Файл: Практические и лабораторные работы по биологии как средство повышения мотивации студентов к естественнонаучному обучению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 335

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оборудование: карточки – задания, демонстрационный материал.

Ход работы: Внимательно прочитайте текст и подробно ответьте на вопросы.

1. Растения и животные, обитающие в умеренном поясе, могут существовать при широких изменениях температуры, а тропические виды не выдерживают больших температурных колебаний. Предположите возможные причины, способствующие формированию видов, обитающих в широком и узком диапазоне температур.

2. Рассмотрим пищевую цепь: злаки- кузнечики- лягушки – змеи – орел. Используя правила экологической пирамиды, постройте пирамиду биомасс, исходя из того, что за период развития орла его масса составила 5 кг.

3. Небольшое озеро, расположенное в листопадном лесу, постепенно заполняется частицами минерального происхождения и опавшими листьями, что приводит к образованию почвы. Перечислите в порядке последовательности типы растительности, которые будут проявляться по мере того, как на этом участке будет происходить экологическая сукцессия, и назовите климаксное сообщество, которое сложится в конечном счете.

4. Установлено, что в биоценозе под влиянием деятельности одного из его компонентов, численность которого превысила норму, происходила смена видового состава, что приводит к изменению всего комплекса среды обитания и общего облика биогеоценоза. Приведите пример, подтверждающий закономерность, о которой говорится в тексте.

5. В сообществе с простыми цепями питания, базирующемся на небольшом числе широко распространенных видов растений, быстро размножаются первичные потребители (травоядные), например зайцы, которые могут регулярно повышать оптимальную численность. Это служит сигналом возможной катастрофы. Перечислите ее причины и предполагаемые последствия.

6. Чрезмерное увеличение численности слонов может нарушить устойчивость экосистемы в биогеоценозах тропической Африки, приводя в конечном итоге к смене биогеоценоза. Какая смена биогеоценозов возможна в данном случае, если известно, что происходит быстрое сокращение древесной растительности и увеличение кустарниковой и травянистой?

7. В некотором районе тайги в течение 300 лет происходила смена растительных сообществ. При этом в разное время наблюдались следующие сообщества: сосняк – черничник, заросли кипрея, ельник – черничник, ельник черничник с сосной. В какой последовательности могла происходить смена названных сообществ? Объясните условия, при которых происходила каждая смена сообществ.


Практическая работа №13 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем».

Цели: рассмотреть отличительные черты искусственных экосистем от природных, установить причину неустойчивости агроэкосистем.

Оборудование: дополнительная литература, табл. «Сравнение природной и антропогенной экосистем по Миллеру», рисунки и фотографии с изображением природных и искусственных экосистем.

Ход работы:

1. Используя дополнительную литературу, табл. «Сравнение природной и антропогенной экосистем по Миллеру» и фотографии, заполните таблицу:

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем.

Параметры сравнения

Природные экосистемы

Агроэкосистемы

1. Определение

2. Примеры

3. Разнообразие видов

4. Действие отбора

5. Источники энергии

6. Цепи питания

7. Способность к саморегуляции, устойчивость.







2. Используя полученные данные, ответьте на вопросы:

  • Почему искусственные экосистемы являются неустойчивыми?

  • Что необходимо делать фермерам, чтобы повышать устойчивость и продуктивность агроэкоситстем?


Практическая работа № 14 «Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере».

Цели: рассмотреть процессы, происходящие в биосфере под действием антропогенных факторов; актуализировать умения проводить анализ и синтез информации, выдвигать гипотезы и решать проблемные задачи.

Ход работы: 1. Используя собственные знания, материал учебника и дополнительную литературу, проанализируйте глобальные экологические проблемы, стоящие перед современным человеком:

Экологическая проблема

Суть проблемы

Возможные последствия

Пути решения проблемы

1. Перенаселение











2. Урбанизация











3. Загрязнение окружающей среды










4. Парниковый эффект











5. Разрушение «озонового слоя»










6. Кислотные дожди











7.Деградация почвенного покрова










8. Деградация животного и растительного мира













2. Решение задач экологического содержания:

1-вариант: Экологи встревожены осушением и засыпкой значительных площадей в приливно-отливной зоне морей и устьях рек у их впадения в моря с целью строительства в этих местах городов, курортов и создания обширных зон отдыха и развлечения туристов. Объясните с научной точки зрения обоснованность беспокойства экологов.

2-вариант: Десятки миллионов тонн шлаков, которые дает черная металлургия, идут в отвал и занимают тысячи гектаров земельных угодий, затраты на их вывоз исчисляются миллиардами рублей. Предложите возможные пути использования шлаков.

3. Сделайте вывод о влиянии антропогенного фактора на процессы в биосфере.
3.2.3. Карты – инструкции к лабораторным работам (10 класс).
Лабораторная работа №1 «Определение крахмала в растительных тканях».

Цель: Сформировать знания о роли крахмала в растительных тканях, закрепить умение проводить опыты и объяснить их реакцию.

Оборудование: спиртовой раствор йода, пипетка, растительные ткани (картофеля, моркови, капусты), чашка Петри.

Ход работы:

  1. Приготовьте разрез растительной ткани.

  2. Капните на нее раствором йода (качественная реакция на крахмал).

  3. Наблюдайте изменения цвета раствора. Сравните цвет йода на различных тканях.

  4. Составьте таблицу, отражающую интенсивность изменения цвета раствора йода при действии его на растительные ткани.

Объект

Интенсивность окраски йода

Содержание крахмала













  1. Объясните полученные результаты. Ответьте на вопросы: почему изменяется цвет йода? В каких тканях это изменение более интенсивное? В каких тканях крахмал содержится в большем количестве? Какую роль выполняет крахмал в этих тканях?

  2. Сделайте вывод о значении крахмала в жизни растений.


Лабораторная работа №2 «Опыты по определению каталитической активности ферментов».

Цели: показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н2О2) и условия, в которых он функционирует; обнаружить действие фермента каталазы в растительных тканях, сравнить ферментативную активность натуральных и поврежденных кипячением тканей.


Оборудование: 3% раствор пероксида водорода, лист элодеи (другого растения), кусочки сырого и вареного картофеля, микроскопы, пробирки.

Информация для учащихся. Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н2О2 препятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляяН2О2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке. Фермент функционирует с очень большой скоростью, одна его молекула расщепляет за 1с 200 000 молекул Н2О2: 2 Н2О2 = 2 Н2О2 + О2

Ход работы.

  1. Поместите в первую кусочек сырого картофеля, во вторую – кусочек вареного картофеля.

  2. Прилейте в пробирки по 2-3мл 3-% раствора Н2О2.

  3. Опишите наблюдаемые вами явления в каждой пробирке.

  4. На предметное стекло, в каплю воды положите лист элодеи (тонкий срез) и рассмотрите под микроскопом при малом увеличении место среза.

  5. Нанесите на лист 1-2 капли Н2О2, накройте покровным стеклом и вновь рассмотрите срез. Объясните явление.

  6. Составьте частные и общий вывод по лабораторной работе, исходя из цели работы.

Вопросы:

  1. Чем объяснить сходные явления в опыте с листом элодеи и сырым картофелем, возникшие в результате проникновения в клетки пероксида водорода?

  2. Какие внутримолекулярные силы разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля, и как это отразилось в опыте?


Лабораторная работа №3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

Цель: научиться готовить микроскопический препарат, продолжить формирование умений пользоваться микроскопом и рассматривать микроскопический препарат, выработать понятие о клеточном строении кожицы лука, о сложном клеточном строении листа.

Оборудование: на 2 учеников – штативная лупа, 2 предметных и 2 покровных стекла, 2 препаровальные иглы, стакан с водой, раствор йода, 2 безопасные бритвы, часть луковицы лука, 2 кусочка марли, 2 палочки из дерева или стекла, растения с легко снимающейся кожицей.


Ход работы: 1. Приготовить микропрепарат из кожицы лука:

а) вытереть марлей предметное и покровное стекла;

б) капнуть палочкой воду на середину предметного стекла;

в) снять с внутренней стороны мясистой чешуи луковицы кожицу и положить в каплю воды на стекле;

г) отрезать небольшой кусочек кожицы, расправить иглой;

д) капнуть на кожицу каплю йода;

е) покрыть кожицу покровным стеклом.

2. Подготовить микроскоп для работы:

а) установить объектив на расстоянии 1 см от предметного столика;

б) поймать свет (движением зеркала свет направляют на объектив и добиваются равномерного освещения поля зрения).

3. Рассмотреть препарат кожицы лука в микроскоп:

а) положить препарат на столик против объектива;

б) опустить объектив до предметного стекла (не менее 1 мм над препаратом);

в) смотреть в окуляр, осторожно вращая винт до получения четкого изображения клеток;

г) левой рукой медленно перемещать препарат, чтобы найти самое лучшее место.

4. Зарисовать в тетради клетку кожицы лука.

5. Приготовить микропрепарат листа элодеи:

а) на предметное стекло капнуть 2 капли воды;

б) снять кожицу с верхней стороны листа, положить в каплю воды. Какого цвета мякоть листа в месте, где снята кожица? Почему?

в) срезать маленький кусочек мякоти, положить в другую каплю воды.

6. Настроить микроскоп.

7. Рассмотреть микропрепарат.

8. Сравнить:

а) кожицу с мякотью по толщине,

б) цвет кожицы и мякоти, какая зеленая, а какая бесцветная? Почему?

в) кожицу с мякотью по их расположению в листе; сколько кожиц в листе?

г) где расположена мякоть?

Оформить результаты в виде таблицы:

Признаки

Кожица листа

Мякоть листа

Цвет

бесцветная

зеленая

Прозрачность

прозрачная

непрозрачная

Толщина

тонкая

толще кожицы

Где расположены

на верхней и нижней

поверхности

между двумя кожицами

9. Сделать выводы об особенностях строения растительных клеток.