Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования астраханский государственный медицинский университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 (две) зачетные единицы.


Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

3

Аудиторные занятия (всего)

48

48

В том числе:







Лекции (Л)

16

16

Практические занятия (ПЗ)

32

32

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа (всего)

24

24

Подготовка к занятиям (ПЗ)

20




Реферат (Р)

4




Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




зачет

Общая трудоемкость часы

зач. ед.

72




2





4.2. Содержание разделов дисциплины
Разделы дисциплин и виды занятий


п/п

Наименование раздела дисциплины

Л.

ПЗ

СРС

Всего час.

1.

Информационные технологии в медицине и здравоохранении. Обзор.

2

1

3

5

2.

Вычислительные системы в информационных технологиях

2

3

3

9

3.

Базовые технологии преобразования медицинской информации и трафики информации

2

5

3

11

4.

Информационная безопасность в медицинских информационных системах

2

4

3

9

5.

Информационная модель лечебно-диагностического процесса


2

3

3

7

6.

Стандарты медицинской информации в России и за рубежом

2

4

3

9

7.

Автоматизированные медико-технологические системы клинико-лабораторных исследований и функциональной диагностики.

2

6

3

11

8.

Информационные системы

в управлении здравоохранением

территориального и федерального уровней.

2

6

3

11




Зачетное занятие.

16

32

24

72



4.3. Название тем лекций


п/п

Название тем лекций

1.

Информационные технологии в медицине и здравоохранении. Обзор.

2.

Вычислительные системы в информационных технологиях

3.

Базовые технологии преобразования медицинской информации и трафики информации

4.

Информационная безопасность в медицинских информационных системах

5.

Информационная модель лечебно-диагностического процесса


6.

Стандарты медицинской информации в России и за рубежом

7.

Автоматизированные медико-технологические системы клинико-лабораторных исследований и функциональной диагностики.

8.

Информационные системы в управлении здравоохранением территориального и федерального уровней.




4.4. Практические занятия



п/п

раздела

дисциплины

Тематика практических занятий

Трудоемкость

(час.)

1-2

1.

1

Информационные технологии в медицине и здравоохранении. Обзор.

1

2.

2

Вычислительные системы в информационных технологиях

3

3.

3

Базовые технологии преобразования медицинской информации и трафики информации

5

4.

4

Информационная безопасность в медицинских информационных системах

4

5.

5

Информационная модель лечебно-диагностического процесса

3

6.

6

Стандарты медицинской информации в России и за рубежом

4

7.

7

Автоматизированные медико-технологические системы клинико-лабораторных исследований и функциональной диагностики

6

8.

8

Информационные системы в управлении здравоохранением

территориального и федерального уровней.

6







Зачетное занятие





4.5. Виды самостоятельной работы студентов

п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Виды СРС

Всего часов

1

2

3

4

5





1

Информационные технологии в медицине и здравоохранении. Обзор.

подготовка к занятиям

3



Вычислительные системы в информационных технологиях

подготовка к занятиям

3



Базовые технологии преобразования медицинской информации и трафики информации

подготовка к занятиям и тестированию

3



Информационная безопасность в медицинских информационных системах

подготовка к занятиям

3



Информационная модель лечебно-диагностического процесса

подготовка к занятиям и тестированию

3



Стандарты медицинской информации в России и за рубежом

подготовка к занятиям

3



Автоматизированные медико-технологические системы клинико-лабораторных исследований и функциональной диагностики.

подготовка к занятиям

реферат

3



Информационные системы в управлении здравоохранением

территориального и федерального уровней.

подготовка к занятиям

тестированию

3

ИТОГО часов в семестре:

24



4.6 Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов

Темы рефератов по дисциплине:

1. Возможности математического моделирования функциональных систем организма.

2. Методы автоматизации диагностических исследований.

3. Современные медицинские информационные системы и принципы их классификации.

4. Классификация медицинских экспертных систем. Место искусственного интеллекта в информатизации медицины.

5. Автоматизированные системы съёма, регистрации, обработки и хранения медицинских данных.

6. Применение экспертных систем в клинической диагностике.

7. Автоматизированные системы консультативной вычислительной диагностики.

8. Компьютерные технологии в применении к решению задач медицины и здравоохранения.

9. Медицинские справочные системы. Их классификация и различия.

10. Технологии телекоммуникаций в решении задач лечебно-диагностического процесса и научного поиска.

11. Телемедицина в системе практического здравоохранения.

12. Автоматизированные информационные системы медицинских учреждений.

13. Проблемы сетевого информационного обмена в медицинских информационных системах.

14. Методы медицинской информатики как инструмент доказательной медицины.
Вопросы к зачету по дисциплине:

1. Назовите отечественных ученых, внесших вклад в становление и развитие медицинской кибернетики и информатики.

2. Дайте определение медицинской кибернетики как науки.

3. Что такое информация?

4. Дайте определения понятиям «данные», «знания».

5. Что такое информационный процесс?

6. Дайте определения медицинской информатики как научной дис­циплины.

7. Определите место медицинской информатики в здравоохранении.

8. Как можно использовать MS Word в медицинских задачах?

9. Какие возможности предоставляет врачу MS Excel? .

10. Дайте определение базы данных. По каким признакам классифицируют базы данных?

11. В чем заключаются особенности СУБД MS Access?

12. Какие статистические пакеты применяются для обработки меди­цинских данных?

13. Дайте характеристику основным типам данных. Какими особенностями обладают медицинские данные?

14. Дайте определение телемедицине. Назовите этапы становления телемедицины. Чем телемедицина принципиально отличается от ранее существо­вавшего дистанционного консультирования?

15. Что входит в понятие телемедицинских и Интернет-услуг? Что представляет собой виртуальный госпиталь?

16. Охарактеризуйте наиболее распространенные направления в теле­медицине. Что означает понятие «телерадиология»?


17. Что представляет собой внутрибольничная телемедицина? Каковы направления и принципы домашней телемедицины?

18. Какие преимущества дает врачу использование Интернета?

19. Дайте определение понятию «Информационная система».

20. Что представляет собой информационная медицинская система? Охарактеризуйте отечественные классификации ИМС.

21. Что представляет собой техническое задание на автоматизирован­ную систему? Какие разделы оно включает?

22. Дайте определение медицинскому технологическому процессу. Кто является объектом и субъектом управления в медицинском тех­нологическом процессе?

23. Назовите этапы управления состоянием пациента в лечебно-диаг­ностическом процессе.

24. Дайте определение информатизации. Опишите уровни информатизации врачебной деятельности.

25. Что представляют собой модель и моделирование? Дайте характеристику информационной и математической моде­лям.

26. Каково назначение медико-технологических информационных си­стем? Какие функции обеспечивают медико-технологические информа­ционные системы?

27. Дайте характеристику возможностям современной автоматизиро­ванной системы для обработки медицинских сигналов и изображений.

28. Для решения каких клинических задач используется вычислитель­ная диагностика?

29. Дайте определение экспертной системы. Какова ее главная особен­ность? Назовите требования, предъявляемые к медицинским экспертным системам.

30. Что собой представляет АРМ медицинского работника? В чем заключаются особенности интеллектуального АРМ?

31. Назовите основные функции АРМ врача. По каким принципам классифицируются медицинские АРМ?

32. Сформулируйте основную цель информатизации ЛПУ.

33. Каково функциональное назначение автоматизированной инфор­мационной системы лечебно-профилактического учреждения?

34. Назовите общие принципы построения АИС ЛПУ. Для решения каких задач предназначены административные и орга­низационные подсистемы АИС ЛПУ?

35. Какие функции обеспечивают медико-технологические подсисте­мы АИС ЛПУ? Дайте характеристику уровням автоматизации современных АИС ЛПУ.

36. Назовите примеры АИС ЛПУ, внедряемых в крупных медицинских учреждениях.

37. Дайте определение территориальной ИМС. Охарактеризуйте структуру территориальной ИМС. Назовите функции территориальной ИМС.

38. Как обеспечивается интеграция данных в территориальных ИМС? Что обеспечивают горизонтальные связи в территориальных ИМС? Какие возможности предоставляет включение моделей в состав тер­риториальных ИМС?