Файл: Практические и лабораторные работы по биологии как средство повышения мотивации студентов к естественнонаучному обучению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3.2. Комплект карт инструкций для проведения практических и лабораторных работ.
3.2.1 Карты-инструкции к практическим работам

Практическая работа №1 по теме «Решение задач по молекулярной биологии»

Цель: научиться решать задачи по молекулярной биологии, используя принцип комплементарности, закрепить знания о процессе редупликации молекулы ДНК.

Ход работы:

1. Объясните смысл понятия «комплементарность». Каково значение комплементарности в молекуле ДНК?

2. Решите задачи:

Задача 1. Одна из цепей фрагмента молекулы ДНК имеет следующее строние: Г-Г-Г-А-Т-А-А-Ц-А-Г-А-Т.

а) укажите строение противоположной цепи.

б) укажите последовательность нуклеотидов в молекуле иРНК, построенной на этом участке цепи ДНК.

Задача 2. На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности: А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Т.

А) Нарисуйте схему структуры двухцепочечной ДНК. Объясните, каким свойством ДНК при этом вы руководствовались.

Б) Какова длин (в нм) этого фрагмента ДНК? (Каждый нуклеотид занимает 0,34 нм по длине цепи ДНК).

В) Сколько (в %) содержится нуклеотидов (по отдельности) в этой ДНК?

Задача 3. В молекуле ДНК 330 адениловых нуклеотидов, что составляет 33% от общего их числа.

Определите

А) количество других нуклеотидов в молекуле

Б) длину фрагмента ДНК ( длина одного нуклеотида - 0,34 нм)

В) массу молекулы ( масса одного нуклеотида 345 г/моль )

Г) количество водородных связей в молекуле.

Все ответы поясните.

4. Сделайте вывод о проделанной работе.
Практическая работа №2 «Сравнение строения клеток растений, грибов и животных».

Цель: рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука), животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости), грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток, таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.

Ход работы:

  1. Рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.

  2. Зарисуйте по одной растительной и животной клетке в таблицу. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.

  3. Сравните строение растительной, грибной и животной клеток при помощи сравнительной таблицы.





Клетки растений

Клетки животных

Клетки грибов

Рисунок










Общие черты




Отличия в строении













  1. Сделайте вывод о сложности строения рассмотренных клеток.

  2. Сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.

Вопросы:

  1. О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.

  2. О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.

  3. Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.


Практическая работа №3 «Сравнение процессов бесполого и полового размножения».

Цели: рассмотреть основные формы и способы размножения организмов; научиться их характеризовать и приводить примеры.

Оборудование: карточки-инструкции, учебник, гербарии, рисунки животных.

Ход работы: 1. С помощью схемы вспомните, какие существуют формы и способы размножения организмов:



2. Используя эти данные, заполните таблицу:

Формы и способы размножения.

Вид

Формы размножения

Способы размножения

Инфузория-туфелька

Гидра пресноводная

Земляника лесная

Кукушкин лен

Гриб-трутовик

Малина обыкновенная

Улотрикс

Ель обыкновенная

Тополь пирамидальный

Заяц-русак

Ива белая

Лук репчатый

Пчела медоносная.







3. Заполните пустые квадраты схемы названиями различных форм и способов размножения организмов и покажите стрелками их взаимосвязи (как это показано на примере способа размножения стеблями):



4. Сделайте вывод по работе.


Практическая работа № 4 «Сравнение про­цессов развития половых клеток».

Цели: закрепить знания о процессах гаметогенеза; сравнить овогенез и сперматогенез.

Оборудование: карточки-инструкции, рис. 6.4 на стр. 201 учебника, табл. «Гаметогенез».

Ход работы: 1. Внимательно рассмотрите схемы. Назовите процессы, изображенные на схемах, и закончите схемы:



2. Заполните таблицу:

Сравнительная характеристика процессов овогенеза и сперматогенеза.

Вопросы для сравнения

Овогенез

Сперматогенез

1. Какие изменения происходят с половыми клетками при их раз­витии в различных зонах по­ловой железы:

а) размножения

б)роста

в) созревания

2. Как распределяется цитоплаз­ма в период

созревания поло­вых клеток?

3. Каково биологическое значе­ние неравномерного распреде­ления цитоплазмы

в период со­зревания?

4. Какое число гамет образуется в результате развития половых клеток?







3. Сделайте общий вывод по работе.
Практическая работа №5 «Сравнение процессов митоза и мейоза».

Цели: дать характеристику стадиям различных типов деления клетки; выяснить отличительные и схожие черты процессов митоза и мейоза; раскрыть их биологическую роль.

Оборудование: карточки-задания, материал учебника, табл. «Митоз», «Мейоз», рис. 5.20, 5.21 на стр. 171, рис.6.5 на стр. 203.

Х од работы:1. Используя материал и рисунки учебника: а) определите процессы, изображенные на схемах; б) назовите фазы делений, дайте им краткую характеристику; в) изобразите изменения, происходящие в хромосомном аппарате в каждой фазе.

2. Заполните таблицу и выделите цветными карандашами черты сходства и различия митоза и мейоза:

Сравнение митоза и мейоза.

Параметры сравнения

Митоз

Мейоз

1. Какие изменения происходят до начала деления (в интерфазе)?

2. Каковы фазы деления?

3. Характерна ли конъюгация гомологичных хромосом?

4. Какое число дочерних клеток образуется?

5. Какое число хромосом получает каждая дочерняя клетка?

6. В каких клетках происходит процесс?

7. Какое биологическое значение имеет процесс?








3. Сделайте общий вывод по работе.


Практическая работа №6 «Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных».

Цели: обобщить знания о процессе оплодотворения; научиться сравнивать оплодотворение растений и животных.

Оборудование: материал учебника, табл. «Двойное оплодотворение», «Гаметогенез».

Ход работы: 1. Внимательно рассмотрите схему двойного оплодотворения у покрытосеменных растений. Какие стадии обозначены буквами А,Б,В,Г,Д?


2. Закончите схему процесса оплодотворения гипотетического животного. Для этого изобразите хромосомы в каждой клетке и назовите клетки, обозначенные буквами а, б, в.



3. Сравните процессы оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных в табличной форме:

Признаки

У растений

У животных

Различия







Общие черты




4. Сделайте общий вывод по работе.


Практическая работа №7 «Решение гeнетических задач на моно- и дигибридное скрещивание».

Цели: рассмотреть основные типы задач по генетике, научиться решать генетические задачи на моно­- и дигиб­ридное скрещивание.

Оборудование: карточки-задания, табл. «Моно- и дигибридное скрещиввание», рис. учебника стр.265-277.

Ход работы: Внимательно прочитайте текст задачи, составьте схему скрещивания и ответьте на вопросы.

Задача №1. При скрещивании серебристых норок с коричневыми в потомстве появляются как серебристые так и коричневые особи. Определите генотип родительских форм.

Задача №2. У кошки черной окраски родился котенок ≪черепаховой≫ окраски (чередование черных и рыжих пятен). Определите фенотип кота, от которого появилось потомство, вероятное распределение раскраски среди потомства и распределение окраски среди котят женского и мужского пола.

Задача №3. Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (b) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Определите генотипы родителей, потомства, возможное соотношение фенотипов и характер наследования признаков.


Задача №4. Определите группы крови у детей по фенотипу, если мать имеет II группу, а отец I группу.

Задача №5. У львиного зева красная окраска цветка неполно доминирует над белой (гибрид имеет розовую окраску). Нормальная форма цветка полностью доминирует над пилорической. Какое потомство получиться от скрещивания двух дигетерозиготных растений?
Практическая работа №8 «Решение генетических задач на сцепленное наследование»

Цель: рассмотреть основные типы задач на сцепленное наследование генов, научиться их решать

Оборудование: карточки – задания, учебник, схемы скрещивания.

Ход работы: Внимательно прочитайте условие задачи, составьте схему скрещивания и ответьте на вопросы.

Задача №1: Какие типы кроссоверных и некроссоверных гамет образуются у организмов, имеющих следующую структуру генотипа : CcSs

Задача №2: Самка дрозофилы имеет генотип АаВв, а самец аавв. В потомстве от их скрещивания получено 12 % кроссоверных мух. Определите генотипы потомков и процент дрозофил каждого генотипа.

Задача №3: В результате анализирующего скрещивания мух F1 с особью, имеющей черную окраску тела и зачаточные крылья, было получено 237 мух с серым телом и зачаточными крыльями, 240 – с черным телом и нормальными крыльями, 49 – с черным телом и зачаточными крыльями и 47 – с серым телом и нормальными крыльями. Определите характер наследования признаков и генотипы гибридов первого поколения.

Задача №4: У томатов гены, определяющие высоту стебля и форму, сцеплены, причем высокий рост стебля доминирует над карликовостью, а шаровидная форма плодов – над грушевидной. Какое потомство следует ожидать от скрещивания растения, гетерозиготного по обоим признакам, с карликовым растением и грушевидными плодами? Кроссинговер не происходит.
Практическая работа №9 «Решение ге­нетических задач на сцепленное с по­лом наследование».

Цель: рассмотреть основные типы генетических задач на наследование, сцепленное с полом.

Оборудование: карточки-задания, учебник стр.287 табл.9.2.

Ход работы: внимательно прочитайте условие задачи, составьте схемы скрещивания, ответьте на вопросы.

Задача №1. Рецессивный ген дальтонизма локализован в X- хромосоме (Xd).Женщина – дальтоник вышла замуж за мужчину с нормальным цветовым зрением. Какова вероятность рождения дальтоника в этой семье? Свойства кого из родителей унаследует сын?