ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Российской Федерации
Самарский Государственный Аэрокосмический Университет имени академика С. П. Королева
Кафедра ЭАТ
Методические указания при выполнении практических работ на учебном аэродроме студентами 2-го курса специальности 131000 «Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов»
Техническое обслуживание аккумуляторных
батарей вертолета Ми-8
Составитель доцент, к.т.н.
Конюхов Г.А.
г. Самара 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Цель и порядок работы…………………………………………………………………..3
Общие положения………………………………………………………………………..4
Указания по технике безопасности……………………………………………………..6
Маршрут контрольного осмотра аккумуляторных батарей 12-САМ-28……………..8
Аккумуляторные батареи 12-САМ-28………………………………………………...10
Контроль напряжения бортовых аккумуляторных батарей………………………….13
Особенности эксплуатации аккумуляторных батарей 12-САМ-28………………….16
Характерные неисправности аккумуляторных батарей 12-САМ-28………………..20
Технологические карты…………………………………………………………………21
Контрольные вопросы…………………………………………………………………..41
ЦЕЛЬ И ПОРЯДОК РАБОТЫ
Цель работы:
Ознакомится с устройством, особенностями эксплуатации и технического обслуживания аккумуляторных батарей 12-САМ-28, изучить порядок контроля напряжения аккумуляторных батарей и характерные неисправности аккумуляторных батарей.
Порядок выполнения работы:
-
Ознакомиться с правилами техники безопасности при выполнении работ на вертолете. -
Ознакомиться с маршрутом осмотра аккумуляторных батарей и местами их установки. -
Составить дефектную ведомость. -
Составить отчет -
Ответить на контрольные вопросы.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Все работы выполняются техническим составом, знающим материальную часть и особенности технической эксплуатации электрооборудования вертолета Ми-8.
2. Работы на вертолете должны выполняться исправным маркированным инструментом и приспособлениями.
3. К эксплуатации (применению) допускается только исправная контрольно-поверочная аппаратура, проверенная в сроки и объеме, установленном инструкциями, при наличии оформленной документации (формуляра, паспорта).
4. Вертолет на стоянке всегда должен быть заземлен, а несущий винт — заторможен. При необходимости повернуть винт подается предупредительная команда всем работающим на вертолете; винт проворачивается после получения ответных докладов о безопасности.
5. Перед выполнением осмотров и регламентных работ наружные поверхности агрегатов оборудования и их проводку очистить от грязи, пыли, льда, инея, снега и старой смазки.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Во избежание разрушения лакокрасочного покрытия отрывать примерзшие чехлы от обшивки вертолета и лопастей несущего и хвостового винтов — запрещается.
Чехлы, примерзшие к обшивке вертолета и лопастям винтов, перед тем, как снимать, отогреть теплым воздухом.
6. Все отверстия и полости агрегатов, трубопроводов и штепсельные разъемы, открываемые при демонтаже, немедленно закрывать специальными заглушками или полихлорвиниловой пленкой, не допуская загрязнения полостей агрегатов, трубопроводов и штепсельных разъемов. Применять деревянные пробки, бумагу, паклю, ветошь и т. п. запрещается.
7. При всех работах, связанных с разъединением штепсельных разъемов электрической сети, проверять состояние их гнезд и штырей. Герметические разъемы без надобности не вскрывать.
8. Накидные гайки штепсельных разъемов отворачивать и затягивать только с помощью ключей для штепсельных разъемов.
9. При замене предохранителей следить, чтобы они соответствовали номинальным значениям схемы.
10. Во всех случаях при выполнении регламентных работ необходимо при осмотрах или проверках какого-либо агрегата, узла или элемента оборудования обращать особое внимание на выявление и устранение следующих неисправностей:
— трещин, забоин и других механических повреждений на агрегатах, деталях;
— ослабления гаек крепления и их контровки;
— не герметичности и потертости трубопроводов и агрегатов систем, а также нарушения изоляции электропроводов;
— нарушения покрытий и коррозии деталей;
— повышенных люфтов в шарнирных соединениях и состояние смазкилабления гаек крепления и их контровки;— не герметичности и потертости трубопроводов и агрегатов систем, а также нарушения изоляции электропроводов;нарушения покрытий и коррозии деталей;
— повышенных люфтов в шарнирных соединениях и состояние смазкиа.
11. Гайки перед отворачиванием должны быть аккуратно расконтрены. Срывать шплинты, проволоку и отгибать усики пластинчатых шайб поворотом гаек или болтов запрещается, так как это может привести к срыву резьбы или вывертыванию шпилек.
12. При навертывании гаек прежде всего обращать внимание на то, чтобы гайка шла свободно от руки до места посадки, в то же время не имела качки на болте или шпильке, что является признаком неплотного прилегания витков. Торец гайки должен быть перпендикулярен к оси резьбы и не иметь шероховатостей или забоин.
Гайки до места посадки следует навертывать усилием руки. Не допускаются к эксплуатации слабые гайки с качкой и надирами на торце.
Окончательно затягиваются гайки крепления агрегата одним человеком. Нормальное и равномерное прилегание сопрягаемых поверхностей обеспечивается перекрестным чередованием затяжки гаек (болтов) крепления.
13. При замене агрегата, трубопровода и подтяжке соединения применять только тот вид контровки, который предусмотрен для данного соединения конструкцией. Замена одного вида контровки другим запрещается.
Контровочные детали (шайбы, шплинты или проволока) применяются только новые, повторное использование их не допускается.
14. Контровка соединения должна выполняться так, чтобы исключить возможность самоотворачивания гайки и самоослабления соединений при эксплуатации:
— при контровке гаек шплинтами совмещение осей отверстия под шплинт и прорезей гайки должно достигаться затяжкой гайки, если для этого не требуется большого усилия,
или заменой шайбы или гайки. Запрещается отвертывание гайки для совмещения прорезей и отверстия под шплинт. Разведенные концы шплинта после отгибки должны плотно прилегать к гайке, а головка шплинта входить в ее прорезь. Размеры шплинта подбираются по таблице в зависимости от диаметра болта;
— контровку гаек или болтов проволокой выполнять так, чтобы натяжение гайки (болта) от проволоки было направлено в сторону завертывания. Диаметр контровочной проволоки должен соответствовать диаметру отверстия, а длинные концы проволоки должны быть отрезаны и заделаны так, чтобы обслуживающий персонал при работе не повредил руки;
— при контровке пластинчатыми шайбами перед окончательной затяжкой гайки выбрать зазор между шпилькой и отверстием в пластинчатой шайбе со стороны, противоположной усику, загибаемому на фланец или корпус. Усик, загибаемый на фланец или корпус, должен иметь упор в сторону отвертывания гайки и загнут до плотного прилегания. Оба усика шайбы, контрящие гайку, должны быть загнуты после окончательной затяжки гайки на одну или две грани. Запрещается загибка усиков на угол гайки, зазор в местах прилегания усиков к граням не допускается
;
— при контровке разрезными пружинными шайбами гайку необходимо затягивать так, чтобы концы шайбы сошлись на одном уровне;
— при контровке контргайками последние должны затягиваться умеренно с таким усилием, чтобы они не воспринимали всей нагрузки затянутого соединения.
15. Перед установкой нового агрегата на вертолет проверить:
— соответствие наименования и маркировки или чертежного номера агрегата его назначению:
— срок хранения или срок службы;
— соответствие номера агрегата номеру, указанному в паспорте;
— расконсервацию агрегата.
16. Все работы, связанные с заменой агрегатов или деталей, должны быть внесены в формуляр вертолета.
17. Номера технологических карт соответствуют номерам пунктов осмотров по «Единому регламенту технической эксплуатации» (Авиационное оборудование часть III).
УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
1. При выполнении работ на вертолете должны соблюдаться меры предосторожности, гарантирующие безопасность работы обслуживающего персонала и исключающие возможность возникновения пожара, повреждения вертолета, его систем и оборудования, замыкания электросети, поражения током высокого напряжения и самопроизвольного включения оборудования. Во всех случаях нахождения на земле вертолета с установленным на нем радиоизотопным сигнализатором обледенения РИО-3 штырь датчика сигнализатора должен быть закрыт защитным кожухом с красным вымпелом, который снимается при проведении осмотра и проверок датчика и перед полетом.
2. Для постоянного надзора за состоянием сигнализатора РИО-3 командованием части должно быть выделено и утверждено приказом лицо, ответственное за соблюдение инструкции по эксплуатации сигнализатора обледенения РИО-3.
3. К обслуживанию сигнализатора РИО-3 технический состав может быть допущен только после проведения инструктажа и сдачи технического минимума по «Инструкции по эксплуатации радиоизотопного сигнализатора обледенения РИО-3» и «Санитарным правилам работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений № 333-60».
Повторный инструктаж и сдача технического минимума проводятся через каждые шесть месяцев.
4. При невозможности дальнейшей эксплуатации сигнализатора обледенения РИО-3 и разрядника агрегата зажигания СКНА-22-2А (поломка, выработка ресурса и т. п.) датчик с источником радиоактивного излучения и разрядник должны быть отправлены на завод-изготовитель или переданы по акту в специализированную организацию для захоронения.
Датчик с источником радиоактивного излучения и разрядник уничтожению и захоронению в части не подлежат.
5. Осмотры и регламентные работы по агрегатам электрооборудования выполнять при обесточенной электрической сети вертолета. Источники электроэнергии подключать к сети вертолета только по разрешению борттехиика вертолета, а в период выполнения регламентных работ — начальника группы регламентных работ.
При подключении источников электроэнергии к вертолету во время осмотров и регламентных работ должна быть вывешена табличка «Вертолет под током».
6. Во время работы двигателей запрещается находиться около хвостового винта и в плоскости его вращения.
7. При выполнении работ запрещается:
— прикасаться к корпусу вертолета до его заземления; — применять неисправный инструмент и контрольно-поверочную аппаратуру;
— производить монтажные и демонтажные работы в электрической сети, если вертолет находится под током;
— присоединять провода в местах, которые не предусмотрены монтажной схемой, а также провода с необлуженными концами или без наконечников;
— применять кислотную пайку;
— присоединять минусовые провода и перемычки металлизации к элементам конструкции вертолета без предварительной зачистки мест присоединения от лакокрасочных и противокоррозийных покрытий, а также на замасленные места;
— подключать под один контактный болт более трех проводов у распределительных устройств и более двух проводов у коммутационной аппаратуры, а также провода, сечения которых не предусмотрены для данной цепи;
— устанавливать автоматы защиты сети и предохранители, которые не соответствуют номинальным данным схемы, а также осветительные и сигнальные лампы - других типов и мощностей;
— пользоваться неисправными переносными лампами и электропаяльниками;
— подключать к вертолетным розеткам потребители (переносные лампы, паяльники и др.) без штепсельных вилок, а так же потребители, мощность которых больше расчетной для данной розетки;
— нарушать и изменять маркировку проводов, нарушать экранировку и прибортовку, а также прибортовывать провода и электрожгуты к трубопроводам вертолетных систем; устанавливать полупроводниковые диоды, не соответствующие типам, указанным в электросхемах;
— использовать изоляционные материалы, которые не предусмотрены технологией;
— включать без надобности бортовую сеть под напряжение;