. Результаты их исследований показали, что дошкольник не только более активен со сверстниками в стремлении разделить с ними переживания, но и уровень функционирования этой потребности в контактах с ровесниками оказывается как бы выше. Равенство сверстника позволяет ребенку прямо «накладывать» свое отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнера.