Файл: 1Предмет спецкурса, его практическая значимость.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 6810

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1Предмет спецкурса, его практическая значимость.

Предмет Потреб.Право представляет собой систему научных знаний, идей, понятий  и суждений о правах потребителей, что находит свое отражение в различных правовых доктринах и в законодательных актах. Как самостоятельная комплексная отрасль потребительское право признано учеными-правоведами в октябре 1998. наука потребительского права изучает закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования потребительского права. Предмет теории потребительского права есть само потребительское право, основные закономерности его возникновения и развития, его сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности потребительско-правового сознания и потребительско-правового регулирования Предмет потребительского права  составляют следующие общественные отношения:

Во-первых,  обмен товаров, работ и  услуг на денежные средства;

Во-вторых, отношения регулируются государством и нормативно-правовыми актами в области потребительских отношений

В-третьих, предмет потребительского права составляют отношения по обеспечению потребительского правопорядка с участием или в интересах потребителей.

Важной особенностью исследуемой  отрасли, «определяющей ее предмет регулирования, является субъектный состав»3, подчеркивает Ю.Е. Булатецкий. Центральной фигурой регулируемых отношений является потребитель. В потребительском праве за основу берется понятие «потребитель», определяемое в законе «О защите прав потребителей в РФ» следующим образом: «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары, (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли». ГК РФ наделяет правом самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки несовершеннолетних граждан, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, и малолетних граждан, в возрасте от шести до четырнадцати лет, полная потребительская дееспособность которых возникает с восемнадцати лет. Из законов следует вывод, что несовершеннолетние потребители обладают гражданской процессуальной дееспособностью и имеют право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы.

Практическая значимость спецкурса «потребительское право» состоит в том, что необходимо наладить механизм реализации прав потребителей, повысить правовую культуру населения в молодой науке потребительского права и разъяснить потребителям, как, когда, где и при наличии каких обстоятельств, граждане могут защитить нарушенные потребительские права.

В регулировании потребительско-правовых отношений используются императивные и диспозитивные методы, так как в предмет входят и отношения равенства и отношения влестеподчинения (к примеру, предприниматель подчиняется какому-либо органу управления).

Законы, защищающие права  потребителей, как правило, используют императивное регулирование. Однако, в  некоторых случаях государство, используя диспозитивный метод  регулирования, сознательно воздерживается от навязывания участникам потребительских  правоотношений своей воли, предоставляя им самим решать, какая модель потребительских  правоотношений для них наиболее приемлема.

Метод правового регулирования  определяется тем, какие нормы в потребительском праве преобладают. Следовательно, речь может идти лишь о соотношении между императивными и диспозитивными нормами в потребительском праве, что связано с особенностями правового регулирования потребительских отношений. Субъекты потребительских правоотношений юридически неравноправны. Это происходит в силу того, что одни из них, потребители, экономически слабее, а предприниматели экономически более сильны, что оказывает влияние на их отношения. Именно наличие такого неравенства и экономической зависимости служит обоснованием необходимости регулирования потребительских отношений в основном императивными нормами.

«Метод потребительского права является не просто императивным, а императивно - дозволительным, что роднит его с гражданско-правовым методом». Дозволительный характер проявляется в преобладании управомочивающих норм, наделяющих участников потребительских отношений определенными правами.


2Система спецкурса, его место в системе права РФ и юридических знаний.

Раскрывая понятие «система потребительского права» нужно учитывать, что оно имеет различную смысловую  нагрузку и рассматривается как  отрасль права, наука и учебная  дисциплина (спецкурс).

в рамках спецкурса  «Потребительское право» изучаются  его Общая и Особенная части. Общая часть дисциплины «Потребительское право» исследует такие вопросы  как:

основополагающие понятия  и принципы потребительского  права;

- вопрос о праве потребительского  просвещения; 

право государственного  регулирования и гарантии качества  и безопасности товаров (работ,  услуг) для жизни и здоровья  потребителей, окружающей среды  (стандартизационное, сертификационное  и лицензионное право);

- информационные права  потребителей;

защита прав потребителей  органами государственной власти  и местного самоуправления, а  также общественными организациями  потребителей;

- потребительско-правовая  ответственность. 

Особенная часть учебного курса «Потребительское право» охватывает изучение трех разделов:

1. Правовой режим продажи  товаров потребителям;

2.Защита прав потребителей  при выполнении работ или оказании  услуг;

3. Государственная и общественная защита прав потребителей.

Правовой режим продажи  товаров потребителям определяет конкретные правила отдельных видов купли-продажи, сроки осуществления и защиты потребительских прав. В рамках данного  раздела изучаются правовые режимы продажи товаров ненадлежащего  качества, устранения недостатков товара изготовителем или замены товаров  продавцом, а также правовой режим  расчетов с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего  качества.

Второй раздел Особенной  части  «Защита прав потребителей при выполнении работ или оказании услуг» включает в себя исследование  правил выполнения отдельных видов  работ и правил оказания отдельных  видов услуг, а также их правовой режим, в случае обнаружения недостатков  работы или услуги либо нарушения  сроков выполнения работ и оказания услуг.

Что же касается государственной  и общественной защиты прав потребителей, то здесь, в рамках спецкурса «Потребительское право» рассматриваются механизмы  государственной, муниципальной и  общественной защиты прав потребителей.

В качестве Специальной части  выделены вопросы изучения международного потребительского права.

Таким образом, потребительское  право как учебная дисциплина представляет собой систему знаний о потребительском праве как  отрасли права. В предмет спецкурса  «Потребительское право» также включены следующие самостоятельные темы:

1) методы научных исследований;

2)правоприменительная и  правотворческая практика;3) история развития потребительского  права; 

4) источники потребительского  права; 

5)международноправовое  регулирование защиты прав потребителей6)правовое регулирование  защиты прав потребителей в  различных странах мира;

7) источники научно-правовой  информации;

8)понятийный аппарат,  раскрывающий специальную терминологию, применяемую в потребительско-правовой  науке

Учебная дисциплина потребительского права взаимодействует с такими юридическими дисциплинами как гражданское, гражданско-процессуальное, административное, государственное, муниципальное право и др.

Теория потребительского права составляет его отрасль, что, в свою очередь, позволяет исследовать  вопрос комплексного характера дисциплины «потребительское право» с точки  зрения комплексной отрасли права.

«Потребительское право - это совокупность юридических норм и институтов, установленных высшими органами государственной власти, регулирующих и обеспечивающих государственно-правовым принуждением однородные общественные отношения, участниками которых прямо или косвенно являются потребители»16, определяет Г.Я. Цехер. Таким образом, потребительское право в широком смысле слова является нормативной базой для государственной защиты прав и охраняемых законом интересов потребителей.

Комплексный характер учебной дисциплины «потребительское право»  объясняется тем, что данный спецкурс включает нормы многих отраслей законодательства, обладающих признаками особенного государственно-правового регулирования прав и охраняемых законом интересов потребителей.

Комплекс норм потребительского права включает в себя нормы, охраняющие и регулирующие общественные отношения с участием и в интересах потребителей конституционного, административного, государственного, гражданского, гражданского процессуального, здравоохранительного, международного, муниципального, образовательного, предпринимательского, прокурорского, судебного, таможенного, экологического и иных отраслей права.

К примеру, спецкурс «Потребительское право» взаимодействует с дисциплиной государственного (конституционного) права в том смысле, что потребительское право берет свое начало в Конституции РФ. Права потребителей, как часть прав граждан, гарантируются Конституцией (статья 45); являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов (статья 18). Гарантии прав потребителей существуют в виде экономических, юридических, организационных институтов и средств, применяемых государством на разных уровнях регулирования. Положение Конституции «Каждый имеет право получать информацию любым законным способом» (ч. 4 статьи 29) развивается законом «О защите прав потребителей в РФ» (статьи 8-10) и обеспечивает право потребителей на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).

Кроме того,  закон «О защите прав потребителей в РФ» провозглашает право потребителя на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для окружающей среды17. Здесь присутствует прямая взаимосвязь не только с дисциплиной «государственное право» (право на благоприятную окружающую среду), но и с дисциплиной «экологическое право» (защита экологии и окружающей среды).

Учебная дисциплина «Потребительское право» также взаимодействует с  дисциплиной гражданского права. Так, например, Пленум ВС РФ в Постановлении от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» разъяснил следующее: «Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров розничной купли - продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 статья 676 ГК РФ); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя - гражданина, в том числе предоставление кредитов для личных (бытовых) нужд граждан, открытие и ведение счетов клиентов - граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; и других договоров, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли»18. Этим и определяется взаимосвязь потребительского и гражданского права.

Соотношение потребительского права с административным проявляется в том, что нарушители прав потребителей (предприниматели) привлекаются к административной ответственности в случае нарушения установленных государством и местными органами власти обязательных требований и правил в интересах потребителей и обман потребителей. Раньше была предусмотрена уголовная ответственность за обман потребителей, но на сегодняшний день статья Уголовного кодекса «Обман потребителей», утратила силу, на сегодня данная статься предусмотрена КоАП РФ Статья 14.7. Обман потребителей

 

3История развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом.

Еще в древнейшие времена, с появлением частной собственности, возникает и получает большое распространение договор, направленный на обращение вещей, на переход их из одного хозяйства в другое. То, что потребитель нуждается в защите, люди признали еще в древности. Поэтому практически во всех сводах законов уже с тех времен присутствовали нормы, защищающие интересы граждан как потребителей. Люди старались защищать права покупателя еще в древние времена. Первым примером такого рода могут служить законы Хаммурапи - царя, правившего Вавилоном в 18 в. до н.э. Так законы Хаммурапи регулировали отношения кредита, качества товаров и услуг и ответственность за продажу некачественных товаров. В средние века процесс купли-продажи жестко регулировался городскими властями во многих странах. Например, в Австрии в 15 в. продавец разбавленного или прокисшего молока должен был выпить все некачественное молоко.

Как массовое явление движение потребителей получило свое распространение в 20 веке. В 1936 году был создан Союз потребителей, независимый от государства и бизнеса. Впервые в мировой истории в защиту прав потребителей выступил глава государства - президент США Дж.Ф. Кенеди, который заявил: "Потребители, по определению, это мы все. Потребители - это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, который зачастую не слышен".

Он представил конгрессу послание "Специальное сообщение по защите прав потребителя", в котором были провозглашены права потребителей, такие как право на безопасность, право быть информированным, право выбирать и право быть услышанным. Провозглашенные Дж.Ф. Кеннеди права потребителей являются фундаментальными, на их реализацию и защиту ориентированы правительства государств мирового сообщества. отмечается как всемирный день защиты прав потребителей. был создан Союз потребителей, независимый от государства и бизнеса.

В Японии создание административно-правовой защиты потребителей происходило двумя путями. Первый состоял из принятия законодательных актов, основным из которых является основной закон об охране интересов потребителя. Он определил ответственность государства, местных организаций и производителей в области защиты прав потребителей. Другой путь - организация системы государственных учреждений, которые вырабатывают общую политику, выполняют координационные и контролирующие функции, осуществляют товарные инспекции, помогают решать спорные вопросы, информируют потребителей. Но созданная защита не стала надежным щитом японских потребителей, а подлинным защитником интересов потребителей стало потребительское движение.

Во Франции был принят Закон о фальсификации и подлогах в области товаров и услуг. одобрен Закон об охране прав и информации о потребителях. Государство обеспечивает защиту потребителей через различные организации и службы. Из них наиболее значительные: служба предотвращения обмана покупателей и контроля за качеством товаров и национальный институт потребления.

В Великобритании опубликована Белая книга, которая посвящена обеспечению безопасности товаров и на основе которой был принят закон, предусматривающий ответственность за ущерб причиненный потребителю дефектами изделия.

Говоря об истории возникновения защиты прав потребителей необходимо упомянуть о консъюмеризме - общественном движении, направленном на обеспечение прав потребителей, одной из целей которого является регулирование деятельности производителей и продавцов товаров, а также других участников рынка. Консъюмеризм берет свое начало в США, откуда позднее произошло его распространение в другие страны. В США он начался с борьбы с недоброкачественной продукцией, затем перешел к антимонопольной борьбе, к контролю над продуктами питания и лекарствами, потом - к борьбе с нечестной торговой практикой, недостоверной рекламой и маркировкой, далее к проблемам защиты окружающей среды, к борьбе с недостоверной информацией и регулированию рекламной деятельности. В Западной Европе консъюмеризм в значительной степени концентрирует свое внимание на экологии. Зеленые оказывали давление на все уровни управления в странах Западной Европы. В результате госструктуры предъявляли экологические требования к производителям. Реакцией европейского бизнеса являлось появление продуктов, не оказывающих вредного влияния на окружающую среду. В Британии начали производить пеленки из небумажного сырья. Германское федеральное Агентство защиты среды учредило ярлык Голубого Ангела для экологически чистых продуктов. В Бельгии была создана линия чистящих средств, не загрязняющих среду.
4Законодательство о защите прав потребителей.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. В 2023 году были внесены очередные изменения в законе «О защите прав потребителей», касающиеся нескольких важных разделов.
Новые нормы, которые были добавлены в 2023 году в ЗоЗПП, корректируют сферы отношений между покупателем и продавцом. Новшества касаются: обязательств российских магазинов принимать национальные платежные документы; требований к качеству отдельных товаров; государственного контроля в области защиты прав потребителей. Все участники со стороны торговых организаций и предприятий по оказанию работ, услуг должны знать основные нормы, регулирующие их отношения с простыми гражданами. Это позволит на должном уровне регулировать качество оказываемых услуг.
В соответствии с ФЗ ст «О защите прав потребителей» была скорректирована: ИП и юрлица, годовая выручка которых составляется более 20 млн. рублей обязаны принимать к оплате карты «Мир». Данная обязанность возникает в соответствии с требованиями вышеуказанной статьи. Продавец должен обеспечить возможность оплаты товаров и услуг с использованием национальных платежных документов. Ранее это требование касалось только магазинов, выручка которых составляла 40 млн. рублей в год. В марте 2021 сумма составляла 30 млн. рублей. Сейчас норма дохода снижена до 20 млн. рублей. Если продавец откажется принимать данный платежный документ, к нему применяется административное наказание. В соответствии со статьями КоАП РФ размер штрафа составит: для ИП – от 10 000 до 15 000 рублей; для юрлиц – от 30 000 до 50 000 рублей. Данное нововведение поможет сократить оборот наличных, а также контролировать движение денежных средств.
Корректировке подверглась статья закона «О защите прав потребителей». Основание для нововведений – ФЗ от декабря 2020 года. Изменения вступили в силу с апреля 2021 года. Ранее пункт данной статьи указывал только на то, что при продаже товаров по образцу или описанию продавец обязан передать товар, который соответствует указанной информации. В 2020 году норму дополнили пунктом про отдельные виды технически сложных товаров, на которых установлены программы для ЭВМ. Покупателю должна быть обеспечена возможность использования таких товаров с программами, странами происхождения которых являются РФ и другие государства, входящие в Евразийский экономический союз. Перечень отдельных видов технически сложных товаров, а также порядок установки программ и требования к ним определяются Правительством РФ.
В соответствии с ФЗ от .2021 нововведения коснулись статьи ЗоЗПП. Данные меры были направлены на то, чтобы потребителю было проще получить информацию о защите собственных прав. С этой целью должен быть введен открытый, общедоступный государственный информационный ресурс. Порядок его введения утверждается Правительством РФ. В соответствии с новой редакцией статьи государственный контроль над защитой прав потребителей должен осуществляться федеральных органом исполнительной власти. В его обязанности входит надзор за соблюдением продавцами, ИП, агрегаторами норм закона, технических регламентов. Орган государственного надзора может отстаивать интересы потребителей в суде. Также он вправе требовать ликвидировать организацию или прекратить деятельность ИП, если в случае грубого нарушения прав потребителей наступили смерть, массовые отравления, заболевания людей.
Эти правила остались практически без изменений. Закон дает право гражданам возвращать даже качественный товар, если с момента покупки не прошло две недели (ст. 25 ЗоЗПП). Должны соблюдаться важные условия: предмет не использовался; товарный вид изделия не изменился; ярлыки (бирки и пломбы не повреждены). Отсутствует прямое требование прикладывать к заявлению чековый документ, подтверждающий приобретение товара.
Если работники торговли не принимают обращение гражданина, ссылаясь на отсутствие чека покупки, то это прямое нарушение закона. Необходимо направить жалобу в органы, контролирующие деятельность продавцов и исполнителей – Роспотребнадзор, прокуратуру, а в исключительных случаях – суд. Не все качественные вещи можно вернуть. Утвержден список определенных групп товаров, к ним относятся: лекарственные препараты; садовые химикаты и препараты бытовой химии; средства косметологии и парфюмерии; сложные технические товары; иные виды. Предприятия не имеют права самостоятельно вносить изменения в утвержденный перечень. Качественный товар можно вернуть, если: изделие не подходит по размерам или форме; не понравился фасон; не подошло по размеры; требуется техника с иными комплектующими.
Если после покупки человек обнаружил в технике брак, то он может предъявлять свои претензии к продавцу даже после истечения 15 дней (ст. 21 ЗоЗПП). В этом случае придется устанавливать обстоятельства поломок. В этом случае человек может: оформить возврат бракованной вещи в магазин и попросить вернуть деньги за покупку; потребовать исправить имеющиеся поломки за счёт продавца; обратиться с просьбой о замене на идентичную продукцию или подборе подобного товара иного производителя с возможной доплатой стоимости. Претензия составляется в произвольном виде и передается сотрудникам магазина. Производитель обязан выполнить законные требования потребителя, если неисправности появились не по вине человека. Будет назначена экспертиза. Если будет выявлена вина покупателя, то ему придется возместить стоимость экспертизы, доставки и хранения товара.
На протяжении нескольких лет потребители направили в надзорные органы большое количество жалоб на сервисы в Интернете, оказывающие торговые услуги дистанционно. Поэтому с января 2019 года введена норма – за недостоверную информацию о товаре или услугах будет отвечать не только продавцы, но и агрегаторы. К таким системам относятся предприятия любых организацинно-правовых форм деятельности и ИП, при наличии определенных критериев: на интернет-сайте можно ознакомиться с товаром и оказываемыми услугами конкретных продавцов; внести предоплату или полный расчет через сервис в электронном виде. В новых правилах прописано, что владелец платформы должен разместить на ресурсе сведения о себе и продавце товаров (ст. 9 ЗоЗПП). Перечислим, что подлежит обязательному информированию: Фирменное название предприятия Адрес, где находится магазин График работы Сведения о регистрации юридического лица или физического в качестве ИП ФИО Сообщение об изменении указанной выше информации Если у исполнителя меняются сведения, обязательные для информирования, то они обязаны сообщить новые данные в течение одного рабочего дня. Владелец платформы должен разместить указанные сведения на своем сайте, либо сделать ссылку на сайт продавца для получения достоверной информации о продукции. потребитель может требовать с агрегатора возмещения убытков, если они возникнут из-за нерасторопности сотрудников платформы. Это происходит лишь в нескольких случаях: не своевременное размещение, предоставленной информации от продавца; агрегатор укажет недостоверные сведения (даже по невнимательности). Агрегатор не обязан возмещать убытки потребителю, если была размещена информация, предоставленная продавцом, но она не соответствовала действительности. Процедура обращения покупателя: гражданин направляет в адрес руководителя платформы требование о возврате денег; собственнику сервиса дается 10 дней на перечисление денег на счет покупателя. Такое требование человек может предъявлять не во всех случаях, а лишь при соблюдении определенных условий. 1-е требование нарушен срок поставки оплаченного товара 2-е требование покупатель направил в адрес продавца уведомление об отказе сделки купли-продажи по причине несоблюдения периода оказания услуг Кроме того, гражданин помимо требования о денежной компенсации, должен направить руководству платформы подтверждение, что уведомление об отказе от покупки в адрес продавца было направлено. Если будет установлено, что фактически гражданин получил товар, то агрегатор откажет в выплате денег. При наличии споров и вопросов к информации, размещенной на сайтах «Озон», «Беру», «Букинге» или ином электронном ресурсе, претензия направляется не продавцу, а агрегатору. При отсутствии реакции со стороны представителей Интернет-сервиса направляется жалоба в Роспотребнадзор.
Надзорный орган имеет право: запрашивать документы и информацию для защиты прав потребителя; в любое время проверять помещения, предназначенные для ведения деятельности фирм, но при наличии разрешительного бланка руководства госучреждения; при выявлении нарушений, сотрудники, проводившие проверку, могут выписать предписание для их устранения; обязать нарушителей принять меры для недопущения повторения нарушений, касающихся жизни и здоровья людей; направлять в судебные органы заявления для защиты прав потребителей; при выявлении грубых или особо опасных нарушений (более 2-х раз в год) контролирующему органу разрешено направлять в суд ходатайство с целью ликвидации агрегатора. В случае не согласия с выводами надзорных органов, гражданин может обратиться за защитой своих прав в судебные инстанции. Закон дает уверенность простым гражданам, что их права будут защищены в самых непредвиденных ситуациях.


5Понятие и характеристика потребительского рынка.

Потребительский рынок занимает значительное место в рыночной экономике и имеет особые характеристики.

1. Потребительский рынок – это купля-продажа конечных товаров и услуг потребительского назначения. В качестве продавцов не этом рынке выступают предприятия, а покупателей – домохозяйства или практически все население данной страны, когда речь идет о внутреннем рынке. Основное назначение потребительского рынка – удовлетворение бесконечных потребностей людей. Через этот рынок идет формирование и увеличение личной собственности людей и достигается рост материального достатка.

Потребительский рынок рассматривается как генератор новых потребностей в обществе, т.к. момент купли-продажи есть момент удовлетворения или отрицания данных потребностей и возникновения новых, более высоких.

2. Потребительский рынок выступает также источником доходов предприятий, и чем больше товарооборот на этом рынке, тем выше доходность предприятий и больше их издержки на покупку производственных ресурсов.

3. Основной особенностью данного рынка является то, что спрос на этом рынке первичен и определяется желаниями и возможностями людей. По своему характеру спрос в основном эластичен по цене и доходу, т. е. хорошо реагирует на понижение цены, поэтому на этом рынке наиболее ярко проявляется экономический закон спроса. Данный рынок наиболее благоприятен для продавцов, т. к. они имеют возможность воздействовать на свой доход.

4. Потребительский рынок имеет огромные масштабы, как по числу покупателей и продавцов, так и по общему объёму товарооборота. Это обусловлено тем, что домашние хозяйства оставляют на этом рынке до 80% своего дохода.

5. К особенностям этого рынка можно отнести то, что он носит розничный и мелкооптовый характер, т. е. продажи индивидуальны и ориентированы на конкретного потребителя.

6. Потребительский рынок подразделяется не многочисленные субрынки и сегменты.

Субрынок – деление рынка на товарные группы, в результате формируются рынки конкретных товаров. Такие, как рынок мебели, одежды, образовательных услуг и т.д. Подобное деление даёт информацию о насыщенности рынка, о цене, а также об особенностях организации продаж для продавца.

Сегмент – это часть общего рынка, которая ориентирована на конкретного потребителя (например, рынок детской, взрослой, женской, мужской, стильной, дорогой и т.д. одежды).



Цель сегментации – знать своего покупателя и производить товары и услуги именно с учётом его потребностей, социального положения, дохода и т. д.

7. На потребительском рынке существует высокая конкуренция, в основном монополистическая и олигополия. Монополия встречается редко.

Присутствуют 2 основных метода конкурентной борьбы:

1) ценовая конкуренция, когда устойчивость предприятия обеспечивается за счёт манипулирования ценой (её повышения и понижения);

2) маркетинговая конкуренция, когда продавец стремится увеличить объёмы продаж, используя неценовые факторы спроса (рекламу, купонную систему, выставки, ярмарки, подарки, послепродажное обслуживание и т.д.).

  в 2023 году тенденция, в соответствии с которой россияне будут экономить на потребительском рынке, сохранится», Причин несколько: проблемы с доходами населения, накопленная инфляция, опасения возможной будущей нестабильности. Тем более что в прошлом году уже случались ажиотажные закупки впрок.

А режим потребительской экономии может предполагать либо полный отказ от какого-либо вида расходов, либо сокращение объемов потребления того или иного товара, либо переход к приобретению более дешевого продукта. «Все вышеперечисленное, очевидно, может привести к снижению качества жизни как в объективных, так и субъективных параметрах».

«На данный момент мы видим сохранение сберегательной модели поведения потребителей с ростом спроса на товары преимущественного среднего и низкого ценовых сегментов».Эта тенденция характерна и для продовольственной, и для непродовольственной розницы. Потребители, по его словам, ищут умные решения для управления расходами, проводят больше времени на онлайн-витринах торговых сетей и посещают большее число магазинов в поисках наиболее выгодных предложений.

Опросы ФОМа, которые проводятся по заказу Центробанка, подтверждают, что в январе 2023-го увеличилась доля россиян, склонных к сбережениям, а не крупным покупкам. Она составила 55% против, например, 50% в январе 2022-го и 54% в январе 2021-го (опрошено более 2 тыс. респондентов).

Отмечена интересная деталь. В начале этого года заметно улучшились потребительские настроения населения: индекс потребительских настроений (ИПН) вырос с 95 пунктов в декабре 2022-го до 101 в январе 2023-го. Судя по данным ФОМа, на протяжении всего прошлого года этот показатель в принципе не поднимался выше отметки в 100 пунктов.


«Все его составляющие выросли, но особенно сильно выросли ожидания улучшения экономической ситуации в стране через год и через пять лет, а также ожидания улучшения собственного материального положения.

По ее словам, сказались два фактора. Во-первых, снова сезонность: «Люди накануне нового года обычно настроены напряженно, опасаются нового витка роста цен, а в январе, увидев реальную ситуацию, успокаиваются». В январе ИПН обычно растет, а в феврале возвращается на предыдущие значения.

Во-вторых, повлияли особенности именно 2022 года. «Он был очень тревожным для россиян, и весной, особенно в марте, было много страхов и опасений серьезного ухудшения экономической ситуации. Однако год завершился, экономика, в представлении рядового потребителя, в целом справилась, уровень и качество жизни драматично не изменились. Отсюда рост надежд на то, что дальше ситуация будет улучшаться.Тем не менее, как предполагает социолог, в феврале все-таки произойдет некоторый откат потребительских настроений россиян, в том числе потому, что «нынешние ожидания выглядят завышенными». 

Слова «потребитель» и «покупатель» в маркетинге имеют строго определенный смысл. Покупатели — это лица, непосредственно осу­ществляющие покупку. Их поведение в магазине определяется индивидуально или как следствие намерений всей семьи либо до­машнего хозяйства.

Потребители — понятие более широкое, под­разумевающее субъектов рынка, удовлетворяющих свою потребность (определяющих нужду, поиск товаров, покупку, использование).

Потребительскими принято называть такие рынки, где покупатели при­обретают товары для личного использования или использования членами се­мьи. В качестве потребителей на рынке выступают конечные потребители, а также организации (предприятия)-потребители. Конечные потребители — это лица (индивидуальные потребители), семьи (малые общности, основанные на браке или кровном родстве), домашние хозяйства (одна или несколько семей, объединенных общим хозяйством). К организациям (предприятиям)-потребителям относятся производственные предприятия, предприятия оптовой и роз­ничной торговли, государственные и другие некоммерческие учреждения. Конечные потребители приобретают товары и услуги для личного поль­зования. Промышленные предприятия закупают различные товары и услуги для производства товарной продукции и перепродажи ее другим потреби­телям. В качестве посредников предприятия оптовой торговли покупают крупные партии промышленных и потребительских товаров для оптовой ре­ализации, а также складские помещения, транспортные средства, страховые услуги и др. Предприятия розничной торговли покупают товары у предпри­ятий-производителей и оптовой торговли для перепродажи их конечным по­требителям. Они нуждаются в торговых площадях и оборудовании, средствах рекламы и выкладки товаров.


Что касается государственных предприятий, то они как потребители при­обретают множество товаров и услуг для деятельности государственных сфер экономики (военная, транспортная, связи, экологическая и др.), а также для формирования материально-технической базы министерств и ведомств, пра­вительственных и муниципальных учреждений.

Поведение конечных потребителей обусловлено прежде всего характером и настоятельностью самих потребностей. Существует определенная система личных потребностей, которую можно рассматривать на различных уровнях. Поведение покупателей здесь является весьма сложным процессом, что объясняется влиянием на покупательское поведение целого круга факторов. Котлер выделяет четыре группы факторов .



В большинстве случаев указанные факторы не поддаются контролю со стороны деятелей рынка, но их необходимо учитывать и использовать в управлении рыночной деятельностью предприятия.

В качестве потребителей на рынке выступают конечные по­требители, а также организации (предприятия)-потребители.

Конечные по­требители — это лица (индивидуальные потребители), семьи (малые общности, основанные на браке или кровном родстве), домаш­ние хозяйства (одна или несколько семей, объединенных об­щим хозяйством); вторые — производственные предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли, государственные и другие некоммерческие учреждения. Конечные потребители приобретают товары и услуги для личного пользования.

Промышленные предприятия и различные организации закупают товары и услуги для производства товарной продукции и перепродажи ее другим потребителям. В качестве по­средников предприятия оптовой торговли покупают крупные пар­тии промышленных и потребительских товаров для оптовой реа­лизации, им требуются помещения, транспортные средства, стра­ховые услуги и др. Предприятия розничной торговли приобретают товары у предприятий-производителей и оптовиков для перепро­дажи их конечным потребителям. Они нуждаются в торговых площадях и оборудовании, средствах рекламы и выкладки товаров. Что касается государственных предприятий, то они приобрета­ют множество товаров и услуг для деятельности государствен­ных сфер экономики (военная, транспортная, связи, экологи­ческая и др.), а также для формирования материально-техни­ческой базы министерств и ведомств, правительственных и му­ниципальных учреждений.