ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 6815
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Факторы, влияющие на покупательское поведение: маркетинговые (усилия самой фирмы - 4Р) и социальные, психологические, культурные и личностные факторы покупательского поведения
На выбор покупателя сильное влияние оказывают культурные, социальные, личностные и психологические факторы. В большинстве случаев маркетологи не могут управлять этими факторами, но они должны их учитывать.
6Потребитель как субъект потребительского рынка – его характеристика.
Потребитель – главный субъект рынка, который, удовлетворяя свои потребности, формирует спрос. Выбор = f (полезность, доход. Типичные общие черты поведения среднего потребителя : спрос потребителя зависит от уровня его доходов;каждый потребитель стремится получить за свои деньги «все, что можно», т. е. максимизировать совокупную полезность;средний потребитель имеет отчетливую систему предпочтений, свои вкус и отношение к моде;на спрос потребителя влияет наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров. Потребитель будет увеличивать спрос на какой-то товар до тех пор, пока его предельная ценность выше, чем у другого.
Каждый потребитель при выборе товаров руководствуется своим вкусом, склонностями, потребностями, постоянно стремится к рациональности в своем поведении, что обеспечивает ему максимум удовлетворения потребностей.
Действия и поступки, мотивация принятия решений потребителями зависят в первую очередь от цен на конкретный товар, на альтернативные и сопутствующие товары, от уровня дохода, покупательной способности, характера личных нужд в соответствии с социальными, национальными и другими условиями и общественными ценностями и тому подобное. Существенное значение при формировании поведения потребителя имеют и психологические мотивы. К ним относятся так называемые покупательские эффекты, в частности "эффект подражания", когда те или иные экономические блага пользуются спросом только потому, что их приобрели другие покупатели; "покупательский эффект сноба", когда покупка товара осуществляется "вопреки тому, чего желают другие". Субъективную особенность желаний потребителя характеризует психологический "эффект демонстрации исключительности", то есть когда потребитель демонстративно покупает дорогие престижные товары, служат не столько для удовлетворения потребностей, сколько для того, чтобы произвести впечатление исключительности, проявить свою платежеспособность. Способность экономических благ и услуг в процессе их потребления удовлетворять любые человеческие потребности в экономической теории называют полезностью. В полезности отражаются сопоставления объективной и субъективной сторон экономического блага.
Полезность - цель потребления, при таком содержания она отражает в первую очередь субъективную оценку индивидуальным потребителем желание приобрести то или иное благо независимо от того, приносит его потребления в пользу объективном развития данного человека или наносит вред.
Польза - это свойство экономических благ удовлетворять потребности при их потреблении. Она формируется под влиянием объективных и субъективных обстоятельств, действий потребителя. Между полезностью, спросом и ценой блага существует функциональная связь. Полезность экономического блага - это его потребительский эффект, соотнесен и сравним с уплаченными за него деньгами. В этой роли деньги выступают для потребителя первой количественной мерой полезности купленных товаров. Другой, не менее существенной и достаточно определенной степени выступает количество товаров, приобретенных потребителем по ценам, которые желательны для него в данный момент. Если потребитель уверен, что полезность пропорциональна его цене, то покупка его первой единицы дает ему большое удовольствие. Естественно, что потребитель может осуществить второе, третье и последующее приобретение необходимого ему товара. Поскольку расти суммарный объем этой полезности, потребитель может продолжать покупать единицы этого товара.
Потребительская равновесие - структура расходов потребителей (при определенном уровне бюджетного дохода), с которой достигается общая полезность от всего набора потребительских благ. Изменяя структуру потребления в направлении увеличения расходов на одни товары за счет других, потребитель не в состоянии увеличить общую полезность.
Экономическая теория предполагает, что цель поведения каждого платежеспособного потребителя - максимальный экономический удовлетворения личных потребностей. Например, потребитель X в конкретном случае отдает предпочтение покупке товара А (пусть это будет чай). Пользование этим товаром дает потребителю удовольствие, но не бесконечно, а до определенного предела: первая чашка чая дает большое удовольствие, вторая - меньше, а каждая следующая - еще меньше. Общая направленность такой тенденции означает принцип постепенного снижения предельной полезности предельная полезность экономического блага.
Предельное количество - это потребительский эффект, который получает потребитель от денежных затрат на приобретение каждой последующей единицы одноименного товара. Стремление потребителя к увеличению дополнительных закупок зачастую обусловлено снижением цен. Увеличивая количество
приобретаемого товара по более низкой цене, потребитель получает растущую суммарную полезность от осуществления денежных затрат. Каждый отдельный потребитель в зависимости от уровня личного дохода, личным мотивам и с учетом цен принимает личное решение о том, как ему действовать, чтобы максимально удовлетворить свои потребности. Такое явление в экономической теории назван принципом максимального удовольствия.
Чтобы понять поведение потребителя в рыночной среде, важно учитывать и другие закономерности. Во-первых, надо иметь в виду, что большая часть потребностей человека рано или поздно удовлетворяется по мере того, как используется то или иное экономическое благо. Во-вторых, переход от частного к полному удовлетворению потребностей происходит в пределах определенного времени. Эти и другие закономерности в поведении потребителя раскрывают содержание закона предельной полезности, по мере увеличения количества потребительского товара его предельная полезность имеет тенденцию к снижению.
7 Правовойуполномоченной организации предпринимателя, импортера как субъектов потребительского рынка.
Уполномоченная изготовителем (продавцом) организация – это организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (иностранным продавцом), выполняющая определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченная им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества.
Импортер – это организация, независимо от организационно- правовой формы или индивидуального предпринимателя, которая осуществляет импорт товаров для их последующей реализации на территории Российской Федерации. Если же указанные субъекты ввозят в Россию товар не для дальнейшей перепродажи, то они в силу Закона «О защите прав потребителей» импортерами, обладающими законными правами, не могут быть. На указанные субъекты, выступающие как юридические лица и индивидуальные предприниматели, распространяется Федеральный закон от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Эти субъекты должны надлежащим образом получить лицензию на осуществление этой деятельности, связанной с импортом и реализацией товара.
Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей
За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
2. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
3. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.
4. Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
5. Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке.
6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
8Виды и характеристика организаций, осуществляющих торговую деятельность
По товарной специализации выделяют предприятия следующих видов:
– смешанные, ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами;
– специализированные, ассортимент которых составляют товары одной товарной группы (ткани, обувь, мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты и т.п.);
– узкоспециализированные, ассортимент которых включает отдельные товары какой-либо товарной группы (сыры, колбасы, хлеб, женская обувь и т.п.);
– комбинированные, торгующие товарами нескольких групп, родственных по своему потребительскому назначению (мясо-рыба-овощи, трикотаж-галантерея и т.п.);
– универсальные, располагающие максимально широким ассортиментом товарных групп (универсамы, универмаги, супермаркеты, гипермаркеты).
По формам обслуживания различают предприятия:
– с индивидуальным обслуживанием покупателей;
– по методу самообслуживания;
– реализующие товары по образцам, по каталогам, по почте и т.п.
Классификация по методу обслуживания во многом условна, достаточно часто предприятия комбинируют различные формы обслуживания даже в одном торговом зале. По товарной специализации выделяют предприятия следующих видов:
– смешанные, ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами;
– специализированные, ассортимент которых составляют товары одной товарной группы (ткани, обувь, мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты и т.п.);
– узкоспециализированные, ассортимент которых включает отдельные товары какой-либо товарной группы (сыры, колбасы, хлеб, женская обувь и т.п.);
– комбинированные, торгующие товарами нескольких групп, родственных по своему потребительскому назначению (мясо-рыба-овощи, трикотаж-галантерея и т.п.);
– универсальные, располагающие максимально широким ассортиментом товарных групп (универсамы, универмаги, супермаркеты, гипермаркеты).
По формам обслуживания различают предприятия:
– с индивидуальным обслуживанием покупателей;
– по методу самообслуживания;
– реализующие товары по образцам, по каталогам, по почте и т.п.
Классификация по методу обслуживания во многом условна, достаточно часто предприятия комбинируют различные формы обслуживания даже в одном торговом зале.