Файл: Практические и лабораторные работы по биологии как средство повышения мотивации студентов к естественнонаучному обучению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Приведите примеры влияния живых организмов на неорганическую среду. Какие последствия влечет за собой это влияние?

3. Прочитайте текст:

Если количественное значение хотя бы одного из климатических факторов выходит за пределы выносливости, то, как бы ни были благоприятны другие условия среды, существование вида становиться невозможным.

Подтвердите конкретными примерами правомерность сказанного.

4. Сделайте вывод о том, как используются знания о приспособленностях организмов к действию экологических факторов и о сезонных явлениях в практике сельского хозяйства?
Лабораторная работа № 9 «Выявление абиотических и биотических компонентов экосистемы».

Цель: Научиться находить различные компоненты в любой экосистеме; изучить влияние этих компонентов на экосистему.

Оборудование: учебник стр. 538-539, 535-536 (описание экосистем и тропического леса), дополнительная литература, табл. «Экосистемы водоема», «Биоценоз широколиственного леса» и др.

Ход работы:

Составьте характеристику какого-либо биоценоза (на ваш выбор) по следующему плану:

1. Название экосистемы (для наземных - по преобладающим видам растительного сообщества).

2. Характеристика основных абиотических факторов:

Температура

Свет

Влажность

Антропогенный фактор














3. Основные компоненты экосистемы.

Продуценты

Консументы

Редуценты










4. Типичные пищевые связи (в виде пищевых цепей).

5. Основные типы взаимоотношений между организмами:

Тип взаимоотношений

Примеры из данной экосистемы

1. Кооперация (необязательное сожительство)




2. Мутуализм (обязательное взаимополезное сожительство)




3. Комменсализм (форма нейтрального сожительства)




4. Хищничество




5. Паразитизм




6. Конкуренция




7. Нейтрализм





6. Сделайте вывод о значении большого разнообразия организмов в естественной экосистеме.
Лабораторная работа № 10 «Влияние антропогенных изменений в экосистемах своей местности».

Цель: изучить стратегии развития сельско­го хозяйства, промышленно­сти и энергетики в борьбе с загрязнениями и при охране природы.

Оборудование: дополнительные источники информации.

Ход работы: Опишите влияние деятельности человека на экологическое состояние местности в которой вы проживаете по следующему плану:

1. Название населенного пункта.

2. Положение его относительно других населенных пунктов.

3. Отрасли промышленности, которые развиты на территории населенного пункта.

4. Основные предприятия на территории населенного пункта.

5. Основные виды деятельности для местных людей (профессии)

6. По предыдущему анализу заполните таблицу:

Виды деятельности человека/

Отрасли промышленности и сельского хозяйства

Как влияют на окружающую среду?

Какие меры можно предложить для устранения негативного влияния.








7. Какие компоненты биосферы подвергаются негативному влиянию антропогенного фактора.

8. Сделайте вывод о состоянии экосистемы местности, в которой вы живете.


4. Отчет о реализации проекта.
Суть проекта на тему «Практические и лабораторные работы по биологии как средство повышения мотивации школьников к естественнонаучному обучению» заключается в разработке методического пособия «Практикум по общей биологии». Практикум предназначен для учащихся 10-11 классов естественнонаучного профиля, так же может быть использован учителями при проведении практических и лабораторных работ, уроков обобщения и закрепления.

Пособие содержит комплект карт-инструкций к проведению лабораторного практикума в курсе «Общая биология». Данный практикум ориентирован на трехчасовую программу изучения предмета биология. В нем реализуется деятельностный подход к изучению наиболее сложных тем общей биологии.

Пособие так же может быть использовано для подготовки к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии. Так как в нем рассматриваются наиболее сложные вопросы части В и С, предлагаются примеры выполнения задач.

Предложенный комплект карт-инструкций используется мною на протяжении двух лет при проведении уроков биологии в 10-11 классах агро-технологического профиля. Он помогает формировать практические навыки решения биологических задач. Набор заданий и таблиц, дополнительная информация позволяют достаточно прочно усвоить знания и умения по таким разделам общей биологии как «Клетка», «Основы генетики и селекции», «Эволюционное учение», «Экология». Анализ контрольных работ по данным темам показывает высокий уровень сформированности общих учебных умений и навыков.

Табл. Результаты контрольных работ по основным темам курса «Общая биология».

Тема курса «Общая биология»

Анализ результатов контрольных работ

за 2008-09 учебный год

за 2009-10 учебный год

за 2010-11 учебный год

Качество знаний (%)

Уровень обученности (%)

Качество знаний (%)

Уровень обученности (%)

Качество знаний (%)

Уровень обученности (%)

Клетка

100

76,3

100

96

-

-

Основы генетики и селекции

100

77,5

100

85,1

-

-

Эволюционное учение

-

-

100

80,6

100

80

Использование расширенного спектра практических и лабораторных работ и применение их на уроках при обобщении и закреплении знаний позволяет учащимся более прочно усвоить пройденные темы. Качество обучения при 100% успеваемости с 2008 по 2010 год по предмету биология составляет 85,5%.

Рис. 1. Динамика качества знаний по биологии за три года

Применение данного практикума так же положительно влияет на результаты единого государственного экзамена по биологии. Так как на практических занятиях возникает дополнительная возможность подготовиться к ЕГЭ.

Рис. 2. Динамика результатов ЕГЭ по биологии за два года.

Несмотря на то, что проект находиться на стадии разработки, можно сделать предварительные выводы о результатах его реализации. Таким образом, благодаря использованию практикума:

  • большая часть уроков проводиться с применением исследовательских методов обучения;

  • у учащихся повышается уровень самостоятельности при получении и закреплении знаний;

  • повышается мотивация к естественнонаучному образованию (в 2009-10 учебном году 44% выпускников школы выбрали биологию в качестве предмета по выбору для сдачи ЕГЭ);

  • повышается качество знаний по предмету;

  • улучшаются результаты ЕГЭ по биологии.


Список литературы.



  1. А.Н. Мягкова, Б.Д. Комиссаров Методика обучения общей биологии. – М.: Просвещение, 1979.

  2. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1986.-175с.

  3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА,2008. – 816 с.

  4. Задачи по генетике в курсе общей биологии: Методические рекомендации.- М.: Высшая школа, 1994. -47с.

  5. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2003. – 176 с.: ил.

  6. Назаренко В.А., Попов А.А., Глебова В.Д. Изучение эволюции органического мира: Методическое пособие для учащихся,студентов и преподавателей. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. - 64с.

  7. Проведение лабораторных занятий по общей биологии: Методические рекомендации / Составители Баташева З.Н., Черных И.С., Горсткина З.М.. – Тула: тульский областной институт усовершенствования учителей, 1998. – 50с.

  8. Сборник Программ для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы .-М.: Дрофа, 2005 г.

  9. Языкова М.Ю., Рытов Г.Л. Врубель Е.М. Школьный практикум по биологии: Учебное пособие. Самара: Издательство «Самарский универси-тет», 2003. 104 с