Файл: Проект концепция 03 концепция проекта Школа Минпросвещения России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОЕКТ
Концепция – 03
КОНЦЕПЦИЯ
проекта «Школа Минпросвещения России»
I. Общие положения
Концепция проекта «Школа Минпросвещения России» (далее соответственно
– Концепция, Проект) определяет миссию Проекта, содержит обоснование его актуальности, описание целей, задач, основных принципов Проекта, перечень критериев и показателей деятельности общеобразовательных организаций, обеспечивающих качественное образование.
Миссия Проекта – способствовать созданию равных условий для получения каждым обучающимся доступного качественного образования независимо от места проживания, социального статуса и доходов родителей (законных представителей) на основе единого образовательного пространства Российской Федерации, укрепления образовательного суверенитета страны, сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, использования достижений отечественной науки и технологий.
Проект реализуется с 2022 года. На первом этапе ‒ в 2022 году ‒ на основе инициативного вхождения общеобразовательных организаций осуществлялась апробация Проекта
1
. Второй этап – с 2023 года – период развития
Проекта. Этап развития Проекта базируется на ключевых достижениях предшествующего периода – этапа апробации. Концепция актуализирует содержательные и организационные основы Проекта по итогам проведения апробации.
Нормативной правовой основой реализации Проекта являются:
1
Оператор апробации Проекта в 2022 году – ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования».

2
Концепция – 03
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 25 января 2023 г. № 35).
II. Актуальность Проекта
Актуальность реализации Проекта определяется следующими факторами:
- необходимостью активизации работы, способствующей созданию условий получения доступного для каждого обучающегося качественного образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
- необходимостью консолидации всех ресурсов, в том числе межведомственного и межотраслевого сотрудничества, в целях решения приоритетных задач в интересах сохранения образовательного суверенитета
2
;
- потребностью, наряду со строительством, ремонтом и реконструкцией зданий общеобразовательных организаций, в обновлении педагогических и управленческих технологий работы школьных команд
3
для создания
2
Образовательный суверенитет – элемент государственного суверенитета, предусматривающий реализацию независимой образовательной политики, опирающийся на отечественное научно-педагогическое наследие и лучшие российские образовательные практики, направленный на обеспечение высокого качества образования каждому обучающемуся и реализацию его профессиональных, научных, творческих перспектив в своей стране, а также достижение конкурентного преимущества России в образовании и науке.
3
Школьная команда
– коллектив педагогических работников и управленческих кадров, реализующих проект
«Школа Минпросвещения России» и объединенных общими профессиональными ценностями, целями стратегического развития общеобразовательной организации в соответствии с приоритетами государственной политики.


3
Концепция – 03 мотивирующей образовательной среды, развития интересов, способностей и талантов обучающихся;
- необходимостью обеспечения единства подходов и применения лучших отечественных практик в управлении общеобразовательной организацией;
- необходимостью повышения мотивации к обучению и помощи с профессиональным самоопределением разных групп обучающихся для развития кадрового потенциала и социально-экономического развития субъектов Российской
Федерации;
- необходимостью устранения дифференциации уровня и качества получаемого образования, выравнивания профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, синхронизации подходов к организации внеурочного времени.
Реализация Проекта предусматривает содействие получению качественного и доступного общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях каждым обучающимся, определение путей обеспечения единого образовательного пространства для каждого обучающегося независимо от социально-экономических факторов (места жительства, достатка в семье, особенностей здоровья, укомплектованности образовательной организации и ее материальной обеспеченности, др.). При этом Проект не предполагает унификацию всех общеобразовательных организаций, он направлен на обеспечение инфраструктуры обучения, содержания образования и воспитания для каждого обучающегося в Российской Федерации.
Проект ориентирован на обеспечение высоких образовательных результатов и формирование российской гражданской идентичности обучающихся на основе применения передовых отечественных практик в системе образования.
Проект определяет оптимальные условия для получения качественного образования за счет:
- создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах становления и развития личности обучающегося;

4
Концепция – 03
- единства процессов обучения и воспитания, реализуемых совместно с семьей и иными институтами воспитания;
- применения здоровьесберегающих технологий и методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, сохранение и укрепление здоровья;
- развития личностных качеств, необходимых для решения учебных, практических, творческих и жизненных задач;
- формирования российской гражданской идентичности обучающихся как составляющей их социальной идентичности;
- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.
III. Цель, задачи, основные принципы Проекта
Актуализированные цель и задачи Проекта подразумевают определение его ключевых вызовов и ключевых условий его реализации.
Целью Проекта является содействие обеспечению единого образовательного пространства Российской Федерации через формирование благоприятного школьного климата, развитие современной здоровьесберегающей мотивирующей образовательной и воспитывающей среды в каждой общеобразовательной организации, активизацию учебной, интеллектуальной, творческой, профориентационной и социальной деятельности, направленных на получение качественного образования каждым обучающимся, формирование национальной идентичности, традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранение образовательного суверенитета страны.
Основные задачи Проекта:
- вовлечение в реализацию Проекта всех государственных и муниципальных общеобразовательных организаций;
- обеспечение информационного, методического, организационного сопровождения общеобразовательных организаций, участвующих в Проекте, на муниципальном, региональном, федеральном уровнях;


5
Концепция – 03
- обеспечение функционирования автоматизированных сервисов управления общеобразовательной организацией для получения объективной информации и принятия решений на основе анализа данных, в том числе самодиагностики общеобразовательных организаций, актуализации программ развития, направленных на совершенствование образовательной деятельности и повышение уровня соответствия общеобразовательной организации статусу «Школа Минпросвещения
России»;
- достижение общеобразовательными организациями, участвующими в Проекте, уровня соответствия общеобразовательной организации статусу «Школа
Минпросвещения России» не ниже базового; повышение доли общеобразовательных организаций, достигших высокого уровня соответствия статусу «Школа
Минпросвещения России»;
- разработка методического обеспечения деятельности общеобразовательных организаций для реализации магистральных направлений и создания ключевых условий Проекта;
- разработка вариантов (моделей, шаблонов) типовых локальных нормативных правовых актов в целях оптимизации локального нормотворчества и обеспечения единства подходов к регламентации образовательной деятельности общеобразовательных организаций;
Основные принципы Проекта:
- законность
(реализация Проекта, в том числе его внедрение в общеобразовательные организации, должна соответствовать требованиям действующего законодательства и не нарушать права и законные интересы участников образовательных отношений);
- обеспечение качества образования (внедрение Проекта должно обеспечивать достижение высоких образовательных результатов обучающихся);
- добровольность и согласованность
(участие общеобразовательной организации в Проекте реализуется по инициативе школьной команды, совместно с обучающимися и их родителями (законными представителями), при поддержке

6
Концепция – 03 учредителя и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования);
- компетентность (подготовка и непрерывное организационно-методическое сопровождение школьных команд, участвующих в Проекте);
- партнерство и содружество (реализация Проекта при участии всех заинтересованных сторон: общественности, работодателей, государственных и муниципальных органов и организаций, сетевых партнеров и др.);
- соответствие основам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
IV. Магистральные направления и ключевые
условия реализации Проекта
По результатам изучения эффективных управленческих и педагогических практик в системе образования и профессионально-общественного обсуждения, в котором приняли участие педагоги, руководители образовательных организаций, а также члены Всероссийского экспертного педагогического совета в сфере общего образования (всего в обсуждении приняли участие более 9 тысяч человек), определены восемь магистральных направлений и ключевых условий деятельности общеобразовательных организаций в рамках Проекта: «Знание», «Воспитание»,
«Здоровье», «Профориентация», «Творчество», «Учитель. Школьная команда»,
«Школьный климат», «Образовательная среда».
Направление
«Знание» предусматривает предоставление каждому обучающемуся качественного общего образования и гарантирует ему достижение максимально возможных образовательных результатов на основе лучших традиций отечественной педагогики, предполагающих реализацию углубленного и профильного обучения, проектной и исследовательской деятельности, в том числе с применением электронных образовательных ресурсов, обеспечение объективной внутренней системы оценки качества образования.
Направление «Воспитание» предусматривает развитие личностных качеств обучающихся в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере


7
Концепция – 03 воспитания на основе российских традиционных духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения, принятых в российском обществе, формирование у обучающихся патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Направление «Здоровье» предполагает формирование здоровьесберегающего потенциала общеобразовательной организации на основе применения специальных технологий и методик обучения и воспитания, в том числе адаптивных, направленных на гармоничное физическое и психическое развитие, социальное благополучие, сохранение и укрепление здоровья и обеспечение личной безопасности обучающихся.
Направление
«Профориентация» предусматривает сопровождение осознанного отношения обучающихся к профессионально-трудовой сфере, основанного на создании условий для формирования у них набора компетенций, необходимых для успешного самоопределения и общей внутренней готовности к разрешению проблем профессиональной жизни с использованием системы профессиональных проб, сетевых программ с колледжами и вузами, сотрудничества с семьей, с участием работодателей и заинтересованной общественности в целях обеспечения социально-экономического развития и суверенитета России.
Направление «Творчество» предусматривает создание условий и ситуаций успеха созидательной деятельности, способствующих максимальной реализации потенциальных возможностей и наиболее полному раскрытию творческого потенциала обучающихся для успешного развития интеллекта, таланта, творческих способностей, созидательной позиции личности как субъекта общественной деятельности.
Ключевое условие «Учитель. Школьная команда» предусматривает поддержку и развитие личностных и профессиональных компетенций педагогических работников
(непрерывное профессиональное развитие,

8
Концепция – 03 наставничество, адресная помощь и сопровождение) и максимальное использование потенциала каждого члена команды, постоянную коммуникацию и укрепление коллегиального сотрудничества, высокий уровень взаимопонимания в коллективе, направленных на достижение общих целей наиболее эффективными и действенными способами.
Ключевое условие «Школьный климат» предусматривает формирование уклада общеобразовательной организации, поддерживающего ценности, принципы, нравственную культуру, создание безопасного и комфортного для всех и каждого образовательного пространства, обеспечивающего атмосферу доброжелательности, доверия, требовательности и заботы о каждом, включающего нормы, ценности и ожидания, которые поддерживают чувство физической, эмоциональной социальной безопасности и способствуют благополучному личностному и интеллектуальному развитию обучающихся как полноценных членов общества.
Ключевое условие «Образовательная среда» предусматривает создание современной мотивирующей образовательной среды как инструмента социализации детей, проектируемого совместно участниками образовательных отношений как пространство развития обучающихся, создающего возможность их участия в принятии образовательных решений, формирующего инициативность, осознанность, самостоятельность и ответственность, являющегося действенным инструментом становления субъектной позиции обучающихся.
По каждому магистральному направлению и ключевому условию предлагаются критерии и показатели, ориентирующие деятельность общеобразовательной организации на достижение высокого уровня соответствия статусу «Школа
Минпросвещения России».
V. Самодиагностика как процедура определения уровня соответствия
общеобразовательной организации статусу «Школа Минпросвещения России»
С целью реализации магистральных направлений и обеспечения ключевых условий
Проекта, на основе лучших отечественных управленческих


9
Концепция – 03 и педагогических практик и с учетом приоритетных задач государственной политики в сфере образования, Министерством просвещения Российской Федерации совместно с подведомственными организациями и общеобразовательными организациями, участвующими в пилотной апробации Проекта, разработан перечень критериев и показателей, отражающих пути совершенствования образовательной деятельности и достижения более высоких образовательных результатов.
Магистральные направления и ключевые условия, перечень критериев и показателей образуют систему ориентиров деятельности общеобразовательной организации и основных ожидаемых результатов ее развития. Механизмы, пути и способы достижения результатов могут быть уникальными и неповторимыми, зависящими от потенциала школьных команд, конкретных алгоритмов их деятельности.
В связи с этим для практической реализации Проекта определены три уровня соответствия общеобразовательной организации статусу «Школа Минпросвещения
России».
Достижение определенного уровня устанавливается при прохождении общеобразовательной организацией процедуры
автоматизированной
самодиагностики.
Самодиагностика – это инструмент определения сильных и слабых сторон, направлений развития, выявления факторов, влияющих на результат, и основание для принятия эффективных управленческих решений.
В процессе самодиагностики осуществляется оценка состояния общеобразовательной организации и определение соответствующего уровня.
Достижение базового уровня предполагает соблюдение обязательных минимальных требований к обеспечению условий образовательной деятельности, организации образовательного процесса и качеству его результатов.
Достижение среднего уровня предполагает обеспечение обязательных минимальных и повышенных требований к условиям образовательной деятельности, организации образовательного процесса и качеству его результатов.

10
Концепция – 03
Достижение высокого уровня предполагает обеспечение обязательных минимальных, повышенных и высоких требований к условиям образовательной деятельности, организации образовательного процесса и качеству его результатов.
Система критериев и показателей, применяемых в ходе самодиагностики участниками Проекта, разработана с учетом развития системы образования в Российской Федерации, синхронизирована с показателями самообследования образовательной организации и показателями мотивирующего мониторинга.
Методика расчета показателей предусматривает определение уровня
(«базовый», «средний», «высокий») для каждого из восьми магистральных направлений и ключевых условий по количеству набранных баллов. Для каждого направления и условия определены «критические» показатели, выполнение которых является обязательным для каждой общеобразовательной организации. При нулевом значении хотя бы одного из таких «критических» показателей результат по направлению и/или условию обнуляется, и уровень соответствия общеобразовательной организации статусу «Школа Минпросвещения России» по данному направлению определяется как «ниже базового».
Для определения уровня соответствия общеобразовательной организации статусу «Школа Минпросвещения России» суммируются баллы, набранные по всем восьми направлениям и условиям. Для каждого направления и условия определены диапазоны значений для установления достижения базового, среднего, высокого уровня.
При этом базовый уровень устанавливается при отсутствии направлений и условий, по которым набрано 0 баллов. Если имеется направление или условие, по которому набрано 0 баллов, то общеобразовательная организация соответствует уровню «ниже базового». Средний и полный уровень устанавливаются, если по каждому из восьми направлений и условий набрано не менее 50% баллов. Если по направлению или условию набрано менее 50% баллов, то общеобразовательная организация соответствует предыдущему (более низкому) уровню.
На основе детализированной информации, полученной по результатам самодиагностики, формируется программа развития конкретной