Файл: Теоретические основы правового статуса военнослужащих Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
59 условий для реализации прав и легитимных интересов, свобод и обязанностей, а также льгот и компенсаций, непосредственно вытекающих из особенностей военной службы..
8. Правовая и социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, правовой механизм их реализации.
60 3 СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Военные суды как часть системы судов общей юрисдикции
Судебная реформа имеет важное значение для развития Российской государственности и преследует конкретную цель, а именно, становление в
России самостоятельной судебной власти, деятельность которой направлена на защиту прав человека и обеспечение социальной стабильности общества, осуществляемых посредством применения конструктивного правосудия.
Российское правосудие - это независимое звено государственной власти, которое рассматривает в установленных законом процессуальных формах и разрешает на основе закона и внутреннего убеждения (совести) уголовные, гражданские и административные дела, принимая от имени государства решения, которые по истечении установленных законом сроков приобретают силу закона.
В правовом государстве судебная власть является реальной опорой, кото- рая гарантирует устойчивость механизма государственности в целом, создает условия для её стабильного развития в социальной, политической эконо- мической сферах»
1
Военные суды призваны отправлять правосудие в Вооруженных Силах
Российской Федерации, воинских формированиях, в федеральных органах исполнительной власти, в которых непосредственно федеральным законом предусмотрена военная служба.
Социальная предназначенность военных судов определяется тем, чтобы в различного рода юридических конфликтах, происходящих в Вооруженных Си- лах, обеспечивалось господство права, выраженного прежде всего в Консти-
1
Вицин С. Концепция 1991 года положила начало формированию правового государства в России / С.
Вицин; под ред. А.Я. Петроченкова. - М.: Юрид. лит, 2001. – С.7.
61 туции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, фе- деральных законах и иных нормативно-правовых актах, регулирующих во- просы военной службы.
Реализации прав и законных интересов военнослужащих при помощи отправления эффективного правосудия, надо полагать, способствует укреплению правопорядка в воинских формированиях, повышает воинскую дисциплину и боеготовность частей и подразделений
1
Основным нормативно-правовым актом создания системы правового регулирования организации и функционирования судебных органов, в том числе и военных, является Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», который был принят в 1996 году.
В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в России наряду с Президентом, Федеральным Собранием и Правительством осуществляют суды Российской Федерации. Судебная власть рассматривается как тип государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью.
Военные суды входят в единую систему судов Российской Федерации, относятся к федеральным судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу (по месту дислоцирования войск и флотов), осуществляют судебную власть в войсках, в воинских формированиях, органах, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военные суды необходимы. Особенности их организации и деятельности, обусловлены спецификой Вооруженных Сил как военной организации, предназначенной для вооруженной защиты Отечества, целостности и неприкосновенности территории Российского государства
2 1
Синюков В.А. Гражданское судопроизводство в военных судах России (на примере рассмотрения жалоб военнослужащих на неправомерные действия военного командования): дис. ... канд. юрид. наук.- Саратов, 2001.
- С.64.
2
Об обороне : федер. закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.-1996.-№ 23.-Ст. 2750.
62
В Федеральном конституционном законе от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ
«О военных судах Российской Федерации» подробно регламентируются вопросы компетенции, порядка образования, а также деятельности военных судов в Российской Федерации.
В Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской
Федерации» закрепляет систему военных судов. В статье 8 сказано, что в систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды
1
Компетенция каждого военного суда определяется в соответствии с действующим законодательством.
Для окружного (флотского) военного суда она осуществляется в пределах территории военного округа (флота). Для гарнизонного военного суда соответственно на территории одного или нескольких гарнизонов.
Численность военных судов, а также судей устанавливается Верховным
Судом Российской Федерации. В настоящее время действуют двенадцать окружных (флотских) военных судов, сто семь гарнизонных военных судов, в том числе пять военных судов, осуществляющих правосудие за пределами
Российской Федерации.
Основным звеном системы военных судов являются гарнизонные во- енные суды. Действуют они в качестве суда первой инстанции. Им подсудны все уголовные, административные и гражданские дела. Исключения составляют дела, подсудные вышестоящим окружным (флотским) военным судам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Также, гарнизонные военные суды рассматривают в первой инстанции материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы,
1
О военных судах Российской Федерации: федер. конст. закон от 23 июн. 1999 г. № 1-ФКЗ //Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 26. - Ст. 3170.
63 грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест
1
Базовым критерием отнесения дела к подсудности гарнизонного во- енного суда выступает территориальная подсудность. Такой принцип харак- терен как для рассмотрения данным судом уголовных, гражданских и административных дел.
Окружные (флотские) военные суды осуществляют свои функции в качестве судов второй и надзорной инстанций. Они рассматривают, в действительности ли были легитимны и обоснованы вынесенные гарнизонными военными судами и не вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления по кассационным и частным жалобам заявителей, ответчиков, осужденных, их защитников, потерпевших, гражданских истцов и их представителей, а также представления военных прокуроров.
Если российские войска дислоцируются за пределами Российской
Федерации, то на территории данных государств создаются военные суды для осуществления правосудия, при условиях предусмотренных международным договором между Российской Федерацией и страной пребывания.
Военным судам подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской
Федерации.
Судебный контроль за деятельностью военных судов осуществляет Во- енная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, действующая в его составе. Военная коллегия является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.
1
О военных судах Российской Федерации: федер. конст. закон от 23 июн. 1999 г. № 1-ФКЗ //Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 26. - Ст.3170.
64
Военная коллегия рассматривает по первой инстанции дела о преступле- ниях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство. Также Военной коллегии подсудны дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые она вправе принять к своему производству только при наличии ходатайства или согласия обвиняемого, но тем не менее также вправе и отклонить ходатайство обвиняемого, если признает, что дело не является особо сложным или имеющим особое общественное значение.
Военная коллегия в качестве кассационной инстанции рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу (статья 10)
1
Нормами Федерального конституционного закона «О военных судах», отраслевым законодательством определена подсудность дел окружным
(флотским) военным судам.
Гарнизонные военные суды рассматривают административные, уголовные и гражданские дела. Юрисдикция гарнизонного военного суда распространяется на территорию, на которой дислоцируется один или не- сколько военных гарнизонов.
Часть 5 статьи 31 УПК: «..гарнизонному военному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, совершённых военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, за исключением дел, подсудных вышестоящим военным судам
2
Для примера, судьями Магнитогорского гарнизонного военного суда за
2017-2018 год было рассмотрено 502 дела. Из них административных дел- 217, уголовных-141 и 134 дела в порядке гражданского судопроизводства.
1
О военных судах Российской Федерации: федер. конст. закон от 23 июн. 1999 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 26. - Ст. 3170.
2
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 52(часть 1). - Ст. 4921.
65
Процессуальная процедура рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях равнозначна процедуре рас- смотрения дел в иных судах общей юрисдикции без каких-либо изъятий.
Что касается подсудности дел военным судам, место дислокации которых находится за пределами территории Российской Федерации, то в этом случае «право рассматривать все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, сохранено лишь за военными судами, располагающимися за пределами территории
Российской
Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации»
1
Применительно к различным звеньям судебной системы и различным категориям дел действуют различные составы суда, рассматривающие дела по первой инстанции.
Дела могут рассматриваться единолично и коллегиально.
Гражданские и административные дела рассматривает судья единолично или коллегия, состоящая из трёх судей (в случаях, предусмотренных федеральным законодательством).
Уголовные дела рассматривает судья единолично, либо коллегия, состоящая из трех судей, либо суд с участием присяжных заседателей.
Материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест, рассматриваются единолично судьёй гарнизонного военного суда
2
Эффективность правосудия в Вооружённых Силах Российской
Федерации зависит от некоторых условий, которые необходимо учитывать.
1. Насколько реально на современном этапе определены в законе его цели.
1
Синюков В.А. Гражданское судопроизводство в военных судах России (на примере рассмотрения жалоб военнослужащих на неправомерные действия военного командования): дис. ... канд. юрид. наук.- Саратов,
2001.- С.64.
2
О военных судах Российской Федерации: федер. конст. закон от 23 июн. 1999 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 26. - Ст. 3170.
66 2. Насколько рационально организована деятельность военно-судебных инстанций.
3.Насколько квалифицированы судьи и работники аппарата военных судов.
4.В какой мере военные суды обеспечены материально-техническими и финансовыми ресурсами
1
Обеспечение неуклонного исполнения законов всеми категориями военнослужащих и воинских должностных лиц, в отношении которых осуществляется правосудие, также непосредственно влияет на эффектив- ность правосудия.
Эффективность судебной деятельности проявляется и своевременном реагирование военными судами на причины и условия нару- шения закона военнослужащими и воинскими должностными лицами в фор- ме вынесения судебного решения, предусмотренного законом.
1
Веретенников Н. Н. Правовое регулирование деятельности военных судов : дис. … канд. юрид. наук. -
Москва, 2006. - 239 с.
67 3.2 Право военнослужащих на судебную защиту
В соответствии с частью 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, вплоть до самообороны
1
В нашем государстве посредством Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (статья 45)
2
Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Реализация прав и свобод человека определяет содержание, значение и эффективность применения законов России.
Суды непосредственно в качестве государственных органов призваны на защиту права, а также законных интересов граждан от нарушений, независимо от того от кого они происходят.
Право на судебную защиту можно определить как неотъемлемый элемент правового статуса человека и гражданина, которое гарантируется национальным, а также международным правом.
Уровень защищённости естественных и неотъемлемых прав человека по большей части зависит от наличия устойчивой системы гарантий и процедур их защиты.
Результативность системы судебной защиты прав граждан, состоящих на военной службе, непосредственно влияет на обороноспособность, внешнюю безопасность, внутреннюю стабильность государства.
1
Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием от 12.12.1993 г.: (с учётом поправок, от 21 июл. 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2
Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием от 12.12.1993 г.: (с учётом поправок, от 21 июл. 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
68
Основу защиты прав и свобод военнослужащего как человека и гражданина, обладающего особым статусом, на законодательном уровне осуществляет Конституция Российской Федерации, нормативные правовые акты, общепризнанные принципы, нормы международного права, международные договоры.
Провозглашение в Конституции Российской Федерации абсолютной государственной защиты прав и свобод личности означает обязанность государственной власти, в том числе судебной, осуществлять защиту прав и свобод военнослужащих. Каждый военнослужащий вправе требовать от органов государственной власти защиты своих прав и свобод, в том числе и путем обращения в суд.
Каждый гражданин, согласно п. 3 ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с международными договорами, заключенными и ратифицированными
Российской Федерацией, вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, в том случае, если все внутригосударственные средства правовой защиты исчерпаны
1
Граждане Российской Федерации имеют право на обращение, при нарушении своих прав с индивидуальной жалобой на свое государство в наднациональный орган, при наличии международного договора, подписанного Россией, в том числе и в судебном порядке.
Судебная защита прав и свобод военнослужащих осуществляется органами судебной власти Российской Федерации путем отправления различных видов судопроизводства
(уголовного, гражданского, административного, конституционного) как в досудебном, так и в судебном порядке.
В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов
1
Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием от 12.12.1993 г.: (с учётом поправок, от 21 июл. 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.