ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях разностороннего воспитания личности.

Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следить, чтобы и они так же обращались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальной действительности.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники.


Яркие проявления эмоциональной отзывчивости можно наблюдать в театрализованных играх дошкольников. Театрализованная деятельность стимулирует развитие основных психических функций ребёнка, является средством становления его личности и социального опыта. Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах:

• Становление и совершенствование театрализованной деятельности влияет на возникновение и развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников;

• Сформировавшаяся эмоциональная отзывчивость влияет на развитие театрализованной деятельности детей.

Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития театрализованной деятельности. Регулярное фиксирование, проигрывание и обсуждение ситуации, часто возникающих в группе, способствует активизации отзывчивости, проявлению сочувствия, сопереживания, оказанию помощи в отношениях со сверстниками.

Понимание сущности и механизмов развития отзывчивости дошкольников позволяет педагогу оптимизировать работу в этом направлении.

Приобщение детей к театрализованным играм начинается со второй младшей группы, но подготовительную работу по формированию отзывчивости малышей целесообразно начинать с раннего возраста.

Постоянное обращение внимания на ситуации, требующие проявления помощи, сочувствия, сопереживания, позволяют поддерживать эмпатийные проявления у детей. При этом создаётся ситуация выбора, чтобы оказание помощи носило самостоятельный, осознанный характер, а не являлось чьим-то указанием.

Для формирования отзывчивости дошкольников разработаны серии обучающих занятий и сценарии сказок-драматизаций, разыгрываемых взрослыми для детей. Благодаря занятиям у дошкольников расширяется круг понимаемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и окружающих. Разыгрываемые сказки помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепощёнными, учат доброте, отзывчивости, чуткости к окружающим.

Вне занятий следует активно использовать в работе с детьми психологические игры и ритмопластику. Дошкольникам интересны игры в уголке ряженья, игры-драматизации, различные виды театра: театр бибабо, теневой, пальчиковый театр, плоскостной театр. Таким образом, участие в театрализованной деятельности, в которой ребёнок в силу её специфических особенностей должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя, побуждает его к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте дошкольника, влияет на развитие его эмпатийного поведения и характер взаимодействия с окружающим миром.



Развитие отзывчивости у дошкольников в театрализованных играх происходит поэтапно. В младшем и среднем возрасте детям интересны выступления театра взрослых. После каждого просмотра проводится беседа, где обращается внимание на эмоциональное состояние персонажей, мимические и интонационные особенности передачи образа. Предлагаются игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. Так в группе впервые появляется куб настроений. Проигрывания детьми упражнений в «чистом» виде неэффективно. Поэтому используются спектакли-миниатюры, развивающие умение передавать в движениях тот или иной образ. С целью развития творческих способностей предлагается детям не просто инсценировать хорошо знакомую сказку, но сделать ее интересней, для чего добавлялись смешные эпизоды и слова героев, новые персонажи. На помощь приходят сюжеты из современных мультфильмов и художественных произведений. В старшей группе необходимо ориентировать работу на совершенствование исполнительских навыков у дошкольников, стимулирование проявления инициативы и творчества в театральной деятельности, поощрение импровизации. Театрализация в старшем дошкольном возрасте становится спектаклем, в котором ребенок играет роль уже не для себя, а для зрителя. Поэтому спектакли, поставленные детьми, включались в содержание праздничных утренников: на новогодних утренниках были представлены инсценировки «Пряничный домик» и «Золушка», на утреннике, посвященном празднику 8 марта, - «В гости к бабушке».

Развитие ребёнка идёт от движения к слову. Поэтому детям легче выразить свои чувства, эмоции через пластику тела. Следовательно, используются специальные упражнения для расслабления различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела (упражнения «Ласковые ладошки», «Чудесный сон котенка», игра «На полянке»).

С помощью стихотворений развивается голосовой аппарат, активизируется весь организм ребёнка. Говоря от имени определённого мультипликационного персонажа, ребёнок раскрепощается, старается передать его индивидуальные интонации.

В режимных моментах необходимо использовать психологические упражнения: «Цирк» (снижение агрессивности, «Я не упаду» (формирует доверие к окружающим, «Листочек падает» (формирует умение любить окружающих) и др., а также настольный и пальчиковый театр.


Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам воспитания отзывчивости должно осуществляться через консультации, рекомендации, родительские собрания, где будут обсуждаться проблемы и причины преобладания негативных или позитивных эмоций в жизни ребенка, значение игровой деятельности в нравственном развитии ребенка.

Выводы по первой главе: Отзывчивость детей дошкольного возраста рассматривается как эмоциональная реакция на состояние другого человека, как основная форма проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающая сопереживание и сочувствие. Ребенок дошкольного возраста способен на глубокие переживания и сопереживания, сочувствие, к чему его во многом побуждает предшествующий опыт, в котором нашли отражение обиды, утраты и страдания. Большинству дошкольников свойственна неустойчивая эмпатия, зависящая от ситуации и значимости объекта. Они довольно часто не реагируют на переживания окружающих лишь потому, что не понимают их. Поэтому следует чаще обращать внимание детей на внешнее проявление чувств других, учить их мысленно «проигрывать» возможные последствия своих действий, рассказывать о каком-либо своем поступке от лица того человека, кого этот поступок в той или иной степени затронул. Это особенно важно для данного возраста, поскольку именно здесь происходит развитие эмоциональной выразительности, расширение сферы экспрессивности, обогащение интонаций, оттенков мимики.

Таким образом, театрализованные игры не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности; главное – они вводят его в особый исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, ставят перед ребенком немало важных задач.

Дошкольный возраст является сензитивным для воспитания отзывчивости как качества личности дошкольников. Театрализованные игры дошкольников способствуют воспитанию отзывчивости, так как позволяют не только изучить особенности восприятия и понимания дошкольником эмоционального состояния другого человека, но и способствуют проявлению сопереживания, сочувствия в ситуациях прогнозирования собственного поведения, а также проявлению эмоциональной отзывчивости в реальных ситуациях взаимодействия дошкольников.


Глава вторая. Определение эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в театрализованных играх
2.1. Диагностика по определению уровня сформированности отзывчивости у старших дошкольников.

Цель первого этапа опытно-практической работы - определение исходного уровня сформированности отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика проводилась на базе МБДОУ №50 г. Ачинска. Участвовали 15 детей старшей группы «Капитошка».

Имя дошкольника

Возраст

1

Оля В.

5лет 10мес

2

Саша Ж.

5лет 4мес

3

Миша К.

5лет 3мес

4

Милана Д.

5лет 3мес

5

Ира К.

5лет 5мес

6

Федя Я.

5лет 9мес

7

Вова В.

5лет 11мес

8

Ира Т.

5лет 8мес

9

Таня Е.

5лет 6мес

10

Юра Д.

5лет 4мес

11

Аня И.

5 лет 5мес

12

Женя К.

5лет 4мес

13

Люда П.

6лет

14

Зина В.

5лет 11мес

15

Олеся И.

5 лет 6мес


Для реализации первого этапа работы проводилась беседа по карточкам (В.В. Бойко), а также разыгрывание отрывка из художественного произведения.

Карточки предлагались в следующем порядке: 1) изображение «мальчик обижает девочку» 2) изображение эмоций: радость, страх, удивление, грусть, гнев.

Дошкольникам предлагалось ответить на вопросы:

1. «Что вы видите на картинках?

2. Что делает изображенный человек?