Файл: Семья в психологической консультации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 658

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Третья стадия: предприимчивость и чувство вины — приходится, как правило, на возраст от 4 до 5 лет. К это­му возрасту ребенок приобрел множество навыков и создал психологическую и физическую базу для раз­вития изобретательности. Особенно ярко изобретатель­ность проявляется в фантазиях и играх ребенка. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторных занятий, которые имеют возможность свободно бегать, прыгать, возиться в песке, кататься на велосипеде, на санках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Предприимчивость также поддерживается готовностью родителей подробно отвечать на вопросы ребенка, не мешать ему фантазировать и играть. Но если родители показывают ребенку, что его игры вредны, нежелательны и утомительны, что вопросы его назойливы, а фантазии бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и проносит это чувство вины через многие годы.

Дихотомия предприимчивость — чувство вины также содержательно выражает детский конфликт. Словесная формула: «Я могу делать много удивительных вещей. Иногда мои возможности кажутся волшебными».— «Я бываю таким ужасным, и другие так сердятся на меня, за то, что я делаю, что просто готовы меня уничтожить. Конфликт заключается в стремлении к продуктивной активности, неспособности ее осуществлять и в возникновении в связи с этим чувства вины. Внешне он может проявляться в виде гипердинамического синдрома, в реакциях страха, низком уровне притязаний, вялости, пассивности.

Четвертая стадия: умелость и неполноценность — занимает годы от 6 до 11 лет. В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как устроены вещи, как их можно освоить или приспособить. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, готовить, рукодельничать, когда разрешают довести на­чатое дело до конца и хвалят за результаты, то у ре­бенка вырабатывается умелость и творческое отношение к миру. Если родители не поощряют занятий детей, видят в их играх одно «баловство» и «пачкотню», то у детей развивается чувство неполноценности. Словесная формула типичного конфликта этого возраста: «Мне нравится действовать и достигать результатов, так как это дает мне чувство удовлетворения, признание окру­жающих и хорошую возможность общаться с другими людьми».— «Я — ничтожество. В лучшем случае я могу добиться только того, чтобы об этом узнали ок­ружающие по результатам того, что я делаю». Суть этого конфликта: «Хочу признания, но не могу его добиться, потому что я ничтожество». Он сопровождается низкой самооценкой, пассивностью, нерешительностью, нередко извращением влечений.


Если же ребенок проходит четвертую стадию своего развития благополучно, то он научается повышать свою самооценку, опираясь на свои реальные достижения.

Пятая стадия развития личности, относящаяся к детству, соответствует кризису подросткового возраста и может быть определена как идентификация личности и спутанность ролей. Перед подростком встает задача объединить все, что знает о себе самом как о мальчике (девочке), сыне (дочери), ученике, друге, спортсмене. Все эти роли ребенок должен собрать в единое целое, осмыслить и спроецировать в будущее, определив этим свой дальнейший жизненный путь. В отличие от пре­дыдущих стадий здесь влияние родителей оказывается довольно косвенным. Если подросток на предыдущих стадиях уже выработал доверие, то его шансы на ус­пешную психосоциальную идентификацию значительно увеличиваются. Недоверчивого, стыдливого и неуве­ренного подростка, с повышенным чувством вины и своей неполноценности ждут серьезные трудности иден­тификации. В этом случае у подростка наблюдаются симптомы спутанности ролей: неполное и фрагментар­ное представление о своей личности и своих жизненных целях. Словесная формула дихотомии: «Я знаю, кто я, и хочу сделать это очевидным для мира, так как я строю свою будущую взрослую жизнь».— «Я не знаю, кто я и куда иду». Сверхценные интересы и увлечения, дисморфофобические симптомы, реакции эмансипации и про­теста, свойственные этому возрасту, являются внешним выражением этого основного психологического кон­фликта. Подросток, успешно прошедший эту стадию, имеет хорошее чувство личной идентичности и способ­ность общаться с миром с позиций этой идентичности.

Особенности конфликтного поведения. Средства раз­решения конфликтов ребенка можно разбить на две группы: аккомодативные средства и ассимилятивные средства. В первом случае ребенок стремится подчинить действительность своим потребностям. Его позиция в конфликте активно-наступательная, он требует, пы­тается заставлять окружающих поступать так, как ему хочется. Неконструктивность этой позиции заключа­ется в негибкости поведенческих стереотипов, ригид­ности внешнего локуса контроля, некритичности к себе и нереальности требований к среде.

Ассимилятивный стиль конфликтного поведения ха­рактеризуется стремлением ребенка приспособиться к внешним обстоятельствам. Обычно ребенок в конфликте занимает пассивно-страдательную позицию, отмечается

склонность к внутренней переработке аффекта, повы­шенное чувство вины, стыда, аутоагрессивные элементы поведения. Опасность неконструктивности этого стиля поведения заключается в его ригидности, в результате которой ребенок сталкивается с непосильными для себя задачами. Типичный пример этого стиля поведения — невроз ребенка с задержкой психического развития, воз­никший вследствие того, что ребенок стремится хорошо учиться, имеет большую мотивацию достижения и при этом он объективно не способен отвечать обычным тре­бованиям школьного обучения.

Стиль конфликтного поведения ребенка формируют два фактора: особенности темперамента и семейные стереотипы поведения (А. Р. French, 1974; Я. Стреляу, 1982; М. Rutter, 1984). Вслед за А. Томасом, С. Чессом, X. Берчем (A. Thomas, S. Chess, H. Rirch, 1970) многие современные исследователи выделяют 9 независимых переменных темперамента, которые легко обнаружива­ются в поведении ребенка.

1. Активность: степень, темп и частота, с которой моторный элемент выступает в поведении.

2. Ритмичность: регулярность проявления основных биологических функций: сна, дефекации, принятия пи­щи.

3. Приближение—избегание: первая реакция ре­бенка на новые стимулы и ситуации.

4. Адаптивность: насколько легко ребенок способен изменить начальную реакцию в требуемом направлении

5. Интенсивность реакций: энергетический уровень реакции ребенка на эмоциогенные стимулы.

6. Качество настроения: количество положительных реакций (смех, радость, удовольствие) по отношению к числу отрицательных реакций (плач, волнение, страх).

7. Порог чувствительности, реактивность: уровень внешней стимуляции, необходимый для изменения ре акции или вызова реакции.

8. Отвлекаемость: в какой степени внешние раздражители меняют поведение.

9. Концентрация внимания и выносливость: время, в течение которого ребенок способен заниматься одним делом, несмотря на отвлекающие факторы.

Каждая переменная может сыграть большую роль в том, как ребенок пройдет стадии своего личностного развития. Так, высокая ритмичность существенно об­легчает уход за новорожденным, вызывает чувство удов­летворения у матери и позволяет быть более ласковой* и веселой с ребенком. Ребенок с высокой ритмичностью имеет больше шансов выработать базисное доверие к миру, чем ребенок с низкой ритмичностью. Или низкая отвлекаемость и хорошая концентрация внимания могут оказать большое влияние на успешность выработке навыков самостоятельности и автономного поведения на второй стадии развития личности ребенка.


Таким образом, особенности темперамента во многом определяют адаптивность ребенка и, следовательно, влияют на возникновение как внешних, так и внутрен­них конфликтов.

Семейные стереотипы поведения. В семье ребенок научается тому, как можно и должно выражать свои эмоциональные состояния. В семьях может преобладать бурное открытое или сдерживаемое, подавляемое выра­жение эмоций, импульсивность, контроль или асоциальность переживаний. Ребенок в своем поведении вос­производит семейные стереотипы, которые могут быть неадекватны во внесемейных ситуациях и задают не­эффективный способ разрешения конфликтов. Семейные стереотипы обнаруживаются в беседе с родителями и в процессе наблюдения за общением родителей и ребенка,
Таблица 2

Особенности проявления внутренних конфликтов ребенка в зависимости от стиля конфликтного поведения

Содержание конфликта

Стиль конфликтного поведения

ассимилятивный

аккомодативный

Доверие—не­доверие

Госпитализм, явление материнской депривации. Системные неврозы

Психосоматические заболевания, конверсионно-истерические реакции (после первого года жиз­ни)

Самостоятель­ность и нере­шительность, страх автоно­мии

Двигательная заторможенность, пассивность, страх приня­тия решений

Импульсивнеость, невладение аффектами

Умелость и не полноценность

Низкая самооценка, общая пассивность, невроз навязчивых состояний

Психопатические циклы, патология влечении


Предприимчивость и чувство вины

Низкий уровень притязаний, невроз страха

Гипердинамический синдром, гипоманиакальные состояния

Кризис идентификации

Дисморфофобический синдром,сверхценные интересы и увлечения

Самоутверждение с по­мощью реакций эманси­пации, отказа, протеста


Вышеизложенное можно обобщенно представить в форме таблицы (табл. 2).


Необходимо подчеркнуть, что предлагаемая клас­сификация достаточно условна, так как у ребенка одновременно может быть несколько внутренних конфлик­тов и их взаимодействие существенно влияет на внешнюю картину. Кроме того, все перечисленные конфликты способны проявляться на любых возрастных уровнях, несмотря на то, что время их возникновения в онтогенезе довольно жестко определено.

В заключение приведем краткую схему психодиагностики ребенка без аномалий психического развитая:

1. Зона конфликта — определяется в беседе с ребенком, а также с помощью методик CAT, проективных рисунков, не­законченных предложений.

2. Содержание конфликта — определяется в беседе с ребенком, а также с помощью методики CAT. При этом основными Эта­лонами для распознавания слу­жат основные психологические конфликты.

3. Поведение в конфликте — определяется в процессе наблю­дения за поведением ребенка и с помощью методики Розенцвейга.
3.4. Стандартизованные методики семейной психодиагностики

Существенным компонентом практической эффективно­сти семейного психологического консультирования яв­ляется корректное применение стандартизованных пси­ходиагностических методик. Сформулируем необходи­мые условия, обеспечивающие такое использование методик:

1) глубокое овладение содержанием основных ди­агностических концептов, существенных для обследо­вания семьи, умение психологического истолкования этих концептов;

2) овладение приемами оперативного планирования психодиагностического обследования конкретной семьи, при котором пропорция стандартизованных и клинике - диалогических методов психодиагностики, а также самой коррекционно-терапевтической работы по вмешательству, находилась бы в адекватном соответствии с

а) содержанием запроса и ожиданий клиента,

б) психологическим содержанием и динамикой самого проблемного ком­плекса, который характеризует текущее (динамичное) состояние семьи,

в) объективными социально-экономи­ческими условиями работы психолога (условиями плат­ного или бесплатного проведения обследования);

3) овладение репертуаром конкретных специализи­рованных методик стандартизованной семейной психо­диагностики, адекватных определенным условиям и задачам психолога;

4) овладение психометрикой и применение стандар­тизованных психодиагностических методик измеритель­ного типа (тестов).