Файл: 1Предмет спецкурса, его практическая значимость.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 6812

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Административная ответственность контрагентов за нарушение прав потребителя устанавливается за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных в статьях разд. II КоАП РФ или законов субъектов РФ в данной области, среди которых можно выделить, в частности, следующие статьи:

Статья 14.4 КоАП РФ:

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;

продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров или без таковой
; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой.

Статья 14.7 КоАП РФ:

Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 14.8 КоАП РФ:

нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

не предоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

56 Государственная и общественная защита прав потребителей.

Государственная защита прав потребителей финансовых услуг обеспечивается совокупностью государственных органов власти (Роспотребнадзор, Федеральная антимонопольная служба, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров), МВД России, в компетенции которых находятся вопросы в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. уполномоченные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по конт­ролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены cудом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.



Эти организации дают также разъяснения по вопросам применения конов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также утверждают положение о порядке рассмотрения ими дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Закон устанавливает, что изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный ин­дивидуальный предприниматель, импортер) по требованию соответствующих органов исполнительной власти и их долж­ностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную необходимую информацию (ст. 41 Закона РФ «О защите прав потребителей»)
1.

Ведущую роль в проведении государственного контроля и надзора на потребительском рынке играют следующие фе­деральные органы исполнительной власти:

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав по­требителей и благополучия человека;

Министерство внутренних дел РФ;

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Положение о Феде­ральной службе по надзору в сфере защиты прав потребите­лей и благополучия человека утверждено постановлением Правительства РФ

Согласно указанному Положению Федеральная служ­ба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпиде­миологического благополучия населения, защиты прав потре­бителей и потребительского рынка. Свою деятельность Служба осуществляет непосредственно и через свои терри­ториальные органы. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав по­требителей и благополучия человека в целях реализации пол­номочий в установленной сфере деятельности имеет право:

организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе на­учных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

пресекать факты нарушения законодательства РФ в уста­новленной сфере деятельности, а также применять пре­дусмотренные законодательством РФ меры ограничитель­ного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию по­ следствий нарушений юридическими лицами и гражда­нами обязательных требований в установленной сфере де­ятельности;

осуществлять контроль деятельности территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере дея­тельности (п. 6 Положения о Федеральной службе по над­зору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).

В соответствии с вышеуказанным Положе­нием Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не имеет права осу­ществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказа­ние платных услуг.

Общество по защите прав потребителей: направляет претензии, иски и жалобы в суды и другие органы; анализирует договоры, чтобы установить, не противоречат ли они требованиям закона в области защиты прав потребителей; проводит экспертизу с выдачей экспертного заключения; организует обучающие семинары и конференции, а также дает гражданам юридические консультации по вопросам защиты их прав.

осуществляется защита прав потребителей органами местного самоуправления. Соглас­но п. 2.2 Методических рекомендаций для органов местного са­моуправления по организации защиты прав потребителей (разработаны Министерством РФ по антимонопольной поли­тике и поддержке предпринимательства на основании ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей») органы местного самоуправления:

рассматривают письменные и устные обращения и заяв­ления потребителей;

консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;

оказывают помощь потребителям в восстановлении их на­ рушенных прав, в том числе и при составлении исков в суды;

анализируют договоры, заключаемые продавцами (изго­товителями, исполнителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей;

обращаются в суды в защиту прав потребителей (неопре­деленного круга потребителей).

Этим же пунктом Методических рекомендаций предусмот­рено, что заявления потребителей должны рассматриваться в срок не более месяца. В случаях, когда для рассмотрения за­явления необходимы проведение экспертизы, востребование дополнительных материалов и т.д., сроки рассмотрения могут быть в порядке исключения продлены, но не более чем на один месяц.

Работники подразделений по защите прав потребителей, рассматривая заявления и обращения потребителей, при не­обходимости проводят проверки хозяйствующих субъектов1.

В случае подтверждения нарушений в соответствии с уста­новленными полномочиями принимают следующие меры по их устранению:

разъясняют потребителям их права, помогают в состав­лении претензий к хозяйствующим субъектам по выяв­ленным фактам нарушений законодательства о защите прав потребителей. Претензия вручается адресату лич­но с отметкой о вручении либо отсылается по почте заказ­ным письмом с уведомлением. У потребителя должна оста­ваться копия претензии;

проводят работу с хозяйствующими субъектами в целях устранения нарушений в добровольном порядке, разъяс­няют их обязанности и установленные Законом РФ «О за­щите прав потребителей» последствия несоблюдения норм настоящего Закона;

по фактам выявления товаров (работ, услуг) ненадлежа­щего качества, а также опасных для жизни, здоровья, иму­щества потребителей и окружающей среды составляют акты о выявленных нарушениях и незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопас­ности продукции и услуг;

помогают потребителям составлять исковые заявления в суд либо самостоятельно предъявляют иски в защиту прав конкретного потребителя или о признании действия продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и пре­кращении этих действий. В соответствии со ст. 13 Зако­на РФ «О защите прав потребителей», если с заявлением в защиту прав потребителей выступают органы местного самоуправления, а суд вынес решение о взыскании с изго­товителя, продавца, исполнителя, нарушившего права по­требителя, штрафа за несоблюдение добровольного поряд­ка удовлетворения требований потребителя, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются со­ ответствующему органу местного самоуправления. При этом важно, чтобы орган местного самоуправления заявил требование о взыскании такого штрафа с хозяйствующего субъекта;

обращаются за консультациями в соответствующие орга­ны или передают им на рассмотрение материалы по конк­ретным нарушениям законодательства о защите прав по­требителей