Файл: Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Основы противодействия коррупции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.

Сделайте выводы о содержании, направленности и проблемах политики идентичности современной Украины.

События 2014 г. внесли радикальные изменения в процессы формирования идентичностей на Украине. После присоединения Крыма к России и возникновения ДНР/ЛНР из украинского политического процесса ушло порядка 6 млн человек, для которых была характерна либо русская, либо восточноукраинская, либо даже интернационалистская постсоветская идентичность[26]. Русские перестали быть «суперменьшинством», что открыло путь к энергичным действиям по вытеснению русского языка из публичной сферы и активной политики памяти в опоре на западноукраинский набор символов и нарративов. Интенсивная кампания десоветизации в сфере символической политики имела слегка закамуфлированный характер дерусификаторства. Всё это происходило под ежедневное напоминание о том, что страна находится в состоянии войны с Россией, что стало общепризнанным фактом на Украине после Майдана. Любые попытки описать противостояние с ДНР/ЛНР как внутриукраинский гражданский конфликт жёстко пресекались. С 2014 г. строители украинской нации получили, хотя бы на риторическом уровне, то, чего так не хватало Прицаку и его единомышленникам, – войну с Россией. Причём это обходилось Киеву недорого – боевые действия низкой интенсивности можно было вести без больших потерь личного состава с использованием оставшихся советских запасов вооружения. Расчёт Москвы на то, что непризнанные республики Донбасса станут своеобразным крюком, с помощью которого можно будет сдерживать дрейф Украины в сторону НАТО, оказался ошибочным. Со временем стало понятно, что на крюке оказалась Россия – потому что теперь Киев мог решать, когда активизацией действий в Донбассе можно поставить Кремль перед трудным выбором – ведь допустить сценарий, реализованный хорватами в 1995 г. в Сербской Краине, Москва не могла.

До 2022 г. война не выглядела вполне убедительно, и многие украинцы, с симпатией относившиеся к России, так и продолжали к ней относиться. Но в воспитании молодого поколения – в школе и в летних лагерях пластунов – произошли большие перемены. Дети, которым в 2014 г. было 10–12 лет и которые выросли в этой атмосфере, сегодня воюют в ВСУ и нацбатах под командой ребят постарше, чья идентичность формировалась в среде футбольных болельщиков и других неформальных правых группах 1990-х годов.

Теперь, когда боевые действия на территории Украины приобрели ужасающую интенсивность и размах, когда жертв много как среди военных, так и среди мирного населения, когда целые населённые пункты стираются в ходе боёв с лица земли, радикализация антироссийских настроений как консолидирующего элемента украинской идентичности приобретает массовый характер[27]. Погибшие родственники и друзья и, что для украинской ментальности очень важно, разрушенные и вынужденно оставленные дома-хаты – мощный фактор. Конечно, в восточных и южных регионах страны есть люди, которые приветствуют российскую армию, но очевидно, что их намного меньше, чем ожидали те, кто планировал специальную операцию.


Если верно рассуждение Владимира Путина о том, что Владимир Ленин внёс важный вклад в формирование украинской нации, то будущий историка вправе заключить, что важный вклад внёс в эти процессы и сам президент России, закрепив антироссийские и антирусские чувства как доминирующий элемент украинской национальной идентичности.

Мы не знаем, когда и как закончатся боевые действия. Весьма вероятно, что заметные уже сейчас разбирательства и конфликты внутри украинского общества выйдут на первый план либо как реакция на условия мирного соглашения, либо ещё во время боевых действий вследствие неудач на фронтах. В этих разбирательствах взаимное отчуждение «западенцев» и «схидняков», пусть даже они теперь одинаково негативно относятся к России, всё равно присутствует.

У таких процессов нет «конца истории». Прямо сейчас, в июне 2022 г., на Украине разворачивается дискуссия об отношении к русскому языку и русской культуре как «оружию агрессора». Набирает силу стремление двинуться по пути их тотального запрета. Он уже введен в некоторых украинских городах, в том числе Николаеве, где для подавляющего большинства жителей русский – родной. Оппоненты подобного подхода считают, что правильнее присвоить себе русский язык и те элементы русской культуры, которые «свободны от имперскости». Такая идея и прежде звучала в ходе украинских дебатов об идентичности.

Между тем нет сомнения, что на занятых российской армией территориях будут происходить диверсии и акты саботажа. Они уже происходят. А недавно появились сообщения, что российские компьютерные фирмы начинают убирать украинцев с рабочих мест, которые напрямую связаны с критической инфраструктурой. Правда, российское Минцифры жёстко потребовало прекратить подобное, но само появление такой идеи характерно. Знакомому с историей Российской империи это сразу напоминает о ситуации с поляками после восстаний XIX века. Если тенденции получат развитие, мы можем стать свидетелями завершения той очень устойчивой и важной для русской идентичности практики, когда малороссы и затем украинцы не отторгались в российском обществе как чужие. В России живут миллионы людей с украинскими фамилиями, украинскими корнями и даже украинской идентичностью. Так что события последних лет и месяцев способны оказать существенное влияние на процессы формирования идентичностей не только на Украине, но и в России.



10.3. Ознакомьтесь с основным содержанием статьи в Википедии "Голодомор в политике" (URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Голодомор_в_политике) и охарактеризуйте значение, роль и место темы «голодомора»:

а) в оккупационной политике нацистской Германии на территории Украинской ССР в период Великой Отечественной войны;

Под ногой фашистского оккупанта украинские земли находились от июня 1941 г. до полного их изгнания - октября 1944 года.

Нацистский оккупационный режим в Украине должен выполнить три основные задачи:

1. Обеспечить продовольствием, материальными и человеческими ресурсами потребности фашистской военной машины.

2. Физическое уничтожение украинского населения, депортация и вывоза на работу в Германию с целью создания "жизненного пространства" для арийской расы.

3. Способствовать колонизации значительной части оккупированных земель, заселению целых районов немецкими переселенцами.

Для реализации этой цели оккупанты совершили следующее:

- Все административные единицы возглавляли немецкие комиссары, которые опирались на полицию безопасности и гестапо. Украинский была запрещена любая политическая деятельность. Только в генералгубернаторстви с разрешения властей существовал украинский Центральный Комитет (УЦК) в Кракове, возглавляемый Владимиром Кубийовичем, его деятельность распространялась в основном на общественную опеку и просветительскую работу;

- Крупнейшие предприятия Украины были поделены между немецкими магнатами. Оккупанты нещадно грабили города и села, превращали колхозы и совхозы на "общинные хозяйства", вводили в них крепостной режим;

- Под страхом строгого наказания вводилась обязательная трудовая повинность. Грабеж, произвол, террор подняты в ранг государственной политики. За время оккупации из Украины было вывезено 9,2 млн. т зерна, 622 тыс. т мяса и миллиона тонн других продуктов, даже чернозем, для перевозки были использованы 1418 тыс. вагонов;

- Осуществлялся наступление на духовную жизнь порабощенного народа. Оккупанты разрешили открыть в Украине только начальные школы. Происходило повальное ограбление памятников истории и культуры, национальных реликвий;

- Вершиной жестокости оккупантов был приказ о "уничтожение населения большевистской империи", в т.ч. Украина. Плановое уничтожение населения было частью государственной политики третьего рейха. Первой жертвой геноцида стало еврейское население. Только во Львове уничтожен в гетто, расстреляно десятки тысяч евреев; в Бабьем Яру под Киевом - свыше 100 тыс. евреев.


Не менее жестоким было отношение оккупационных властей к украинским, массовые расстрелы происходили в Киеве, Львове, Станиславе и других городах.

Нацисты сожгли 250 населенных пунктов Украины, расстреляли там все мирное население. В Украине фашисты создали 50 гетто и более 180 крупных концентрационных лагерей. Во время оккупации население республики сократилось на 14 млн. человек, из них на фронтах погибло около 6 млн., 5 млн. пострадал во время оккупации, более 2 млн. вывезено на каторжные работы в Германию

б) в «политике памяти» украинской националистической эмиграции в Канаде и США после Второй мировой войны;

В феврале 1950 в газете «Українські вісті» выходившей в г. Новый Ульм (ФРГ) появляется статья очень далекого от демографии С. Соснового под названием «Правда про голод на Украине 1932—1933 годов», где без пояснений указывается, что число жертв голода составило 7,5 миллиона человек, а в наиболее голодные месяцы «в УССР ежедневно умирало 25 тысяч человек, или 1000 ежечасно или 17 ежеминутно» (в статье «агранома-экономиста» С. Соснового с таким же названием, вышедшей 3 июня 1943 года в «Миргородских вестях», приводилось число 4,8 млн, а число 6,5 млн указывалось как завышенное). В период Маккартизма организациями SUZERO (Украинская Ассоциация Жертв Русских Коммунистов) DOBRUS (Демократическая Организация Украинцев-бывших жертв советского режима в США) в двухтомном издании «Black Deeds of The Kremlin» предлагается своя интерпретация истории Голода в УССР — эти издания были рассмотрены как доказательства в работе Парламентской комиссии США по коммунистической агрессии.

В 1958 году по запросу Подкомитета по Расследованию Администрации Акта Внутренней безопасности и прочих законодательных актов по внутренней безопасности юридического комитета сената конгресса США (Subcommittee to Investigate the Administration of the Internal Security Act and Other Internal Security Laws of the Committee on the Judiciary) подготавливается аналитический отчет «Советская Империя: Тюрьма народов и наций. Исследование геноцида, дискриминации и превышения власти», в которой упоминается искусственный голод на Украине, повлёкший за собой от 4.8 до 8 миллионов жертв (к конвенции ООН касательно воспрещения геноцида США присоединилась в конце 1989 года). Он рассматривается в ходе слушаний по советскому шпионажу и проникновению коммунизма в США.

в) в информационно-психологической войне против СССР в период Холодной войны;

В период Холодной войны началась информационная война на фоне психологической войны. В 1978 году вышла публикация в которой Голод был назван «анти-украинским Холокостом». История использования трагедии еврейского народа в кругах украинской северо-американской диаспоры относится к началу 60-х когда известный в диаспоре историк, бывшей член УПА-ОУН(б) Лев Шанковский указал «евреи должны стать для нас образцом по отражению нашей истории». В публикациях диаспоры стали широко использоваться перелицованные истории и термины периода второй мировой войны — «украинские гетто», истории про топления украинцев по национальности в баржах, уморению их голодом в закрытых железнодорожных вагонах, и отравление этнически украинских детей эрзац кофеем и т. д. и т. п.- эти истории вошли также в программный труд посвященный голоду в СССР Роберта Конквеста «Жатва скорби» 1986 года.


В феврале 1983 года в Политбюро ЦК КПУ была согласована позиция по поводу мер контрпропаганды. Так, заведующий отделом зарубежных связей ЦК КПУ А. Меркулов и заведующий отделом пропаганды и агитации ЦК КПУ Л. Кравчук в качестве ответных мер предлагали «продолжать пропаганду аграрной политики ЦК КПСС и исторического опыта партии в осуществлении ленинского кооперативного плана, осуществления Продовольственной программы, достижений сельского хозяйства Советской Украины и преобразований в деревне, ставших возможными благодаря победе колхозного строя». Указанная тематика учитывала пожелания Главной редакции Северной Америки АПН в Москве и бюро АПН в Канаде. Украинское отделение АПН должно было подготовить материалы, «показывающие антинародную сущность украинского буржуазного национализма, сотрудничество бандеровцев с гитлеровскими фашистами в годы Второй мировой войны».

В апреле 1983 года Консульство СССР в Канаде выпускает пресс-релиз в котором подтверждается «существование серьезных продовольственных трудностей» в УССР в указанный период, но отрицается представляемая канадской диаспорой история «практически полном коллапсе, со вкусом общенациональной трагедии и 7-10 миллионами погибших этнических украинцев».

В сентябре 1984 года стало ясно, что правительство США намерено придать проблеме голода международный резонанс. Сенат США начал прорабатывать законопроект и две резолюции в связи с голодом на Украине в 1932-33 гг. Аналогичные законопроект и резолюция были внесены в палату представителей конгресса США. Предполагалось создание правительственных комиссий для «выяснения роли советского правительства в трагедии на Украине и ознакомления с этим общественности». Первоначальный план предусматривал, что в составе комиссии будет 21 человек. Комиссия должна была работать в течение 3-х лет, а на её финансирование предполагалось выделить свыше 3 млн долл. из государственного бюджета США. Правительство СССР ожидало опубликования соответствующего заявления и публичного выступления Президента США Рейгана с осуждением СССР.

25 декабря 1987 года первый секретарь ЦК КПУ В. В. Щербицкий в докладе на торжественном заседании, посвященном 70-летию установления советской власти на Украине, впервые официально упомянул факт существования голода. Он сказал следующее: «Неоправданное форсирование темпов, преимущественно административные методы руководства, грубые нарушения принципа добровольности, искривление линии в отношении к середняку и в борьбе против кулачества очень осложнили обстановку на селе. Прибавилась ещё и сильная засуха. Все это обусловило серьёзные продовольственные трудности в конце 1932 — начале 1933 г., а в ряде сельских местностей и голод. На Западе написано разное о том трудном времени. Не прекращаются политические спекуляции и сегодня. Однако правда состоит в том, что Советское правительство в тех условиях сделало все возможное, чтобы помочь населению районов Украины, Дона и Кубани, Поволжья, Южного Урала и Казахстана, пострадавших от этого бедствия».