ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К методам развития эмоциональной отзывчивости относят:
• Смыслораскрыващие методы, позволяющие детям определить
ценность эмоциональных переживаний («Почему она тебе нравится?», «Каким бы образом ты мог изменить настроение своего друга?» и др.);
• Установки-общение («Задай вопрос друг другу о его настроении»);
• Установки-алгоритмы («Чтобы определить эмоциональное состояние друга, необходимо вспомнить, видел ли ты это раньше»);
• Сравнение («Сравни, чем отличается твоё настроение и настроение друга» и др.);
• Знаково-символические методы (детям предлагаются разнообразные знаки-средства эмоций (рисунки жестов, мимики, волнистые линии разной окраски, музыкальные инструменты и пр.), с помощью которых они отмечают своё настроение);
• Мимические маски (детям предлагаются различные мимические изображения, эмоциональные схемы, пиктограммы, с помощью которых они демонстрируют свои эмоциональные проявления или эмоциональные состояния, а также соотносят их с речевыми клише);
• Пантомимические этюды («Я удивился», «Я обрадовался», «Мне хорошо», «Это чудо», «Мне немного взгрустнулось», «Страшилки»);
• Рефлексивные методы, стимулирующие самоконтроль и самооценку собственных эмоциональных проявлений у дошкольников («Как ты думаешь, для чего человеку нужны эмоции?», «Расскажи о сказочных героях, которые проявляли такие же эмоции, какие проявляешь сейчас ты» и др.);

• Методы, моделирующие степень изменения собственных эмоций от грусти до радости, от уныния до восторга;

• Игровые методы.

А.Д. Кошелева считает, что значительная роль в развитии и воспитании у ребенка старшего дошкольного возраста отзывчивости принадлежит семье. Автор отмечает, что в условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт; убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка. Опыт дошкольника может быть разным. А.Д. Кошелева пишет, что опыт полный и разносторонний — у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях, по утверждению автора, диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.

Приобретаемый опыт в семье может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность, по мнению А.Д. Кошелевой, складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например, развитие интеллекта, и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимых ребенку. Наконец, эмоциональный опыт может быть неоднородным и даже противоречивым (у родителей разные представления о воспитании ребенка).


А.Д. Кошелева также говорит о том, что взаимосвязь правильно организованного воспитательного процесса в семье и в детском саду является условием воспитания и развития у ребенка эмоциональной отзывчивости.

Итак, развитие отзывчивости зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. В таких совместных действиях для ребенка и открываются новые формы общения со взрослыми.

По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

Как уже говорилось выше, взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком; так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

Старший дошкольный возраст – это период преимущественного формирования нравственно облика будущего гражданина, воспитания его гуманных чувств. Большинство исследователей отмечают впечатлительность старшего дошкольника, его отзывчивость на все яркое и необычное, легкую заразительность эмоциональными переживаниями других людей. Ребенок этого возраста способен на глубокие переживания и сопереживания, сочувствие и участливость в чужом горе, к чему его во многом побуждает предшествующий опыт, в котором нашли отражение обиды, утраты и страдания. На проявление отзывчивости накладывает отпечаток специфика воображения старших дошкольников – его наглядность и конкретность. Все, что слышит ребенок, он переводит в наглядный план, и перед его взором проходят живые образы и картины (А.Г. Рузская). Для старших дошкольников более характерно понимание доброты и отзывчивости в «материальном» проявлении – «отдал», «помог». Меньшее внимание обращается на то, что эти качества могут проявляться в духовной поддержке, во внимании, в приветливо сказанном слове. К тому же сама по себе чувствительность к переживаниям других людей может и не быть связана с высокими ступенями отзывчивости, оставаясь на уровне сопереживания: девочки этого возраста, например, могут заплакать, глядя на свою плачущую подругу вовсе не от того, что считают ее несправедливо обиженной, но только лишь потому, что видят ее слезы.



Вместе с тем, старшие дошкольники довольно часто не реагируют на переживания окружающих лишь потому, что не понимают их. Поэтому следует чаще обращать внимание детей на внешнее проявление чувств других, учить их мысленно «проигрывать» возможные последствия своих действий, рассказывать о каком-либо своем поступке от лица того человека, кого этот поступок в той или иной степени затронул. Это особенно важно для данного возраста, поскольку именно здесь происходит развитие эмоциональной выразительности, расширение сферы экспрессивности, обогащение интонаций, оттенков мимики. Большинству старших дошкольников свойственна неустойчивая эмоциональная отзывчовость, зависящая от ситуации и значимости объекта. Ребенку пяти-семи лет трудно представить себе переживания другого, увидеть себя в тех ситуациях, в которых он не мог участвовать по своему опыту. Расширяющееся общение и развитие психических функций формируют у ребенка способность стать на место другого, что способствует развитию высших форм эмпатии.

1.2. Педагогические возможности театрализованных игр в воспитании отзывчивости старших дошкольников

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим, прежде всего, что текст произведения для детей – только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии , вводят дополнительные роли , меняют концовку и т.д. Например, в игре по сказке «Теремок» следом за Зайчиком – Побегайчиком на пороге дома появляется Белочка – Пушистый хвостик , затем детям стало жалко медведя, лису, волка, которые просились в теремок и обещали никого не обижать. Игра закончилась дружным хороводом персонажей сказки. Так, дети «переделали» общеизвестную сказку сообразно своими представлениями о необходимости жить дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто чем – то не похож на тебя.

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.


Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика, поэтому перед театром всегда стояли задачи развлекать, воспитывать, проповедовать.

В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу театрализованной деятельности. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и разностороннего развития детей.

Театрализованные игры позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, развивают их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной, эмоциональной стороны речи. Это говорит о том, что в театрализованной деятельности решаются задачи всех образовательных областей и не только через воздействие на ребенка, но и через игру, в которой ребенок получает знания непроизвольно через практику действий, а также происходит развитие интегративных качеств дошкольников.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю над своим поведением.


Во многие темы, сюжеты предполагают борьбу, противопоставление добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и негативных персонажей. Дети, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто. В театрализованных играх проблема влияния отрицательного персонажа сложнее, чем при обычном чтении литературного произведения. Особое значение приобретает реакция зрителей. Очень важно, чтобы они осудили плохой поступок, выразили отрицательное отношение к персонажу, совершившему его.

Отрицательный образ потеряет свою привлекательность, а значит, и влияние, если его представить так, чтобы вызвать всеобщий смех, осуждение. Но дошкольники вряд ли смогут достичь нужного для этой цели уровня выразительности. Например, передать черты злых, хитрых, жадных персонажей с достаточной иронией, гротескно. Их исполнение может и не вызвать отвращения к аморальному, а наоборот - побудить к подражанию. К тому же не всегда находятся желающие играть непривлекательный персонаж, так как многие сообразительные дети сразу же отказываются от такой роли. По-видимому, лучше отрицательные роли исполнять воспитателю при помощи различных кукол. Негативную характеристику можно дополнить интонацией. Еще одна проблема отрицательного персонажа - последствия его поступков: волк пострадал из-за своей кровожадности ("Красная Шапочка"), Ленивица - за грубость, жадность, наглость ("Двенадцать месяцев"). Иногда следует прибегать к приему творческого изменения концовки, особенно если она трагична. Отрицательных героев можно перевоспитать при активном участии детей.

Вместе с тем нужно учить детей объективно оценивать свои поступки и не просто подражать положительному, но и контролировать свое поведение. Однако не стоит акцентировать на этом внимание сверстников, заострять всегда болезненный момент самокритики.

Каждый образ, созданный ребенком, неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности малыша, его манерой держаться, выражать себя. Если они не совпадают, дети-зрители своими репликами подсказывают "артисту", как ему следует исполнять роль, чтобы еще больше походить на персонажа. Таким образом, ребенок незаметно для себя как бы присваивает положительные качества персонажа.