Файл: Теоретические основы правового статуса военнослужащих Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Право на жизнь защищено не только Конституцией Российской
Федерацией, но и отраслевым законодательством. К примеру, за убийство, доведение до самоубийства, предусмотрена уголовная ответственность.
В
Кодексе
Российской
Федерации об административных правонарушениях введена ответственность за нарушение правил по охране труда, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно- противоэпидемических правил и норм, нарушение правил хранения и перевозки огнестрельного оружия и боеприпасов.
Конституция Российской Федерации также гарантирует свободу массовой информации. Цензура запрещается (часть 5 статьи 29). Эти
1
Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием от 12.12.1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
13 положения Конституции закреплены принятым Законом РФ от 27 декабря
1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации»
1
В нашем государстве правовое положение военнослужащих определяется
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами: «Об обороне»,
«О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства
Российской Федерации, также Общевоинскими уставами, приказами федеральных органов исполнительной власти в которых предусмотрена военная служба, и другими нормативными правовыми актами.
Статус военнослужащего вытекает из статуса гражданина, не зависимо от того, в каком федеральном органе исполнительной власти он проходит военную службу.
Российские правоведы рассматривают личность в различных аспектах.
Н. В. Витрук в своей монографии раскрывает правовой статус личности как совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов, признаваемых и гарантированных государством
2
Профессор Кучинский включает в юридический статус ещё юридическую ответственность
3
Другие учёные добавляют в него общую правоспособность, гарантии, гражданство и другие элементы.
Военнослужащий
- это любое физическое лицо, достигшее установленного законодательством возраста, исполняющее должностные обязанности, связанные непосредственно с прохождением военной службы, прерогативой которой является решение вопросов в сфере в сфере безопасности и обороны нашего государства, характеризующееся наличием специального
1
О средствах массовой информации : закон от 27 дек. 1991 г. № 2124-1 // Собр. Законодательства Рос.
Федерации.-1992.- №7.- Ст.3000.
2
Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности / Н.В. Витрук. - М.:Норма,2008. - С. 36.
3
Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Ф. Вишневский; под ред. В.А. Кучинского. - М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры,2006. - С. 89.
14 правового статуса. На военную службу призываются граждане Российской
Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе, состоящие либо обязанные состоять на воинском учёте.
Граждане, не проходившие военную службу, имеют право поступать в военные образовательные учреждения военного профессионального образования в возрасте от 16 до 22 лет.
Призывники, а также граждане, изъявившие проходить службу по контракту, должны соответствовать общемедицинским требованиям. Граждане, поступающие на военную службу на контрактной основе, обязаны соответствовать ещё и профессионально-психологическим требованиям, уровню образования, профессиональной, физической подготовки.
Согласно подп. «в» п. 2 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен с военной службы досрочно на основании невыполнения им условий контракта. Это положение стало предметом оспаривания гражданами
Боскачёвым, Овсянниковым, Савельевым в Конституционном Суде Российской
Федерации.
Конституционный суд, рассмотрев дело о проверке конституционности данного положения, истолковал это следующим образом
1
Недобросовестное отношение военнослужащих к своим обязанностям, в частности совершение ими дисциплинарных проступков, наличие имеющихся не снятых дисциплинарных взысканий, и других юридических обстоятельств, могут послужить основанием для досрочного увольнения с военной службы.
Тем не менее, решение должно основываться на результатах проведённой аттестационной комиссией. Аттестация является обязательным элементом при порядке досрочного увольнения. Основания увольнения военнослужащих за уголовные преступления, с осуждением к лишению свободы, лишению права
1
О воинской обязанности и военной службе в связи с жалобами граждан Р.В. Боскачева, И.В. Овсянникова и Д.А. Савельева «По делу о проверке конституционности подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона» : постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 21 март. 2013 г. № 6-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 13. - Ст. 1635.
15 замещать воинские должности или лишения воинского звания не мешает командованию войсковых частей уволить военнослужащего, которому назначено другое наказание по приговору суда. Положение, оспариваемое гражданами Боскачёвым, Овсянниковым, и Савельевым не соответствует
Конституции РФ в той мере, в какой не устанавливается срок, в течении которого может быть произведено досрочное увольнение военнослужащего, после вступления обвинительного приговора суда.
Конституционный Суд постановил Федеральному законодателю определить срок, в течение которого может быть произведено досрочное увольнение военнослужащих, в связи с невыполнением ими условий контракта, с военной службы. До того времени пока не будут внесены соответствующие изменения, досрочное увольнение военнослужащих не может производиться за пределами срока погашения либо снятия судимости по истечении которого последнее из дисциплинарных взысканий, которое было наложено военнослужащего, считается снятым
1
В сегодняшний день в России на военную службу по контракту могут поступить и иностранные граждане. Они также могут быть приняты на работу в
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в качестве лиц гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации. Но заключить контракт о прохождении военной службы вправе только при условии законного нахождения на территории
Российской Федерации
2
Гражданин Российской Федерации может иметь двойное гражданство в соответствии с федеральным законом или международным договором
Российской Федерации. Так гласит часть 1 статьи 62 Конституции Российской
1
О воинской обязанности и военной службе в связи с жалобами граждан Р.В. Боскачева, И.В. Овсянникова и
Д.А. Савельева «По делу о проверке конституционности подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона» : постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 21 март. 2013 г. № 6-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 13. - Ст. 1635.
2
О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28 март.1998 г. № 53-ФЗ // Собр. законодательства Рос.Федерации.-1998.- № 13.- Ст.1475.
16
Федерации
1
. Но это не является основанием для уклонения или освобождения от ответственности, которая вытекает из гражданства Российской Федерации.
Они обязаны исполнять воинский долг наравне с другими гражданами.
Статус военнослужащего представляет собой его правовое состояние, характеризующееся совокупностью юридических прав и обязанностей, связанных с осуществлением защиты территории Российской Федерации.
Достаточно часто военными правоведами отождествляются понятиями
«правовой статус» и «правовое положение». Но с этим согласны отнюдь не все.
Н.В. Ростовщиков рассматривает их как два самостоятельных понятия.
Правовое положение (статус) личности в широком и узком смыслах. Исходя из терминологии, первое понятие можно обозначить как «правовое положение», второе - как «правовой статус»
2
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» закрепляет основы статуса военнослужащих в России
3
Армия России имеет особое положение. Являясь одной из действенных силовых структур, она призвана обеспечивать безопасность государства.
Российскими учёными высказывалось мнение о том, что у военнослужащих должно быть иное правовое положение нежели у других граждан государства.
A.M. Добровольский: «… правовое положение военнослужащих в государстве в некоторых отношениях является иным, нежели других граждан, что обусловлено особой природой военной службы….»
4
. Это определяется тем, что армия является силовой вооружённой структурой, а также предусматривает свой воинский правопорядок, обусловленный общевойсковыми уставами .
1
Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием от 12.12.1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2
Комаров С.А. Личность. Права и свободы. Политическая система / С.А. Комаров, И.В. Ростовщиков. - М.:
Изд-во Юрид. ин-та, 2002.- С.10.
3
О статусе военнослужащих : федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Собр. законодательства Рос.
Федерации. - 1998. - № 22. - Ст.2331.
4
Добровольский A.M. Особенности положения военнослужащих в области публичного права / А.М.
Добровольский.- Санкт-Петербург. - Издание 1913.- С. 3-4
17
Является спорным вопрос о структуре правового статуса.
Лазарев В.В. пишет: «Правовой статус составляют закреплённые в законодательстве права и обязанности,…а совокупность статусных и субъективных прав и обязанностей называют правовое положение лица»
1
Бараненков В.В считает, что правовое положение лица предопределяется его правовым статусом. Понятие правовое положение шире, чем статус
2
На основе вышеизложенного, можно выделить ряд элементов, непосредственно составляющих структуру правового статуса военнослужащих. а) права; б) обязанности; в) ответственность; г) ограничения; д) запреты.
Более того, представляется рациональным выделить в структуре правового статуса военнослужащих, в качестве отдельных элементов, льготы, стимулы, компенсации
3
В силу специфики военной службы, в структуру правового статуса военнослужащих входят ограничения и запреты, налагаемые на них в процессе прохождения военной службы, а также после увольнения.
«Ограничения» и «запреты» это те понятия, которые стоит различать, так как они несут различную смысловую нагрузку.
В.В. Козлов определяет ограничения, связанные с прохождением военной службы обстоятельствами, установленными нормами военного права, при наличии или возникновении которых военнослужащие не могут проходить
1
Бараненков В.В. Юридическая личность военных организаций. -М.: МПИ ФСБ России, 2008. - С.20.
2
Там же. С. 21.
3
Кудашкин А.В Конституционно-правовой статус военнослужащих в Российской Федерации: автореф. дис.
… канд. юрид. наук. - Москва, 1998. - 22 с.
18 военную службу и подлежат увольнению, а граждане (иностранные граждане) не могут поступить на военную службу
1
В части 3 статьи 55 Конституции РФ установлена структура правового ограничения гражданина, также в этой статье ограничения аргументируются стремлением обеспечить оборону и безопасность государства, и не допустить подрыва конституционного строя нашей страны
2
Учитывая специфику задач, которые стоят перед военнослужащими, считается обоснованным ограничения некоторых конституционных прав и свобод.
Например, реализуя право на выбор места жительства, военнослужащий должен учитывать вероятность необходимости поддержания им боеготовности войсковых частей, обеспечения своевременного прибытия по тревоге, также прибытия к месту военной службы.
Запрет - метод правового регулирования, который представляет собой государственно-властный посыл, указывающий на недопустимость определенного поведения под угрозой наступления ответственности, закрепляющий юридическую невозможность реально возможного поведения, причиняющего ущерб интересам личности и государства
3
В.В. Козлов пишет: «Запреты, связанные с прохождением военной службы, установленные действующим законодательством, являются правовыми нормами, определяющими действия, несовместимые с исполнением обязанностей, в том числе может быть основанием для досрочного прекращения военно-служебных отношений»
4 1
Козлов В.В. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы, установленные федеральным законодательством о противодействии коррупции и о государственной гражданской службе Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2001. N 5.
2
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 12 декабря.
3
Большой юридический словарь / Под ред. А.В. Малько. М.: Проспект, 2009.
4
Козлов В.В. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы, установленные федеральным законодательством о противодействии коррупции и о государственной гражданской службе Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. – 2001. – № 5.
19
Например, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, военнослужащий не вправе разглашать государственную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. Участие военнослужащих в забастовках, а также иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средства урегулирования конфликтов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются.
Военнослужащим запрещено заниматься деятельностью, за которую они будут получать финансовое вознаграждение. Исключение составляют научная, преподавательская, творческая, в том случае, если она не мешает непосредственному исполнению служебных обязанностей.
Предпринимательской деятельностью военнослужащим заниматься запрещено как лично так и через доверенных лиц, в том числе это касается участия в управлении коммерческими организациями.
Военнослужащим запрещается получать финансовое вознаграждение за издания, выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы. Также запрещено получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, за исключением ценных именных подарков и денежных сумм, которыми военнослужащие поощряются в соответствии с общевоинскими уставами.
Военнослужащим запрещается принимать награды иностранных государств, международных и иностранных организаций без разрешения
Президента Российской Федерации.
Военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных объединений, а также для пропаганды отношения к ним.
Военнослужащие как обособленная категория населения требует особой защиты.
Конституционное право военнослужащих на получение квалифицированной юридической помощи не должно подвергаться каким-
20 либо ограничениям. Нередко возникают ситуации, при которых весьма проблематично реализовывать законное право на защиту для восстановления нарушенных прав и интересов. Обеспечение конституционного права военнослужащих на бесплатную юридическую помощь возлагается на органы военного управления, органы военной юстиции, суд, командиров войсковых частей, воинских формирований. Адвокаты оказывают юридическую помощь военным в порядке, определяемом Правительством.
В статье 28 Конституции РФ раскрывается содержание права на свободу совести и вероисповедания. Касаемо военнослужащих, право на вероисповедание закрепляется в статье 8 Федерального закона «О статусе военнослужащих», учитывая принадлежность к военной службе, и её особенности. Анализируя данную статью можно увидеть, что во многом она перестала быть актуальной и соответствующей религиозной ситуации в армии, требованиям Конституции РФ, также не в полной мере согласуется с другими федеральными законами и нормами международного права
1
Согласно содержанию статьи, военнослужащие имеют право на участие в религиозных обрядах, ритуалах, богослужениях в качестве частных лиц непосредственно в свободное время от военной службы. Исходя из вышеизложенного возникает вполне логический вопрос: что подразумевается под временем, свободным от военной службы?
Военная служба, время её начала и окончания регулируется
Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»
2
Для военнослужащих, которые призваны на военную службу после 1 января 2008 года срок службы составляет один год. Для военнослужащих по контракту срок службы устанавливается в соответствии с подписанным им контрактом, на основании которого он проходит военную службу (пункт 1,
1
Овчаров О.А. О некоторых проблемах военно-церковного правотворчества в деятельности военного духовенства (вопросы совершенствования правовой работы) / О.А. Овчаров // Право в Вооруженных Силах. -
2017. - № 9. - С. 107 - 113; № 12. - С. 112 - 118; 2018. - № 1. - С. 117 - 123.
2
О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28 март.1998 г. № 53-ФЗ : (ред. от 18 март.
2019 г.) // Собр. законодательства Рос.Федерации.-1998.- № 13.- Ст.1475.
21 статьи 38)
1
. Следовательно и время военной службы длится либо год или весь срок, согласно подписанному контракту без временных перерывом от службы.
Статус военнослужащих граждане приобретают с момента начала военной службы (пункт 10 статьи 38), окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава войсковой части
2
Соответствующей позиции придерживается и судебная практика, в частности на это указывает п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 29 мая
2014 г. № 8 3
Исследую законодательные нормы и практику их применения, можно выявить, что у военнослужащих нет свободного времени от военной службы, по той причине, что сам статус военнослужащего приобретается в один момент с началом военной службы, утрачивается с её окончанием. Следовательно, у военнослужащих нет свободного времени от военной службы в принципе, и времени участвовать в религиозных мероприятиях тоже нет.
Право на жизнь защищено не только Конституцией Российской
Федерацией, но и отраслевым законодательством. К примеру, за убийство, доведение до самоубийства, предусмотрена уголовная ответственность.
В
Кодексе
Российской
Федерации об административных правонарушениях введена ответственность за нарушение правил по охране труда, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно- противоэпидемических правил и норм, нарушение правил хранения и перевозки огнестрельного оружия и боеприпасов.
Конституция Российской Федерации также гарантирует свободу массовой информации. Цензура запрещается (часть 5 статьи 29). Эти
1
Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием от 12.12.1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
13 положения Конституции закреплены принятым Законом РФ от 27 декабря
1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации»
1
В нашем государстве правовое положение военнослужащих определяется
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами: «Об обороне»,
«О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства
Российской Федерации, также Общевоинскими уставами, приказами федеральных органов исполнительной власти в которых предусмотрена военная служба, и другими нормативными правовыми актами.
Статус военнослужащего вытекает из статуса гражданина, не зависимо от того, в каком федеральном органе исполнительной власти он проходит военную службу.
Российские правоведы рассматривают личность в различных аспектах.
Н. В. Витрук в своей монографии раскрывает правовой статус личности как совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов, признаваемых и гарантированных государством
2
Профессор Кучинский включает в юридический статус ещё юридическую ответственность
3
Другие учёные добавляют в него общую правоспособность, гарантии, гражданство и другие элементы.
Военнослужащий
- это любое физическое лицо, достигшее установленного законодательством возраста, исполняющее должностные обязанности, связанные непосредственно с прохождением военной службы, прерогативой которой является решение вопросов в сфере в сфере безопасности и обороны нашего государства, характеризующееся наличием специального
1
О средствах массовой информации : закон от 27 дек. 1991 г. № 2124-1 // Собр. Законодательства Рос.
Федерации.-1992.- №7.- Ст.3000.
2
Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности / Н.В. Витрук. - М.:Норма,2008. - С. 36.
3
Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Ф. Вишневский; под ред. В.А. Кучинского. - М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры,2006. - С. 89.
14 правового статуса. На военную службу призываются граждане Российской
Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе, состоящие либо обязанные состоять на воинском учёте.
Граждане, не проходившие военную службу, имеют право поступать в военные образовательные учреждения военного профессионального образования в возрасте от 16 до 22 лет.
Призывники, а также граждане, изъявившие проходить службу по контракту, должны соответствовать общемедицинским требованиям. Граждане, поступающие на военную службу на контрактной основе, обязаны соответствовать ещё и профессионально-психологическим требованиям, уровню образования, профессиональной, физической подготовки.
Согласно подп. «в» п. 2 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен с военной службы досрочно на основании невыполнения им условий контракта. Это положение стало предметом оспаривания гражданами
Боскачёвым, Овсянниковым, Савельевым в Конституционном Суде Российской
Федерации.
Конституционный суд, рассмотрев дело о проверке конституционности данного положения, истолковал это следующим образом
1
Недобросовестное отношение военнослужащих к своим обязанностям, в частности совершение ими дисциплинарных проступков, наличие имеющихся не снятых дисциплинарных взысканий, и других юридических обстоятельств, могут послужить основанием для досрочного увольнения с военной службы.
Тем не менее, решение должно основываться на результатах проведённой аттестационной комиссией. Аттестация является обязательным элементом при порядке досрочного увольнения. Основания увольнения военнослужащих за уголовные преступления, с осуждением к лишению свободы, лишению права
1
О воинской обязанности и военной службе в связи с жалобами граждан Р.В. Боскачева, И.В. Овсянникова и Д.А. Савельева «По делу о проверке конституционности подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона» : постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 21 март. 2013 г. № 6-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 13. - Ст. 1635.
15 замещать воинские должности или лишения воинского звания не мешает командованию войсковых частей уволить военнослужащего, которому назначено другое наказание по приговору суда. Положение, оспариваемое гражданами Боскачёвым, Овсянниковым, и Савельевым не соответствует
Конституции РФ в той мере, в какой не устанавливается срок, в течении которого может быть произведено досрочное увольнение военнослужащего, после вступления обвинительного приговора суда.
Конституционный Суд постановил Федеральному законодателю определить срок, в течение которого может быть произведено досрочное увольнение военнослужащих, в связи с невыполнением ими условий контракта, с военной службы. До того времени пока не будут внесены соответствующие изменения, досрочное увольнение военнослужащих не может производиться за пределами срока погашения либо снятия судимости по истечении которого последнее из дисциплинарных взысканий, которое было наложено военнослужащего, считается снятым
1
В сегодняшний день в России на военную службу по контракту могут поступить и иностранные граждане. Они также могут быть приняты на работу в
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в качестве лиц гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации. Но заключить контракт о прохождении военной службы вправе только при условии законного нахождения на территории
Российской Федерации
2
Гражданин Российской Федерации может иметь двойное гражданство в соответствии с федеральным законом или международным договором
Российской Федерации. Так гласит часть 1 статьи 62 Конституции Российской
1
О воинской обязанности и военной службе в связи с жалобами граждан Р.В. Боскачева, И.В. Овсянникова и
Д.А. Савельева «По делу о проверке конституционности подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона» : постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 21 март. 2013 г. № 6-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 13. - Ст. 1635.
2
О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28 март.1998 г. № 53-ФЗ // Собр. законодательства Рос.Федерации.-1998.- № 13.- Ст.1475.
16
Федерации
1
. Но это не является основанием для уклонения или освобождения от ответственности, которая вытекает из гражданства Российской Федерации.
Они обязаны исполнять воинский долг наравне с другими гражданами.
Статус военнослужащего представляет собой его правовое состояние, характеризующееся совокупностью юридических прав и обязанностей, связанных с осуществлением защиты территории Российской Федерации.
Достаточно часто военными правоведами отождествляются понятиями
«правовой статус» и «правовое положение». Но с этим согласны отнюдь не все.
Н.В. Ростовщиков рассматривает их как два самостоятельных понятия.
Правовое положение (статус) личности в широком и узком смыслах. Исходя из терминологии, первое понятие можно обозначить как «правовое положение», второе - как «правовой статус»
2
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» закрепляет основы статуса военнослужащих в России
3
Армия России имеет особое положение. Являясь одной из действенных силовых структур, она призвана обеспечивать безопасность государства.
Российскими учёными высказывалось мнение о том, что у военнослужащих должно быть иное правовое положение нежели у других граждан государства.
A.M. Добровольский: «… правовое положение военнослужащих в государстве в некоторых отношениях является иным, нежели других граждан, что обусловлено особой природой военной службы….»
4
. Это определяется тем, что армия является силовой вооружённой структурой, а также предусматривает свой воинский правопорядок, обусловленный общевойсковыми уставами .
1
Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием от 12.12.1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2
Комаров С.А. Личность. Права и свободы. Политическая система / С.А. Комаров, И.В. Ростовщиков. - М.:
Изд-во Юрид. ин-та, 2002.- С.10.
3
О статусе военнослужащих : федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Собр. законодательства Рос.
Федерации. - 1998. - № 22. - Ст.2331.
4
Добровольский A.M. Особенности положения военнослужащих в области публичного права / А.М.
Добровольский.- Санкт-Петербург. - Издание 1913.- С. 3-4
17
Является спорным вопрос о структуре правового статуса.
Лазарев В.В. пишет: «Правовой статус составляют закреплённые в законодательстве права и обязанности,…а совокупность статусных и субъективных прав и обязанностей называют правовое положение лица»
1
Бараненков В.В считает, что правовое положение лица предопределяется его правовым статусом. Понятие правовое положение шире, чем статус
2
На основе вышеизложенного, можно выделить ряд элементов, непосредственно составляющих структуру правового статуса военнослужащих. а) права; б) обязанности; в) ответственность; г) ограничения; д) запреты.
Более того, представляется рациональным выделить в структуре правового статуса военнослужащих, в качестве отдельных элементов, льготы, стимулы, компенсации
3
В силу специфики военной службы, в структуру правового статуса военнослужащих входят ограничения и запреты, налагаемые на них в процессе прохождения военной службы, а также после увольнения.
«Ограничения» и «запреты» это те понятия, которые стоит различать, так как они несут различную смысловую нагрузку.
В.В. Козлов определяет ограничения, связанные с прохождением военной службы обстоятельствами, установленными нормами военного права, при наличии или возникновении которых военнослужащие не могут проходить
1
Бараненков В.В. Юридическая личность военных организаций. -М.: МПИ ФСБ России, 2008. - С.20.
2
Там же. С. 21.
3
Кудашкин А.В Конституционно-правовой статус военнослужащих в Российской Федерации: автореф. дис.
… канд. юрид. наук. - Москва, 1998. - 22 с.
18 военную службу и подлежат увольнению, а граждане (иностранные граждане) не могут поступить на военную службу
1
В части 3 статьи 55 Конституции РФ установлена структура правового ограничения гражданина, также в этой статье ограничения аргументируются стремлением обеспечить оборону и безопасность государства, и не допустить подрыва конституционного строя нашей страны
2
Учитывая специфику задач, которые стоят перед военнослужащими, считается обоснованным ограничения некоторых конституционных прав и свобод.
Например, реализуя право на выбор места жительства, военнослужащий должен учитывать вероятность необходимости поддержания им боеготовности войсковых частей, обеспечения своевременного прибытия по тревоге, также прибытия к месту военной службы.
Запрет - метод правового регулирования, который представляет собой государственно-властный посыл, указывающий на недопустимость определенного поведения под угрозой наступления ответственности, закрепляющий юридическую невозможность реально возможного поведения, причиняющего ущерб интересам личности и государства
3
В.В. Козлов пишет: «Запреты, связанные с прохождением военной службы, установленные действующим законодательством, являются правовыми нормами, определяющими действия, несовместимые с исполнением обязанностей, в том числе может быть основанием для досрочного прекращения военно-служебных отношений»
4 1
Козлов В.В. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы, установленные федеральным законодательством о противодействии коррупции и о государственной гражданской службе Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2001. N 5.
2
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 12 декабря.
3
Большой юридический словарь / Под ред. А.В. Малько. М.: Проспект, 2009.
4
Козлов В.В. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы, установленные федеральным законодательством о противодействии коррупции и о государственной гражданской службе Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. – 2001. – № 5.
19
Например, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, военнослужащий не вправе разглашать государственную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. Участие военнослужащих в забастовках, а также иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средства урегулирования конфликтов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются.
Военнослужащим запрещено заниматься деятельностью, за которую они будут получать финансовое вознаграждение. Исключение составляют научная, преподавательская, творческая, в том случае, если она не мешает непосредственному исполнению служебных обязанностей.
Предпринимательской деятельностью военнослужащим заниматься запрещено как лично так и через доверенных лиц, в том числе это касается участия в управлении коммерческими организациями.
Военнослужащим запрещается получать финансовое вознаграждение за издания, выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы. Также запрещено получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, за исключением ценных именных подарков и денежных сумм, которыми военнослужащие поощряются в соответствии с общевоинскими уставами.
Военнослужащим запрещается принимать награды иностранных государств, международных и иностранных организаций без разрешения
Президента Российской Федерации.
Военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных объединений, а также для пропаганды отношения к ним.
Военнослужащие как обособленная категория населения требует особой защиты.
Конституционное право военнослужащих на получение квалифицированной юридической помощи не должно подвергаться каким-
20 либо ограничениям. Нередко возникают ситуации, при которых весьма проблематично реализовывать законное право на защиту для восстановления нарушенных прав и интересов. Обеспечение конституционного права военнослужащих на бесплатную юридическую помощь возлагается на органы военного управления, органы военной юстиции, суд, командиров войсковых частей, воинских формирований. Адвокаты оказывают юридическую помощь военным в порядке, определяемом Правительством.
В статье 28 Конституции РФ раскрывается содержание права на свободу совести и вероисповедания. Касаемо военнослужащих, право на вероисповедание закрепляется в статье 8 Федерального закона «О статусе военнослужащих», учитывая принадлежность к военной службе, и её особенности. Анализируя данную статью можно увидеть, что во многом она перестала быть актуальной и соответствующей религиозной ситуации в армии, требованиям Конституции РФ, также не в полной мере согласуется с другими федеральными законами и нормами международного права
1
Согласно содержанию статьи, военнослужащие имеют право на участие в религиозных обрядах, ритуалах, богослужениях в качестве частных лиц непосредственно в свободное время от военной службы. Исходя из вышеизложенного возникает вполне логический вопрос: что подразумевается под временем, свободным от военной службы?
Военная служба, время её начала и окончания регулируется
Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»
2
Для военнослужащих, которые призваны на военную службу после 1 января 2008 года срок службы составляет один год. Для военнослужащих по контракту срок службы устанавливается в соответствии с подписанным им контрактом, на основании которого он проходит военную службу (пункт 1,
1
Овчаров О.А. О некоторых проблемах военно-церковного правотворчества в деятельности военного духовенства (вопросы совершенствования правовой работы) / О.А. Овчаров // Право в Вооруженных Силах. -
2017. - № 9. - С. 107 - 113; № 12. - С. 112 - 118; 2018. - № 1. - С. 117 - 123.
2
О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28 март.1998 г. № 53-ФЗ : (ред. от 18 март.
2019 г.) // Собр. законодательства Рос.Федерации.-1998.- № 13.- Ст.1475.
21 статьи 38)
1
. Следовательно и время военной службы длится либо год или весь срок, согласно подписанному контракту без временных перерывом от службы.
Статус военнослужащих граждане приобретают с момента начала военной службы (пункт 10 статьи 38), окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава войсковой части
2
Соответствующей позиции придерживается и судебная практика, в частности на это указывает п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 29 мая
2014 г. № 8 3
Исследую законодательные нормы и практику их применения, можно выявить, что у военнослужащих нет свободного времени от военной службы, по той причине, что сам статус военнослужащего приобретается в один момент с началом военной службы, утрачивается с её окончанием. Следовательно, у военнослужащих нет свободного времени от военной службы в принципе, и времени участвовать в религиозных мероприятиях тоже нет.
1 2 3 4 5 6 7