Файл: 1. Cущность и содержание предпринимательства и коммерческой деятельности.doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 448
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В условиях централизованного планирования производства и распределения продукции, когда товарно-денежные отношения в России играли формальную роль, организация хозяйственных связей подвергалась детальному государственному регулированию и регламентированию. Государственное регулирование хозяйственных взаимоотношений поставщиков и покупателей по поставкам ресурсов было введено с самого начала развития централизованной административной системы экономики. Однако формы и содержание нормативных документов регулирования поставок товаров были различны на отдельных этапах развития экономики.
До 1959 г. в стране действовали многочисленные основные условия поставки отдельных видов товаров. В 1950 г. впервые было утверждено единое положение о поставках продукции производственно-технического назначения и Положение о поставках товаров народного потребления. Вместе с положениями действовали многочисленные Особые условия поставки, регулировавшие особенности поставок отдельных видов товаров. В 1969 и 1981 г.г. положение о поставках были пересмотрены и скорректированы в сторону большой регламентации условий поставок от поставщиков к покупателям.
Положение о поставках, а также Особые условия поставок существенно ограничивали инициативу предприятий, лицами из возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с заключением договоров поставки. Положения значительно ограничивали выбор партнера, возможности сторон определять в договорах условия, соответствующие конкретной поставке материальных ресурсов. Особые условия поставки также сдерживали множество норм, обязательных при заключении и исполнении договоров. Ярмарочный комитет на оптовой ярмарке предлагал единый для всех ее участников текст договора. В результате сторонам оставалось мало возможности самим формировать условия договора. В связи с этим, договор утрачивал отведенную ему роль основного документа, определяющего права и обязанности сторон с учетом конкретных особенностей каждой поставки.
Новые условия хозяйствования, связанные с переходом к рыночной экономике, потребовали значительного расширения самостоятельности и равноправия партнеров по договору, устранения изменений регламентации, перехода от административно- командных методов управления к экономическим, от централизованного распределения материальных ресурсов к свободной продаже товаров, повышения роли хозяйственного договора.
Утвержденные в 1988 году Положения о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления сделали шаг в сторону развития рыночных отношений в организации хозяйственных связей между поставщиками и покупателями. В соответствии с этим, стороны, заключающие договор, получили возможность, учитывая конкретные условия, самостоятельно определять структуру хозяйственных связей, ассортимент, сроки поставок, порядок доставки, качество товаров, цены и др.
Следует отметить, что по мере перехода к рыночной экономике Положения утратили свое обязательное административно-регулирующее значение и стали играть роль консультативно-методического документа, во взаимоотношениях между поставщиками и покупателями продукции.
В условиях развитой рыночной экономики роль документов, централизованно регулирующих хозяйственные связи между поставщиками и покупателями, уменьшается и уступает место самостоятельному регулированию хозяйственных взаимоотношений между партнерами по договору на базе правовых норм гражданского законодательства.
К контексте этого положения в РФ введены в действие части первая и вторая ГК РФ, принятые Госдумой. В ГК РФ излагаются общие положения договорного права, включающие понятия и условия договора, виды договоров в гражданских правоотношениях, порядок заключения договора, преддоговорные споры, изменение и расторжение договора и другие нормы договорного права. Поэтому хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров, коммерческие взаимоотношения между партнерами по договору, обеспечение накоплений обязательств, договорные взаимоотношения регулируются ГК РФ, являющиеся основным нормативно-правовым документом, для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров.
При осуществлении хозяйственных связей основным документом является договор, регламентирующий отношения партнеров и выполняющий следующие функции:
— Закрепляет юридические отношения между партнерами;
— Устанавливает порядок и способы выполнения обязательств;
— предусматривает способы защиты обеспечения обязательств.
Аспекты хозяйственных отношений, не отраженные в договоре
, регламентируются Основами гражданского законодательства и указанным выше ГК РФ.
Поскольку законодательство РФ еще не достаточно совершенно, то грамотное и точное составление договора снижает коммерческий риск.
Говоря о закупках, материальных ресурсов, как и составной части хозяйственных связей, следует сказать, что закупные работы являются одной из основных функций коммерческой деятельности предприятия. В условиях рыночной экономики организация и технология закупок в РФ претерпела конкретные изменения.
На смену централизованной системе управления экономикой, пришла эпоха свободных рыночных отношений, характеризующихся:
— свободой выбора партнера по закупке материальных ресурсов;
— множественностью источников закупки;
— равноправием партнеров;
— возросшей ролью договоров;
— свободой ценообразования;
— конкуренцией поставщиков и покупателей;
— предприимчивость коммерсанта по закупкам;
— экономической ответственностью сторон.
Для успешного выполнения коммерческих операций по закупкам материальных ресурсов, предприятия должны систематически заниматься выявлением источников закупки, рационализацией сформированных и установлением новых хозяйственных связей.
Поскольку хозяйственные связи разнообразны по своей природе, представляет интерес изучение классификации хозяйственных связей.
17.Основные обьекты хозяйственных связей.см пунк 16
18.Класификация продукции по характеру использования.
Классификация разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.
Классификация является составной частью товароведения и имеет большое теоретическое и практическое значение. Объектом классификации являются товары, их свойства, показатели качества, сырье и материалы для производства, методы оценки качества, виды контроля качества.
Целью классификации является систематизация множества товаров.
Задачи классификации – разработка общих принципов классификации и конкретных классификаций отдельных групп, а также гармонизация отечественных товарных классификаций с международными.
Классификация товаров должна отвечать следующим требованиям:
гарантировать полноту охвата всех видов производимой продукции;
обеспечивать гибкость построения и возможность ввода новых наименований товаров, не нарушая общей системы;
способствовать всестороннему изучению потребительских свойств товаров, учитывать возможные в будущем изменения в номенклатуре и ассортименте товаров;
стимулировать улучшение оперативной деятельности на всем пути продвижения товаров на рынке.
Классификация способствует упорядочиванию терминологии; позволяет объединить в родственные группы большое количество товаров.
Классификация создает возможность изучить и оценить структуру, полноту и рациональность ассортимента товаров, облегчает изучение потребительских свойств товаров, позволяет обеспечить оптимальный уровень этих свойств, а также определять требования к ним.
Классификация облегчает и ускоряет организацию торгово-оперативных процессов в магазинах, определяет тип торговых предприятий, способствует повышению качества торгового обслуживания.
Классификацию используют при организации товароснабжения, при размещении товаров на складах и в торговых организациях.
19.Основные элементы конкурентоспособности товара.
Конкурентоспособность продукции состоит из следующих элементов:
1. Ценовая конкурентоспособность продукции
-
Соотношение уровня цены с ценами основных конкурентов (с ценами аналогичной продукции и с ценами товаров-субститов) -
Действенность системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также политики конкурентов -
Привлекательность для потребителей системы скидок (наличие и эффективность системы скидок в зависимости от размера партии; от условий оплаты сделок; отпотенциальных возможностей, связанных со сделкой).
2. Качество продукции
-
Технико-функциональные характеристики продукции (функциональность, надежность, удобство эксплуатации). -
Наличие дополнительной пользы (наличие дополнительных функций; удобства, связанные с процессом покупки, с процессом оплаты, с последующей утилизацией). -
Престижность продукции
3. Конкурентоспособность систем сбыта, рекламы и обслуживания
-
Удобство для потребителей системы сбыта -
Эффективность рекламы -
Удобство и надежность систем обслуживания (системы технического, торгового, гарантийного, постгарантийного, сервисного обслуживания). -
Эффективность системы работы с общественностью.
Следует учесть, что при анализе КСП для конкретной ситуации некоторые из предложенных элементов могут быть исключены и, наоборот, степень детализации исходного понятия может быть увеличена.
В общем виде, эмпирическая формула конкурентоспособности товара имеет вид:
конкурентоспособность = качество + цена + обслуживание
Конкурентоспособность товара - понятие относительное, реальная конкурентоспособность оценивается только на рынке при сопоставлении как с характеристиками, так и с условиями продажи и сервиса аналогичных товаров-конкурентов.
20.Оценка целесообразности предоставления услуг в сфере товарного обеспечения.