Файл: Практических заданий по дисциплине экономика развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 5. Внешние факторы развития рыночной экономики

Ответьте на один из следующих вопросов:
Что такое глобализация и каковы особенности ее проявления в развивающихся странах?
Важнейшей особенностью развития мирового сообщества во второй половине XX в. является глобализация многих процессов и явлений в области международных отношений, усиление взаимосвязей и взаимозависимости современных государств.

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, социальной и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества.

Глобализация - это качественно новая ступень развития давно идущего процесса интернационализации (транснационализации) экономических, политических, культурных, правовых и других аспектов общественной жизни, когда взаимозависимость национальных социумов достигла такого уровня, что начались кардинальные перемены в жизни всего мирового сообщества, превращающегося постепенно в целостный общественный организм.

Степень экономической, научно-технической, правовой и информационной взаимозависимости национальных хозяйств достигла такого уровня, когда стали неизбежны, по меньшей мере, три принципиально новых явления. Во-первых, мировое экономическое сообщество превращается в целостную экономическую систему, где национальные (страновые) социумы оказываются составными элементами единого всемирного экономического организма.

Во-вторых, в условиях глобализации национальные и всемирные экономические отношения начинают меняться ролями. По мере формирования наднациональных финансовых и прочих рынков и производственно-сбытовых структур всемирные экономические отношения все более обретают роль ведущих, определяющих, тогда как внутристрановые отношения даже очень крупных и весьма могущественных стран, не говоря уже об остальных, вынуждены приспосабливаться к реалиям глобальной экономики.

В-третьих, глобализация объективно ведет к размыванию и ослаблению
регулирующих функций национального государства, которое уже не может так же эффективно как прежде, защищать национальные интересы от нежелательных внешних воздействий. Государства тем более не в состоянии регулировать те экономические, социальные и культурные процессы, которые выплеснулись за пределы национальных границ, в значительной мере обрели самостоятельность и становятся неуправляемыми.

Во второй половине XXв. перед человечеством встала беспрецедентная задача - найти новые механизмы регулирования глобальной экономики, политики, культуры, экологии и других сфер жизни человечества. Начался болезненный процесс трансформации существовавшей тысячелетия национально-государственной формы организации мирового социума в некую новую ее форму.

Анализ процессов, идущих в мире, позволяет утверждать, что глобализация оказывает самое разнообразное влияние на все государства, в том числе развитые, которые (в первую очередь США) включают в группу «глобальных игроков». Глобализация подрывает роль национального государства как единственного фактора, определяющего благосостояние общества. Границы государств становятся всё более проницаемы для инонациональных хозяйствующих субъектов. Усиливающаяся прозрачность границ означает, что государства теряют возможность эффективно использовать традиционные рычаги макроэкономического регулирования, например, импортные барьеры. Практически независимой от государственного контроля и регулирования является мировая финансовая система. Отмечая эти изменения, в специальной литературе делается вывод об ослаблении роли государства. Глобализация подрывает национальный суверенитет и несёт идею «минимального государства». Власть переходит к таким структурам, как МВФ, ВТО и др. В перспективе глобализация ведёт к отмиранию национального государства.

В то же время следует признать, что степень влияния процесса глобализации на разные по уровню развития государства различна. Развитые государства, особенно США, представляют группу «выигрывающих» от глобализации стран. Несмотря на определённые издержки, они являются наиболее эффективными, конкурентоспособными и, следовательно, процветающими на мировом рынке субъектами. Одновременно существует большая группа «развивающихся государств», которые относятся к числу «проигравших» (для них издержки глобализации существенно преобладают над выгодами).



Развивающиеся страны оказываются более уязвимыми по отношению к глобальной финансовой системе. Крупные валютные спекуляции расшатывают финансы этих стран и способны спровоцировать (и спровоцировали уже в Аргентине, Юго-Восточной Азии и России) экономические и политические кризисы. Кроме того, международные финансовые институты, предоставляя займы развивающимся государствам, практикуют вмешательство во внутренние дела стран-должников, требуя от них уменьшения государственных расходов и увеличение открытости экономики. Отсутствие должной реакции на рекомендации кредиторов может повлечь за собой применение санкций, а, следовательно, углубить внутренний кризис.

Глобализация для развивающихся стран означает ещё и размещение в них транснациональными корпорациями трудоемких, материалоемких и экологически грязных производств. Массовая миграция из развивающихся стран в развитые приводит к потере первыми интеллектуального потенциала. Поэтому для cлабых c экономической точки зрения государств отсутствует возможность подключиться к процессу мирового развития с помощью науки и т.д. В результате, социальные контрасты в условиях глобализации усиливаются. По данным Всемирного банка число абсолютно бедных, т.е. живущих на менее чем один доллар в день, в последнее десятилетие ХХ века увеличилось на 200 млн. человек и достигло 1,3 млрд. Экономический кризис, начавшийся в 1997 году в Таиланде, Южной Корее и Индонезии, только в этих странах увеличил количество бедных с 40 до 100 млн. человек. В условиях кризиса реальная заработная плата в Корее упала на 10%, в Таиланде на 38%, в Индонезии на 42%. Несмотря на начавшийся экономический рост ни в одной из этих стран заработная плата не вернулась к прежнему уровню. Таким образом, растет опасность долгосрочной структурной бедности, что чревато социальными и политическими потрясениями в проигравших государствах (подтверждением этому стали события в Индонезии и Аргентине).

Глобализация предполагает разделение мира на центр и периферию. Процесс глобализации отражает все возрастающую зависимость между государствами, особенно остро эта зависимость проявляется в отношении развитых и развивающихся стран. Современная глобализация продемонстрировала, что экономическое развитие «периферии» (под периферией, как правило, понимаются страны третьего мира) в еще большей степени, нежели прежде, зависит от хозяйственных потребностей и возможностей развитых стран.

Иностранная помощь – один из аспектов глобализирующегося мира – бесспорно, принесла пользу. В самых бедных африканских странах без иностранной помощи сотни тысяч людей погибли бы от голода и болезней. Стоит обратить внимание на характер этой помощи. На протяжении второй половины 90-х гг. среднегодовой объем помощи африканским странам, расположенным к югу от Сахары, составлял 18,36 млрд. долларов, в то время как суммарные иностранные инвестиции в экономику этих государств не превышали 2 млрд. долларов в год. Сегодня в США и странах Западной Европы действуют более 8 тысяч неправительственных организаций, деятельность которых целиком связана с реализацией программ содействия повышению уровня жизни в странах третьего мира. При этом безвозмездные поставки обеспечивают до 18% продовольствия и до 60% медикаментов, потребляемых в 60 беднейших странах мира1.
Среди таких международных организаций лидирующее положение занимают, пожалуй, Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк). Международный Валютный Фонд и Международный банк реконструкции и развития были созданы в конце Второй мировой войны в рамках усилий, направленных на строительство новой, более стабильной международной экономической системы.
МВФ содействует развитию международного валютного сотрудничества и предоставляет рекомендации по вопросам экономической политики, временные кредиты и техническую помощь. МВФ декларирует помощь в построении и поддержании сильной экономики. Помимо оказания финансовой помощи, МВФ помогает членам выявлять и диагностировать проблемы финансовых систем; разрабатывать стратегии системных реформ и реструктуризации банков. Деятельность МФВ касается создания валютного рынка, основ денежно-кредитной политики, банковского регулирования и надзора, мер по борьбе с отмыванием денег, налоговой политики и администрации, управления государственными финансами.
Деятельность Международного банка реконструкции и развития носит более широкий характер. Всемирный банк способствует долгосрочному экономическому развитию и сокращению бедности, также предоставляя техническую и финансовую поддержку. Основной целью МБРР является помощь странам в реформировании определенных секторов или осуществлении конкретных проектов. Например, здравоохранение, борьба с заболеваниями, охрана окружающей среды, сельское хозяйство, образование, энергетика и добыча полезных ископаемых, инфраструктура – дороги, порты, помощь в создании институтов государственного управления (в западной литературе это принято называть public administration); содействие и поддержка политики институциональных реформ. Помощь Всемирного банка, как правило, носит долгосрочный характер и финансируется как за счет взносов государств-членов, так и посредством выпуска облигаций. МБРР предоставляет развивающимся странам займы по низким ставкам, беспроцентные кредиты и гранты на цели развития.


Участие международных организаций в выработке политики в государствах-членах, особенно в странах-заемщиках приобрело за время их деятельности существенные масштабы.

Однако у иностранной помощи и поддержки есть и обратная сторона. Подобная практика становится самовоспроизводящейся, и, таким образом, серьезно подрывает возможности развития и ухода от сырьевой экономики.

Большинство стран Африки, особенно южнее Сахары, по-прежнему имеет очень низкие доходы на душу населения и относилось к наименее экономически развитым странам мира. Первоочередное создание в развивающихся странах финансовых институтов дает возможность для их включения в мировую экономику, торговлю, возможности кредитов и инвестиций.

По имеющимся данным на средства (а также при кадровой и технической поддержке) Всемирного банка с 1959 г. было реализовано: в странах Африки свыше 2600 проектов, в странах Латинской Америки свыше 2000 проектов; в странах Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна – более 1500.

Например, экономика Африки со времен европейского колониального господства приобрела монокультурный характер и выраженную экспортную ориентацию. Хозяйственная деятельность колоний была подчинена преимущественно какой-то одной культуре или отрасли – например, выращивание кофе или золотодобыча.
Таким образом, жизнеспособность многих развивающихся стран в ряде сфер тесно увязана с помощью западного мира: происходит своего рода обмен: медикаменты, поддержка образования и социального обеспечения на ценные природные ресурсы.

Развитые страны все больше навязывают свои правила игры и модели развития, оказывая помощь развивающимся странам – как финансовую, материальную, так и консультационную. В свою очередь развивающиеся страны очень боятся лишиться иностранной помощи, в которой испытывают нужду (кто же захочет отказываться от иностранной помощи, пусть даже на основе кредита, если страна не обладает необходимым уровнем экономического, кадрового и организационного потенциала для проведения жизненно важных мер), следовательно, имеют все меньше влияния на процессы в своих обществах, выполняя указания международных экономических институтов для сохранения такой помощи.

Целый ряд развивающихся стран оказались в глубоком кризисе, следуя подобным рекомендациям международных финансовых организаций. Перед каждой страной стоят особые задачи, но в их стратегиях реформ имеются некоторые общие элементы: проведение стабильной экономической политики; укрепление институционального и кадрового потенциала; а также формирование благоприятных условий для предпринимательской деятельности, которые способствовали бы привлечению прямых иностранных инвестиций, созданию рабочих мест и сокращению бедности.