Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Что он чувствует?
4. Как вы об этом догадались?
Критерии оценки уровня развития отзывчивости:
Достаточный уровень - сопереживание проявляется ярко, умеет выразить свои эмпатийные проявления через мимику и жесты.
Допустимый уровень - сопереживание проявляется, но не всегда, понимает, но не умеет выразить и передать через мимику и жесты.
Недостаточный - сопереживание скрыто или не проявляется, не умеет выразить и передать через мимику жесты.
Несмотря на условность изображения, дети в целом правильно поняли и смогли выполнить это задание. Дети остановили свой выбор на картинках, где было изображено только мимическое выражение печали, плача, говорили о том, что девочка плачет, ее обидели. Эмоциональное состояние грусти, печали вызвало у детей наибольший отклик. Возможно, выбор карточек с данными эмоциональными состояниями связан с изобразительными особенностями, где гиперболизировано состояние плачущего человека.
Проверка уровня отзывчивости в этом задании показала, что с одной стороны, дети понимают меру условности, а с другой стороны, проявляют к этому разное отношение. Разглядывая иллюстрацию, где изображено лицо человека, испытывающего ужас, страх, дети интерпретировали это по – разному:
- У него глаза закрылись, потому что песок в глаза попал. Ему плохо, наверно, больно. Его жалко. (Оля)
- Он грустный, его кто-то обидел, его сразу становится жалко, надо его пожалеть, может он тогда перестанет грустить. (Саша)
- Он растерялся. Наверно ничего не понял. (Миша)
- Человечек плачет, он расстроился, его никто не любит. (Милана)
- Наверно у него что-то отняли. Ему очень плохо. (Ира)
- Человек чувствует себя плохо, потому что подрался. (Федя)
- А этот любуется на красоту ему хорошо. (Вова)
- Он плачет, его кто-то обидел. (Ира)
-Может с ним что-то случилось (Федя)
Но в основном дети отмечали, что человеку плохо, но не знают почему
Для того чтобы выяснить как в реальных взаимоотношениях проявляется отзывчивость, детям предложили проблемную ситуацию.
Дошкольники разыграли сценку из сказки, где главными героями были принц и принцесса, а остальные дети их слугами. Ситуация никак ни могла решиться, все хотели быть или принцем или принцессой. Воспитатель предложила вытянуть жребий.
Детям были заданы следующие вопросы:
1.Как вы относитесь к ребенку, который стал принцем, принцессой.
2. Как бы вы общались с детьми после распределения ролей.
3. Будете вы участвовать в разыгрывание сценки.
4.Как бы вы поступили в этой ситуации.
Предлагаемая шкала проявления эмпатии в «проблемной ситуации»:
Достаточный уровень: ребенок понимает сложившуюся ситуацию, спокойно уступая «главную» роль, принимая на себя второстепенную.
Допустимый уровень: ребенок понимает сложившуюся ситуацию выбора, уступает роль, при этом, не указывая, что очень хочет взять на себя «главную» роль.
Недостаточный - равнодушие к создавшейся ситуации или проявление зависти, явного недовольства, злости.
В разрешении проблемной ситуации проявились такие эмпатийные качества детей как: взаимопонимание, отзывчивость, соучастие, а также некоторые дошкольники продемонстрировали: недопонимание, злость, обиду, зависть по отношению к другим.
- Я люблю выступать, и хотелось очень быть принцессой. (Оля)
- Андрей пусть будет принцем, я с ним дружу, а слугой буду я. (Саша)
- Хочу быть принцессой, но не обижусь, если будет другая девочка. (Миша)
- Мне все равно кого я буду играть в сценке. (Милана)
- Не буду участвовать в этой сценке. (Ира)
- Немножко завидую принцессе. (Федя)
- Не буду драться, это же игра. (Вова)
- Очень рассердилась, что я не принцесса. (Таня)
Данные диагностики занесены в таблицу.
Таблица 1
Сформированность отзывчивости у старших дошкольников
№ | Имена детей | Достаточный | Допустимый | Недостаточный |
1. | Оля. В | + | | |
2. | Саша. Ж | | | _ |
3. | Миша. К | | + | |
4. | Милана. Д | | + | |
5. | Ира. К | + | | |
6. | Федя. Я | + | | |
7. | Вова. В | | + | |
8. | Юра. Д | | | _ |
9. | Аня. И | + | | |
10. | Женя. К | | + | |
11. | Люда. П | | | _ |
12. | Зина. В | + | | |
13. | Олеся. И | | + | |
14. | Таня. Е | + | | |
15. | Ира. Т | + | | |
Вывод по первой диагностики: Таким образом, после проведения диагностики уровня сформированности отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста выявили: что дети старшего дошкольного возраста в основном распознают эмоциональные состояния на картинке. Четко определяют радость, грусть, гнев. Тяжелее детям угадать такие эмоциональные состояния как удивление, страх. Если многие дети правильно определяли эмоциональные состояния на картинке, то при ответе на такие вопросы как «Что он чувствует? Как ты об этом догадался?» многие дети, среди которых Саша, Юра, Люда достаточно равнодушно отнеслись к карточке где «мальчик обижает девочку», в разговоре не чувствовалось проявления сочувствия, сопереживания с их стороны по отношению к девочке. Оля, Ира, Люда – пожалели «девочку», осудили поступок «мальчика». Даже при определении таких состояний как грусть, Таня, Ира проявили отзывчивость на эмоциональное проявление, изображенное на карточке. Исходя из этого, можно определить, что 46,6% - 7 детей показали достаточный уровень, 33,3% - 5 детей - допустимый и 20,1% - 3 детей недостаточный уровень сформированности отзывчивости.
Таблица 2.
Проявление эмпатии в «проблемной ситуации:
№ | Имена детей | Достаточный | Допустимый | Недостаточный |
1. | Оля. В | + | | |
2. | Саша. Ж | | | _ |
3. | Миша. К. | | + | |
4. | Сережа.И | + | | |
5. | Ира. К | | | _ |
6. | Федя. Я | | | _ |
7. | Вова. В | + | | |
8. | Юра. Д | | + | |
9. | Андрей. И | + | | |
10. | Женя. К | | + | |
11. | Люда. П | + | | |
12. | Люба. В | | + | |
13. | Олеся. И | | | _ |
14. | Максим. Е | | | _ |
15. | Женя. Т | | | _ |
Вывод по второй диагностики: Таким образом, после проведения диагностики, выявилось: что при распределении ролей дети сразу проявили свое отношение. Оля, Сережа, Вова, Андрей, Люда положительно восприняли информацию, что им не досталась главная роль, при этом в их ответах чувствовалось проявление уважения, соучастия, отзывчивости к другим детям. Остальные дети не смогли порадоваться за детей, которым достались главные роли. Исходя из этого, можно определить, что 5 детей -33,3% показали достаточный уровень, 4 детей- 26,6% допустимый и 6 детей-40,1% недостаточный уровень проявления эмпатии в проблемной ситуации.
2.2. Комплекс театрализованных игр и упражнений по воспитанию отзывчивости старших дошкольников в театрализованных играх
На втором этапе опытно-практической работы в качестве игрового репертуара планирую использовать следующие художественные произведения: «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Красная шапочка», «Теремок» и др.
Цель, подобранного комплекса - активизация отзывчивости, воспитание ценностного отношения к другому человеку, внимания и сострадания, развитие эмпатии в проблемных ситуациях.
За основу взяты методические разработки упражнений А.И. Бурениной, этюдов Э.Г Чуриловой. Данные упражнения и этюды направлены на обучение дошкольников умению распознавать разные эмоциональные состояния и подготовку к проведению театрализованных игр.
1. Чтение стихотворение Е.Благиной «Посидим в тишине».
2. Беседа по вопросам: «Почему девочка не стала играть? Почему она не заводила юлу? А как вы себя ведете, когда мама или папа отдыхают? Чем вы занимаетесь в это время?»
3. Послушаем тишину. Детям было предложено посидеть в тишине
4. Прослушивание аудиозапись с различными видами шумов и выполнение заданий - оправдать шум, с помощью наводящих вопросов. Например: «Где находится Буратино? Какая погода на улице?» А также с помощью заданий. Например: придумать и рассказать, почему плачет щенок.
5. Игровые упражнения с картинками. Детям были даны картинки, после чего их попросили ответить на вопрос: «что чувствует человек, изображенный на картинке?» «Как бы ты мог этого человека утешить или ободрить в зависимости от изображенного состояния?».
1. ЭТАП. Разыгрывание отрывков из сказок «Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева», но перед этим дети должны ответить на вопросы: Как вы относитесь к детям, которые получили главную роль?», «Как бы вы общались с детьми после распределения ролей?», «Будете вы участвовать в сценке?».
2. ЭТАП. Театрализованные игры.
2.1. Детям была предложена театрализованная игра по известной сказке «Заюшкина избушка».
Организация игры организовывается в следующем порядке:
1. Чтение сказки детям воспитателем.
2. Уточнение восприятия и понимания сказки детьми. Уточняющие вопросы по содержанию, сюжету, персонажам.
3. Целенаправленная беседа с детьми по вопросам для выявления эмоционального отклика у детей:
1. Вам жалко зайчика? 2. А что бы вы сделали, если бы зайчик обратился за помощью к вам?
4. Распределение ролей.
5. Разыгрывание сказки.
6. Беседа с детьми по итогам разыгрывания. Выявление их эмоционального отношения.
Во второй части беседы детям было предложено описать, как бы они помогли Зайчику.
2.2 Сценка из сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».
Вопросы: 1.Жалко ли вам ласточку? Как вы относитесь к мыши, которая приютила «Дюймовочку».
2.3 Этюд по сказке В. Гауфа «Карлик Нос».
Детям были заданы следующие вопросы: 1. Вам жалко мальчика, которого колдунья превратила в карлика? 2. Стали бы вы дружить с мальчиком, который выглядит как герой сказки «Карлик Нос».
Во второй части беседы детям необходимо ответить на вопросы: «стали бы они дружить с мальчиком, который выглядит как герой сказки Карлик Нос»
2.4 Сценка из сказки «Красная шапочка