Файл: Теоретические основы правового статуса военнослужащих Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

49
В постановлениях указывалось, что гражданин Марков, обратившись в суд в 2014 году пропустил общий срок исковой давности в отношении требования о выплате компенсации за период с 2003 года по 2011 год, так и установленный срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица. Доказательств уважительности причин пропуска этого срока он не представил. Также было установлено, что Марков получал надбавку за прохождение службы в соединениях специального назначения, а также за выполнение задач в составе Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона России ему за каждый месяц пребывания в командировке было выплачено дополнительное денежное довольствие в размере, сопоставимом с его месячным денежным довольствием.
Конституционный Суд РФ признать жалобу гражданина Маркова не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда
Российской Федерации
1
Начиная с 2015 года, льготы получают граждане, исполняющие боевые поручения на территории Сирии.
В Федеральном законе «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в статье 3 указан перечень отдельных выплат для военнослужащих и членов их семей
2
Например, в случае гибели военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, которая наступила во время несения им воинских обязанностей, либо смерти, наступившей вследствие ранения, увечья или заболевания, полученного им при несении воинского долга, членам семьи погибшего положена единовременная выплата в размере 3 000 000 рублей.
Военнослужащие, проходящие военную службу в высокогорных районах, пустынных местностях, в районах Крайнего Севера, а также в
1
По жалобе гражданина Маркова Ивана Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом
3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: определение Конституционного Суда Рос.
Федерации от 09 дек. 2014 г. № 2743-О // Вестник Конституционного Суда Рос. Федерации. - 2015. - № 2.
2
О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат : федер. закон от 7 ноябр. 2011 г. № 06-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.- 2011.- № 45.- Ст. 6336.

50 местностях с неблагоприятными климатическими условиями имеют право на процентную надбавку к денежному довольствию.
Гражданин Пляшкевич обратился в Конституционный Суд Российской
Федерации с жалобой, в которой оспаривал конституционность ч.25 ст. 2 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», закрепляющей право военнослужащих, проходящих службу в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях, обладающих неблагоприятными экологическими и климатическими условиями, на получение денежного довольствия с учётом надбавок и районных коэффициентов. По заявлению Пляшкевича ч.25 статьи 2 вышеупомянутого Федерального закона противоречит Конституции РФ, так как снижает размер надбавки к денежному довольствию, предусматривающейся ранее п. 5 ст.13 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрев жалобу, не нашёл оснований для её принятия к рассмотрению. В соответствии с ч.25 ст.2
Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», процентная надбавка начисляется с учётом периода военной службы в таких местностях. Действующее законодательство предусматривает единый порядок применения процентных надбавок к денежному довольствию лицам, проходящим военную службу в таких местностях. Таким образом, оспариваемая норма не может быть рассмотрена как нарушающая конституционные права заявителя, который не представил документов, свидетельствующих об уменьшении размера выплачиваемого ему денежного довольствия
1 1
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пляшкевича Андрея Борисовича на нарушение его конституционных прав частью 25 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» [Электронный ресурс ] : определение
Конституционного Суда Рос. Федерации от 27 окт. 2015 г. № 2387-О // КонсультантПлюс : справ. Правовая
Система.- Судебная практика.- Электрон. дан. – М., 2015. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун- та.
1   2   3   4   5   6   7


51
Военнослужащим по контракту при увольнении с военной службы выплачивается единовременная денежная выплата (если выслуга составляет менее 20 лет) в размере двух окладов денежного содержания, а военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и выше, выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания.
При переводе военнослужащим, проходящим службу по контракту, к новому месту службы, выплачивается подъёмное пособие в размере 25 % от оклада на каждого члена семьи.
Семьи военнослужащих по контракту, а также семьи военнослужащих- призывников имеют также право на получение ряда льгот. Супруга военнослужащего имеет право на получение большего детского пособия нежели остальные категории жён. Дети военнослужащих определяются в дошкольные и школьные учреждения вне очереди. Компенсация за оплату детского сада составляет порядка 80 %.
Граждане, проходящие военную службу, члены их семей имеют право на бесплатное медицинское обслуживание.
Медицинское обслуживание военнослужащих в корне отличается от медицинских услуг, которые предоставляются гражданскому населению.
Для военнослужащих, находящихся непосредственно на военной службе предусмотрено прохождение периодичного медицинского обследования, которое проводится для контроля его состояния здоровья, проведение бесплатного лечения, также предусмотрено оздоровление и восстановительный период в санаториях.
Детям граждан, проходящих военную службу на контрактной основе, бесплатно могут предоставляться путёвки в детские лагеря и турбазы.
Военные-пенсионеры, уволенные со службы по достижению ими предельного возраста, по состоянию здоровья либо по сокращению штата также имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, если срок службы составляет 20 лет. Также данное право распространяется и на членов их семей,

52 а именно супругов, детей, не достигших 18-тенего возраста, детей, достигших
18 лет, но ставших инвалидами до совершеннолетия, а также детей, до достижения ими 23 лет, при условии обучения их в образовательных учреждениях на очной форме обучения.
Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев жалобу гражданина Карпенко, в которой он оспаривает конституционность 4 абзаца п.5 ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих», предусматривающего право граждан, уволенных с военной службы вследствие увечий, ранений, заболеваний, полученных при несении воинской службы, не ущемляя права граждан на получение медицинской помощи в соответствии с федеральным законодательством. Однако, рассматривая жалобу, Конституционный Суд РФ выявил, что заявитель нарушение своих прав связывает с другим положением абзаца п.5 статьи 16 ФЗ «О статусе военнослужащих», в силу которого военнослужащим, в частности, офицерам, уволенных по достижению предельного возраста прохождения военной службы, оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение , детские оздоровительные лагеря и т.п в размере
25%, а члены их семей - 50 % стоимости путевки.
Также гражданин Карпенко просит признать п.5 ст. 20 ФЗ «О статусе военнослужащих» не соответствующим Конституции РФ (проезд на безвозмездной основе к месту лечения в медицинских организациях). Как следует из пояснения заявителя, ему было отказано в удовлетворении данного требования. Конституционный Суд РФ не нашёл оснований для принятия жалобы к рассмотрению. Правила предоставления вышеуказанных льгот, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекающих, различаются в зависимости от воинского звания лица, проходившего военную службу. Такое правовое регулирование не влечет отступление от конституционного принципа равенства
1 1
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Карпенко Василия Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих» [Электронный ресурс] : определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 23 дек. 2014 г. № 2894-О //


53
В некоторых регионах военнослужащие могут воспользоваться правом бесплатного проезда на себя и одного члена семьи, к месту проведения отпуска.
Во всеобщей Декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, культурных и социальных правах провозглашено право на жилище
1
. В РФ это право закреплено на конституционном уровне. Произвольно никто не может быть лишён данного права.
Уточнение конституционных положений происходит в Жилищном кодексе Российской Федерации, на котором базируется российское жилищное законодательство. Оно основано на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
По мнению Е.А. Лукашевой «Право на жилище, как закрепленное в статье 40 Конституции РФ, может быть отнесено к категории основных прав человека»
2
. Это признание особой значимости пригодного и безопасного места проживания всех и каждого для обеспечения человеческого достоинства, физического и психического здоровья и качества жизни в целом.
Вопрос обеспечение граждан жильем в нашей стране всегда стоит остро.
Д.А. Довженко отмечает, что «...к большому сожалению, только незначительный процент населения России может позволить себе приобретение жилья на законных основаниях»
3
Гражданин Шаган, уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, подал жалобу в Конституционный
КонсультантПлюс: справ. Правовая Система. - Судебная практика. - Электрон. дан. – М., 2014. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
1
Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 нояб. 1948 г. //
Международные и российские механизмы. - М.: Московская школа прав человека, 2000.- 370 с.
2
Лукашева Е.А. Права человека: учебник для вузов. -М.: Норма, 2001.-С.143.
3
Довженко Д.А.Обеспечение жильем сотрудников органов внутренних дел как одна из социальных гарантий // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: межвуз. сб. науч. трудов.- М.:1999. - С. 150.

54
Суд Российской Федерации об оспаривании абзаца 1 п.14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». В 2009 году ему было предоставлено служебное помещение по месту службы, а в 2013- жилое помещение по избранию им места жительства. При обращении за получением документов на выданное жилое помещение в уполномоченный орган Министерства обороны, от него потребовали справку о сдаче им служебного помещения. Решением гарнизонного военного суда, действия должностного лица уполномоченного органа Министерства обороны были признаны правомерными.
К моменту обращения в Конституционный Суд РФ, Шаган был уволен с военной службы, зачислен в запас, сдал занимаемое им и членами его семьи служебное помещение и зарегистрирован по месту избрания им места жительства. При таких обстоятельствах, полагать, что были нарушены его конституционные права, нет
1
В последние годы активно реализуется программа жилищного обеспечения военнослужащих. К решению данного вопроса подходили с разных позиций. Военнослужащие могут реализовывать право на жилище путём обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда, служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями, предоставленными по договору социального найма, жилыми помещениями, полученными путём реализации права как участников накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Также военнослужащим предоставляется право на денежную компенсацию на наём жилых помещений
2
На законодательном уровне этот вопрос регламентируется Указом
Президента Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской
1
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шагана Михаила Васильевича на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
[Электронный ресурс] : определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 09 июн. 2015 г. № 1223-О //
КонсультантПлюс : справ. Правовая Система. - Судебная практика. - Электрон. дан. – М., 2015. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2
Трофимов Е.Н. К вопросу об определении очерёдности предоставления жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, признанным нуждающимися в жилых помещениях, и членам их семей.


55
Федерации, Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Приказом
Министерства обороны, определяющим условия предоставления данной льготы,
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации, гарантирующим выделения жилья военнослужащим.
1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительной ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
Эта программа, направленная на обеспечение военнослужащих собственным имуществом
1
Участников НИС подразделяются на две группы, для каждой из которых существуют свои условия вступления в НИС. Первая группа включается в реестр участников НИС автоматически, вторая - при изъявлении желания после подачи рапорта в письменном виде.
Когда возникает основание для включения военнослужащего в реестр, должностное лицо, непосредственно ответственное за реализацию НИС в войсковой части, оформляет список данных для включения военнослужащего в реестр. После внесения в реестр участников НИС Департамент жилищного обеспечения
Министерства обороны, направляет военнослужащему уведомление о включении его в список участников НИС, с указанием регистрационного номера. Федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, будет производиться ежемесячное перечисление денежных средств на счета военнослужащих, являющихся согласно своему волеизъявлению, участниками
НИС.
Перечисленные на счет военнослужащего денежные средства по его желанию могут быть использованы для приобретения жилья в собственность по истечении трех лет после его включения в данную систему с
1
Трофимов Е.Н. Новый порядок жилищного обеспечения военнослужащих и некоторые проблемы реализации военнослужащими жилищных прав и преимуществ, гарантированных действующим законодательством // Право в Вооруженных Силах. - 2011. № 2. - С.4.

56 использованием ипотечного кредита, предоставляемого банком под залог приобретаемого жилья либо без.
При увольнении со службы по уважительным основаниям
(организационно-штатным мероприятиям, состоянию здоровья, при выслуге десяти и более лет) военнослужащий может распоряжаться накопленными денежными средствами для решения жилищного вопроса самостоятельно.
Следует подчеркнуть, что при увольнении с военной службы лиц, имеющих общую продолжительность военной службы менее десяти лет, даже по положительным основаниям увольнения (по состоянию здоровья, организационно-штатным мероприятиям, по семейным обстоятельствам и т.д.) право на участие в НИС военнослужащим утрачивается.
Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев дело по проверке конституционности п.15 ст.15 ФЗ « О статусе военнослужащих», в связи с жалобой гражданина Удовиченко, признал данный пункт, не соответствующем Конституции РФ в той мере, в какой он препятствует реализации права военнослужащего на предоставление ему и членам его семьи, жилого помещения, в связи с тем, что его супруга также проходила военную службу по контракту и являлась участником программы НИС,
Конституционный суд
Российской
Федерации указал, что военнослужащие, которые заключили первый контракт о прохождение военной службы до 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями, в порядке, который устанавливается ФЗ «О статусе военнослужащих» независимо от даты их увольнения. Для большинства военнослужащих, на которых распространяется НИС, участие в ней обязательно.
Исходя из п. 15 ст. 15 данного федерального закона следует, что если военнослужащий заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года и также продолжает проходить службу, либо уволен со службы после 1 января 2005 года, имеющий супругу (супруга), проходящую (проходящего) также военную службу по контракту,


57 участвующего также в НИС, утрачивает право на предоставление жилого помещения, а реализация его потребностей в жилье зависит от реализации жилищных прав супруги (супруга) в соответствии с Федеральным законом.
При этом ч.3 ст. 9 ФЗ « О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», такого основания для исключения из участников программы НИС не предусматривает. Такое правовое регулирование ставит военнослужащих, заключивших первый контракт до 1 января 2005 года и продолжающих проходить военную службу либо уволенных с неё, и имеющих супругу (супруга) также являющегося в неравное положение с военнослужащими этой же категории, не состоящих в законном браке.
Конституционный Суд Российской Федерации дал рекомендации федеральному законодателю внести поправки в действующее правовое регулирование
1
На 2018 год Министерством финансов России увеличены расходы военного ведомства на предоставление субсидий военнослужащим для приобретения или строительства жилого помещения. Сумма составляет 37 000 миллионов рублей.
На компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим выделили 1574 миллионов рублей.
Таким образом, подводя итоги главы можно сделать следующие выводы:
1. В правовой науке выделяют два подхода в определении избирательного права: субъективный и объективный. Объективное избирательное право понимается как комплекс конституционно- правовых норм, закрепляющий принципы избирательной системы государства, определяющих порядок подготовки и проведения выборов депутатов и выборных должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления. Под субъективным избирательным правом понимается право конкретного
1
По делу о проверке конституционности пункта 15 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобой гражданина А.В. Удовиченко : постановление Конституционного Суда
Рос. Федерации от 20 июл. 2018 г. № 34-П // Собр. законодательства Рос. Федерации.- 2018. - № 31. - Ст. 5064.

58 гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
2.Конституция Российской Федерации закрепляет права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Военнослужащие наряду с гражданами Российской Федерации, имеют право принимать активное участие в выборах. При этом не должны допускаться притеснения их активного или пассивного избирательного права по мотивам, связанным с характером, продолжительностью, условиями, местом их службы или местом пребывания, местом жительства до призыва
(поступления) на военную службу и другим мотивам, за исключением ограничений, которые предусматривает действующее законодательство.
4.Осуществление избирательных прав военных гарантируются избирательными комиссиями при содействии командования соединений, командиров войсковых частей, органов военного управления.
5.В ходе реализации военнослужащими Российской Федерации избирательных прав возникают вопросы и противоречия, которые приводят к проблеме реализации данного права. Различны возможности реализации своих прав военнослужащих по контракту и по призыву.
6. Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и на реализацию необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами своего государства. Это закреплено в статье 25 Всеобщей Декларации прав и свобод человека и гражданина.
7. Военнослужащие являются той ячейкой населения, социальной защите которых уделяется особое внимание. Социальная защита военнослужащих – деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, военного управления, целью которой является создание благоприятных