Файл: Теоретические основы правового статуса военнослужащих Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
69 путём обращения в суд в порядке, установленном действующим законодательством (статья 21)
1
Статья 109 Дисциплинарного устава Вооружённых Сил Российской
Федерации устанавливает право военнослужащего обратиться с жалобой в суд на неправомерные действия (бездействия) органов военного управления и должностных лиц.
Разнообразие задач, связанных с реформированием и развитием судебной системы, затрагивает степень и качество судебной защиты прав и легитимных интересов военнослужащих.
Позитивные результаты подобной внутриполитической деятельности непосредственно воздействуют на уровень общественной и правовой защиты военнослужащих, боеготовность войск и иных формирований, внутриполитическую стабильность государства.
Существует ряд законодательных и нормативно- правовых актов, которые непосредственно касаются статуса военнослужащих их защиты прав и свобод. Приняты федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и другие законодательные акты.
Защита прав и свобод военнослужащих в суде осуществляется органами судебной власти Российской Федерации методом отправления различных видов судопроизводства (уголовного, гражданского, административного, конституционного) как в досудебном, так и в судебном порядке.
Категория обжалуемых действий органов военного управления многообразна. Несвоевременный перерасчет пенсий военнослужащим на пенсии, вопросы жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей, неправомерных действий, связанных с увольнением с военной службы, возмещением материального вреда и т.д.
Механизм судебной защиты в сфере уголовного судопроизводства позволяет в полной мере принимать во внимание особенности правового
1
О статусе военнослужащих : федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Собр. законодательства Рос.
Федерации. - 1998. - № 22. - Ст.2331.
70 статуса военнослужащих. Наше уголовное и уголовно-процессуальное законодательство не содержит исключений в отношении граждан, состоящих на военной службе, снижающих уровень защиты их гарантированных, а также охраняемых законодательством прав, свобод, интересов.
Конституционному Суду Российской Федерации принадлежит особая, важная роль в вопросах защиты прав и свобод человека и гражданина
Конституционный Суд Российской Федерации решает общую задачу правосудия и обеспечивает судебную защиту прав граждан от неправовых норм. Конституционный Суд РФ имеет исключительную компетенцию оценивать закон на соответствие Конституции РФ.
Залог успешных действий и выполнения возложенных задач на
Вооружённые Силы Российского государства, непосредственно заключается в соблюдении и поддержании, основанного на выполнении строгого воинского порядка, поэтому необходимо соблюдать интересы военнослужащего, используя правовые методы защиты.
Реализация данных задач лежит на судебных органах, обеспечивающих осуществление защиты прав и свобод людей, состоящих на военной службе, в рамках своих полномочий
Право военнослужащих на судебную защиту установлено Конституцией
РФ и иными нормативно-правовыми актами. Они в целом соответствуют международным правовым стандартам, но тем не менее однако имеет ряд недостатков, которые необходимо устранять.
Подводя итоги данной главы, можно сделать следующие выводы:
1. Военные суды призваны отправлять правосудие в Вооруженных
Силах Российской Федерации, воинских формированиях, в федеральных органах исполнительной власти, в которых непосредственно федеральным законом предусмотрена военная служба. Социальная предназначенность военных судов определяется тем, чтобы в различного рода юридических конфликтах, происходящих в Вооруженных Силах, обеспечивалось господство
71 права, выраженного прежде всего в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах и иных нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы военной службы.
2. Реализации прав и законных интересов военнослужащих при помощи отправления эффективного правосудия, надо полагать, способствует укреплению правопорядка в воинских формированиях, повышает воинскую дисциплину и боеготовность частей и подразделений
3. Военные суды входят в единую систему Российской Федерации, отно- сятся к федеральным судам общей юрисдикции, создаются по территориаль- ному принципу (по месту дислоцирования войск и флотов) и осуществляют су- дебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
4. Основным звеном системы военных судов являются гарнизонные во- енные суды. Действуют они в качестве суда первой инстанции. Им подсудны все уголовные, административные и гражданские дела. Исключения составляют дела, подсудные вышестоящим окружным (флотским) военным судам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
5. Судебная защита прав и свобод военнослужащих осуществляется органами судебной власти Российской Федерации путем отправления различных видов судопроизводства
(уголовного, гражданского, административного, конституционного) как в досудебном, так и в судебном порядке.
6. Право военнослужащих на судебную защиту установлено
Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами. Они в целом соответствуют международным правовым стандартам, но тем не менее однако имеет ряд недостатков, которые необходимо устранять.
72
Заключение
Армия России это сила и мощь нашего государства. Её главное предназначение - защита суверенитета и территориальной целостности
Российской Федерации. Влияние и эффективность функционирования
Вооруженных Сил РФ определяется высоким уровнем квалификации лиц, непосредственно проходящих военную службу.
Военнослужащим признаётся любое физическое лицо, достигшее установленного законодательством возраста, исполняющее должностные обязанности, связанные непосредственно с прохождением военной службы, прерогативой которой является решение вопросов в сфере в сфере безопасности и обороны нашего государства, характеризующееся наличием специального правового статуса.
Данная работа представляет собой рассмотрение конституционно правового статуса военнослужащего в Российской Федерации. Рассмотрены наиболее важные, на мой взгляд, аспекты конституционно-правового регулирования статуса военнослужащих, его особенностей; рассмотрен исторический аспект развития прав и свобод военнослужащих в Российском государстве. В работе исследованы вопросы регулирования и реализации некоторых прав российских военных, а также проблемы их реализации.
Изучив конституционно-правовой статус военнослужащих можно придти к следующим выводам:
1. Конституционно-правовой статус военнослужащего - система прав и свобод, обязанностей, закреплённых на законодательном уровне, с учётом возможностей его осуществления в условиях Вооружённых Сил, иных войск, воинский формирований и органов, влекущая за собой в некоторой степени ограничения и запреты в конституционных правах и свободах, при исполнении гражданами воинского долга.
73 2. Правовое положение военнослужащих устанавливается нормами общего, специального, военного, законодательства, действующего на территории Российской Федерации.
3. Ограничение прав и свобод военнослужащих в Российской Федерации носит временный характер и может быть установлено только на законодательном уровне. Особые условия в которых функционируют
Вооружённые Силы дают государству установку возложить на себя обязательства по обеспечению максимально высокого уровня жизни военнослужащих и членов их семей в сфере социального, жилищного обеспечения и др., возмещая ограничения, которые налагаются на военных государством, предоставлением им льгот и социальных гарантий. Для реализации механизмов ограничений и прав военнослужащих важно руководствоваться такими правовыми началами как легитимность, справедливость и соразмерность.
Военные, выполняя свои обязанности в качестве представителей государства, обязаны уважать и считаться с правами граждан. Однако их собственные права при этом должны быть гарантированы и защищены не в меньшей степени.
Изучив правовое положение военнослужащих в государстве, можно сделать вывод о том, что в законодательстве, регулирующим их статус, достаточно пробелов и противоречий. Поэтому считается рациональным вносить коррективы в законодательство непосредственно касающееся военнослужащих, устранять пробелы, что в целом должно благоприятно отразиться на роли Вооружённых Сил в обществе и в государстве в целом.
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием от
12.12.1993 г.: // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст.
4398.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принята правительствами - членами Совета Европы 4 нояб. 1950 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 20. - Ст. 2143.
3. Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей
ООН 10 нояб. 1948 г. // Международные и российские механизмы. - М.:
Московская школа прав человека, 2000. - 370 с.
4. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26 июн. 1945г.) // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права. - 1996. - C.33-37.
5. О военном положении : федер. конст. закон от 30 янв. 2002 г. № 1-ФКЗ : //
Собр. законодательства Рос. Федерации.- 2002.- № 5.- Ст. 375.
6. О военных судах Российской Федерации: федер. конст. закон от 23 июн.
1999 г. № 1-ФКЗ //Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999.- № 26. - Ст.
3170.
7. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 2004 г. № 188-ФЗ //
Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 14.
8.О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих : федер. закон от 20 авг. 2004 г. № 117-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 34. - Ст.3532.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 дек. 2001 г. №195-ФКЗ // Собр. законодательства Рос.
Федерации.-2002 .- № 1. - Ст.1.
75 10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. -
№ 52(часть 1). - Ст.4921.
11. О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28 март.1998 г. № 53-ФЗ // Собр. законодательства Рос.Федерации.-1998.- № 13.-
Ст.1475.
12. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июн. 1996 г. № 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2018. - № 53. - Ст.8446.
13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. -
№ 5. - Ст.410.
14. О статусе военнослужащих : федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ //
Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 22. - Ст.2331.
15. Об обороне : федер. закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.-1996.-№ 23.-Ст.2750.
16. Вопросы прохождения военной службы (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы») : указ Президента Рос. Федерации от
16 сен. 1999 г. № 1237 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 38. - Ст. 4534.
17. Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел
Российской
Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работников органов прокуратуры Российской Федерации и сотрудников
Следственного комитета Российской Федерации : указ Президента Рос.
Федерации от 30 мая 1997 г. № 535 // Собр. законодательства Рос. Федерации. -
1997. - № 22. - Ст. 2572.
18. О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной
76
Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам : постановление Центральной избирательной комиссии Рос. Федерации от 25 июл. 2018 г. № 170/1398-7 //
Вестник ЦИК России. - 2018. - № 14.
19. О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов Президента Российской Федерации : постановление Центральной избирательной комиссии Рос. Федерации от 12 янв. 2018 г. № 126/1059-7 // Вестник ЦИК России. - 2018. - № 2.
20. О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления : постановление Центральной избирательной комиссии Рос.
Федерации от 27 фев. 2013 г. № 164/1202-6 // Вестник ЦИК России. - 2013. - № 3.
21. О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих : постановление
Пленума Верховного Рос. Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 (ред. от 28 июн.
2016 г.) // Бюллетень Верховного Суда Рос. Федерации - 2014. - № 7.
22. По делу о проверке конституционности пункта 15 статьи 15
Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобой гражданина А.В. Удовиченко : постановление Конституционного Суда Рос.
Федерации от 20 июл. 2018 г. № 34-П // Собр. законодательства Рос.
Федерации. - 2018. - № 31. - Ст. 5064.
23. О воинской обязанности и военной службе в связи с жалобами граждан
Р.В. Боскачева, И.В. Овсянникова и Д.А. Савельева «По делу о проверке конституционности подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона» : постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 21 март. 2013 г. № 6-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 13. - Ст. 1635.
77 24. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пляшкевича
Андрея Борисовича на нарушение его конституционных прав частью 25 статьи
2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» [Электронный ресурс ] : определение
Конституционного Суда Рос. Федерации от 27 окт. 2015 г. № 2387-О //
КонсультантПлюс : справ. Правовая Система.-
Судебная практика.- Электрон. дан. – М., 2015. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки
Том. гос. ун-та
25. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шагана
Михаила Васильевича на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
[Электронный ресурс] : определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 09 июн. 2015 г. № 1223-О // КонсультантПлюс : справ. Правовая Система. -
Судебная практика. - Электрон. дан. – М., 2015. – Доступ из локальной сети
Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
26. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Карпенко
Василия Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями
Федерального закона «О статусе военнослужащих» [Электронный ресурс] : определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 23 дек. 2014 г. № 2894-О // КонсультантПлюс: справ. Правовая Система. - Судебная практика. -
Электрон. дан. – М., 2014. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун- та.
27. По жалобе гражданина Маркова Ивана Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: определение Конституционного Суда Рос.
Федерации от 09 дек. 2014 г. № 2743-О // Вестник Конституционного Суда Рос.
Федерации. - 2015. - № 2.
28. По жалобе гражданина Попова Сергея Михайловича на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 Указа Президента Российской
Федерации «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих,
78 сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, работников органов прокуратуры Российской
Федерации и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации»: определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 04 окт. 2011 г. № 1309-О-О // Вестник Конституционного Суда Рос. Федерации. -2012. - № 2.
29. Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина
Константина Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 13 и 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статей 10 и 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы и пунктов 35 и 44 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» [Электронный ресурс] : определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 15 янв. 2009 г. № 187-
О-О // КонсультантПлюс : справ. Правовая Система. - Судебная практика. -
Электрон. дан. - М., 2009. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун- та.
30. Алексеев С. С. Государство и право.- М.: Юрид. литература, 1996.- 192 с.- С. 21.
31. Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение.- М.: Изд-во Воен. ин-та, 1984.- 145 с. С. 12, 14-15.
32. Багдасарян И.А. О праве военнослужащего на дополнительную общую площадь жилого помещения
(комментарий к
Постановлению
Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 15.1 Федерального закона
«О статусе военнослужащих» по жалобе гражданина М.В. Фокина» от 16