Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине Логистика производства для инженеров техники и технологий по специальности 230104 Системы автоматизированного проектирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Количество
расходуемого
материала, ед.
Периоды
2000
I квартал
25 625 1800
II квартал
1975
-175 30625 2100
III квартал
125 15625 2000
IV квартал
0 0
7900 4
46875
Практика расходования материалов с разной степенью предсказуемости спроса позволила установить границы изменения коэффициентов вариации по классам X, Y и Z в зависимости от удельного веса конкретной позиции материала в общей номенклатуре. Графическая интерпретация XYZ распределения материалов представлена на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Распределение материалов по методу XYZ.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

54
Допустим, что предприятие использует около 200 наименований материалов, спрос на которые носит различный характер. В табл. 2.2 приведены данные, характеризующие интенсивность расходования по семи номенклатурным позициям.
Таблица 2.2
Распределение материалов в порядке убывания коэффициентов вариации
Мате-
риал
Удельный
вес в общем
количестве
наименований, %
Средне-
месячное
потребление,
ед.
Стан-
дартное
откло-
нение
Вариация
потреб-
ления, %
Вариация
потребления
нарастающим
итогом, %
Класс
мате-
риала
1 14,20 500 3016,1 120,6 164,77
Z
2 28,57 3333 805,58 24,17 44,19
Y
3 42,86 7917 1402,8 17,72 20,02
Y
4 57,14 667 5,78 0,86 2,3
X
5 71,42 2917 23,09 0,79 1,44
X
6 85,71 68,33 24,62 0,36 0,65
X
7 100,0 54,167 159,9 0,29 0,29
X
Таблица построена следующим образом.
1.
Рассчитано среднемесячное потребление по данным о расходовании материалов в предплановом периоде.
2.
Определены стандартное отклонение и вариация потребления по каждому наименованию материала.
3.
Все материалы распределены по мере убывания коэффициентов вариации.
4.
Проведено суммирование материалов в соответствии с возрастанием коэффициентов вариации.
Результаты XYZ-анализа представлены в табл. 2.3. и на рис. 2.4.
Таблица 2.3
Результаты XYZ-анализа
Класс мате- риала
Количество наименований материала
Удельный вес в общем количестве наименований, %
Вариация потребления, %
X
4 57,14 2,3
Y
2 28,57 41,89
Z
1 14,29 120,6
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

55
Рис. 2.4. Кривая Лоренца
XYZ-анализ служит вспомогательным средством при подготовке решений по совершенствованию планирования материального обеспечения производства.
Если такой анализ проводится самостоятельно, то для материалов класса X можно рекомендовать закупки в соответствии с плановой потребностью синхронному их расходу в производстве, для класса Y – создание запасов, а для класса Z – приобретение по мере возникновения потребности.
Противоречивая ситуация возникает при анализе продаж и товарных запасов в компаниях, торгующих бытовой техникой, строительными материалами, запасными частями для автомобилей и т.п. Финансовый план в компании часто составляется на месяц, а реально необходимый горизонт планирования должен быть на полгода. Анализ данных с периодом меньше чем квартал просто не имеет смысла. Все товары попадают в категорию «Z».
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com


56
3. УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ ПРОИЗВОДСТВА
Основным объектом управления логистики, как хозяйственной деятельности, является сквозной материальный поток, т.е. материальный поток
(МП), проходящий по логистической цепи (ЛЦ), начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю.
Производство состоит из ряда технологических процессов, на которых происходит обработка исходного сырья, сборка комплектующих и т.д., т.е. все, что добавляет стоимость будущей готовой продукции (ГП). В процессе создания ГП разные производства создают свой конечный продукт, поставляют его в другие отрасли, производства, оттуда получают их ГП в виде поставок для собственных технологий. Сети МП для создания сложных продуктов имеют значительные размеры по числу элементов и связей между ними; их расчеты, анализ, управление представляют существенные трудности для вычислений.
Математической моделью процесса производства является задача межотраслевого баланса (МОБ). Данная модель в виде сети ветвей, представляющих ресурсы, поставки, создание и распределение ГП, а также методы ее расчета, включая декомпозицию и расчет по частям, была подробно рассмотрена автором в учебно-методическом пособии «Сетевые методы планирования производства» [4]. Сетевая модель структуры производства имеет вид, представленный на рис. 3.1 [4].
Энергетические ресурсы
Сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Розничная торговля
Строитель- ство
Материальные ресурсы
Спрос (план) на произведенные продукты
ПРИРОДА
X
5
X
1
X
b
X
b
= X
2
Рис. 3.1. Структура сети потоков продуктов в отраслях
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

57
Жирные линии – это основные отрасли производства продуктов, потоки в них направлены вниз, от входов к выходам. Сверху к ним поступают ресурсы
(энергетические и материальные). Тонкие линии от выходов одних отраслей к входам других – это направления межотраслевых поставок. Стрелки внизу показывают спрос на продукцию данных отраслей (план производства). Сама структура потоков продуктов задана технологиями, или физическим содержанием процессов преобразования потоков энергии в экономике.
Такая модель описывает устоявшийся, стационарный режим работы производства, когда все транспортные, информационные, производственные связи уже установлены между всеми хозяйствующими субъектами, которые в этом участвуют. То есть решены все задачи логистики.
Вместе с тем жизнь не стоит на месте – возникают новые продукты, новые технологии производства как старых, так и новых продуктов, новые источники ресурсов. Разрабатываются новые месторождения, шахты, рудники, скважины.
Создаются новые предприятия по обогащению, выплавке металлов, нефтепереработке, нефтехимии, и т.д. Возникают новые рынки сбыта продукции, новые продукты надо продвигать к потребителю – создавать спрос, проводить маркетинг, рекламу. Надо создавать, или менять, или приспосабливать торговую сеть на новых рынках, создавать инфраструктуру продвижения своей продукции в условиях конкуренции.
Например, при развитии, наращивании экспорта зерна производители
России должны получить доступ в порты назначения, места на складах, транспорт для перевозки из порта на склад, далее к местам переработки; решать проблемы таможни, санитарного контроля и т.д.
Для новых продуктов сетевые проблемы логистики возникают с нуля, т.е. с самого начала. Возможно, что надо создать новое производство. А это значит, что нужна территория, с учетом логистики снабжения и сбыта; инфраструктура
(транспорт, электричество, вода, газ). Нужна доставка, установка, наладка оборудования. Важную (и чем дальше – тем более важную) роль играют кадры, их обучение или переобучение, социальное устройство. Возможно, что вместо создания нового производства осуществляется модернизация устаревшего производства – замена оборудования; закупка и доставка нового оборудования, создание, наладка технологических цепочек, переобучение персонала.
Все это составляет функциональный цикл материально-технического обеспечения. К этому надо дополнительно создать и наладить функциональный цикл в снабжении – на входе – и функциональный цикл физического распределения – на выходе производства продукции.
Системы автоматизированного проектирования логистики производства предназначены для управления материальными потоками от снабжения ресурсами, технологии создания готовой продукции, физического распределения, доставки ГП клиентам, и до обслуживания после продажи, до конца жизненного цикла продукта.
Таким образом, САПР логистики производства должны обеспечивать решение ситуаций, когда на месте старой или в дополнение к старой структуре хозяйственных связей создается новая структура хозяйственных связей.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com


58
Возникают «переходные процессы» – создание или включение в оборот новых, или перераспределение старых источников ресурсов и т.д. Все это и создает тот комплекс задач, решать которые должна логистика производства. В данном случае мы в меньшей степени будем рассматривать начало и конец процесса создания стоимости (ценности) продуктов, т.е. товаров и услуг, к которым относятся функциональные циклы снабжения и физического распределения. В большей степени рассмотрим проблемы и методы их решения в материально- техническом обеспечении, т.е. функциональные циклы самого производства.
Надо определить, какие силы, причины, мотивы влияют на изменение, поддержание, установление хозяйственных связей и определяют выбор тех или иных цепей логистики производства. Основой такого выбора является борьба за выживание и развитие фирм и компаний, т.е. хозяйствующих субъектов. Для успешного развития надо сохранять, увеличивать, поддерживать поток прибыли (поток энергии) в расчете на каждого работника с темпами роста не ниже среднего по экономической системе (или по данной отрасли, особенно если в ней темпы роста выше средних по стране).
Если темпы роста потока энергии ниже средних, то возникает потенциал оттока кадров, поскольку люди будут уходить в те отрасли, производства, фирмы, где темпы потока доходов (потока энергии) выше, чем в данном производстве. Молодежь не будет выбирать данную отрасль, данное производство. И постепенно такие сферы хозяйственной деятельности отомрут в условиях рыночной экономики. Человек ищет, где лучше.
Именно это происходит в России за последние 20 лет в области здравоохранения и образования, выталкивая данные виды деятельности в область платных услуг, или вынуждая специалистов менять профессию. Но это связано скорее с налоговой и бюджетной политикой государства.
Итак, для анализа причин, которые заставляют менять структуру хозяйственных связей и, соответственно, логистику, были разработаны различные методы. Далеко не всегда удается довести эти методы до расчетов с использованием вычислительной техники и создать САПР соответствующего направления. Многие из применяемых здесь методов носят качественный характер. Это позволяет применять для анализа такие методы, как нечеткая логика, нейронные сети, генетические алгоритмы и другие, получившие развитие и распространение в последние десятилетия. Эти методы нашли практическое применение: например, нечеткая логика – в программировании бытовой техники.
Вместе с тем, после качественного анализа положения дел фирмы, динамики ее развития, необходимо установить точные отношения между подразделениями внутри производства, а также с его поставщиками и потребителями. Без этого невозможно применение технологии «точно в срок», которая рассмотрена выше, всеобщей борьбы за качество и т.д.
Кроме того, хозяйственные отношения носят юридический характер, что заставляет участников строго выполнять свои обязательства в точном количестве и в оговоренные сроки. Без этого невозможно повышение эффективности современного производства. А это требует расчетов,
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com


59 выстраивания структуры связей, что составляет содержание, модель, структуру базы данных в САПР логистики.
3.1. Модель пяти сил Портера
Для оценки положения предприятия рассмотрим модель пяти сил Портера, популярную при анализе и прогнозе стратегии на рынке продукции. Эта модель анализа рыночных сил, которые могут как угрожать предприятию, так и открывать для него возможности роста, была предложена Майклом Портером.
Благодаря своей простоте и логичности она широко используется. Состав и структура основных составляющих модели представлена на рис. 3.2.
Данная модель характеризует пять основных структурных свойств, определяющих динамику конкурентной борьбы отрасли и, соответственно, ее рентабельность, а именно: поставщиков, потребителей (покупателей), возможность появления новых участников рынка, возможность замещения товарами другой отрасли и соперничество между конкурентами в данном секторе рынка (см. рис. 3.2). В совокупности данные факторы определяют привлекательность рынка. В зависимости от того, как они сочетаются, конкурентная борьба может быть весьма острой и, следовательно, привести к низкой доходности либо, напротив, обеспечивать более высокую доходность.
Компании могут регулировать соотношение этих пяти сил, чтобы приспособить свои слабые и сильные стороны к структуре рынка, предвидеть его изменения, определить возможности диверсификации, изменить правила конкуренции и обеспечить себе неизменно доминирующее положение.
Практическое применение модели предполагает два этапа анализа:
1.
Оценка давления каждой из пяти сил на позиции предприятия (по балльной шкале);
Опасность (риск) появления новичков
Борьба поставщиков за свои интересы
Поставщики
Основные конкуренты в отрасли
Соперничество среди фирм в данной отрасли
Потенциальные новички
Рис. 3.2. Модель пяти сил М. Портера
Борьба потребителей за свои интересы
Товары-заменители
(субституты)
Опасность (риск) появления субститутов
Потребители
(покупатели)
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

60 2.
Выбор стратегии реакции («ответный удар», сохранение нейтралитета, политика уступок и другие).
Сеть создания стоимости (Value Net)
Данная концепция расширяет модель пяти сил за счет включения в анализ тех участников рынка, которые дополняют сеть потоков продуктов. Это, например, компании-поставщики, у которых конечные потребители приобретают товары или услуги, дополняющие ваш основной продукт.
Например, батарейки к вашим часам, фотоаппарату или плееру. Или кабельную продукцию для соединения различных устройств. Необходимо учитывать, что производители дополнительных товаров, с которыми вы сотрудничаете в целях увеличения прибыли, в конечном итоге могут стать конкурентами. Отношения с такими производителями определяют следующие факторы:
1. У производителей взаимодополняющих товаров больше власти в условиях, когда они могут перейти к конкурентам.
2. Такие производители могут настоять на своих условиях, если для покупателей или поставщиков переход между ними дешевле стоимости перехода между конкурентами основных товаров.
3. У производителей дополняющих товаров меньше влияния, если можно приобрести и использовать товары без их участия, но их власть растет с ростом роли в борьбе за рынок сбыта или снабжения.
4. Борьба с производителями дополняющих товаров за право определять стоимость менее напряжена, если сам рынок растет.
Цепочка приращения стоимости по М. Портеру
Создать преимущества по издержкам можно следующими способами:

снижать затраты в отдельных элементах цепочки приращения стоимости;

изменить (оптимизировать) структуру цепочки приращения стоимости;

снижать затраты в элементах технической поддержки (закупки, развитие технологии, управление людскими ресурсами, инфраструктура фирмы);

создать преимущества по затратам путем эффективного использования ИТ.
Если определена сама цепочка приращения стоимости, то можно анализировать затраты, путем расписывания затрат по ее элементам. Десять факторов, определяющих основные причины изменения затрат в этой цепочке:
1) экономия от масштаба;
2) обучение персонала;
3) уровень использования производственных мощностей;
4) связи между действиями на производстве;
5) взаимоотношения между группами, составляющими бизнес;
6) степень вертикальной интеграции;
7) время входа на рынок;
8) корпоративная политика в отношении затрат;
9) географическое положение;
10) институциональные факторы (государственное регулирование, профсоюзная деятельность, налоги и т.д.).
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com


61
3.2. Логистика транспортировки продукции
В цепочке приращения стоимости в условиях глобализации все большую роль играет логистика транспортировки продукции между разными этапами производства. Доля времени на перевозки компонентов, в общем времени создания ГП доходит, как отмечалось, до 90%. Например, компоненты с большей добавленной стоимостью создаются в одной стране, а сборка, наладка, упаковка – в другой стране, может быть, находящейся на другом континенте.
Например, узлы автомобилей производят в США или Германии, а сборочное производство находится на автозаводах в России. Бокситы добывают в Южной
Америке, а выплавка алюминия осуществляется на Братском или Красноярском алюминиевом заводе, на базе дешевой электроэнергии сибирских рек. Крупные титановые узлы выплавляют и собирают на ОАО «АВИСМА титано-магниевый комбинат» (г. Березняки, Пермская обл.), а сборка авиалайнеров «Боинг», в конструкцию которых эти узлы входят, осуществляется в США.
Специальные методы логистики по планированию производства и управлению МП состоят в организации и оптимизации транспортировки, оптимизации хранения продуктов на разных этапах технологии производства; организации интегрированных МП разных производств. Это обеспечивает усиление, синергетический эффект для удовлетворения потребностей конечных пользователей, что, в конечном итоге, обеспечивает фирме, предприятию конкурентные преимущества.
Многие модели логистики имеют сетевую структуру, когда источники, поставляющие собственную продукцию, связаны с покупателями, которые эту продукцию потребляют. Задача логистики состоит в организации путей для потоков продукции, чтобы удовлетворить все потребности, а также в оптимизации транспортировки, чтобы доставка продуктов обладала минимальной стоимостью, приносила наименьшие расходы в цепочке создания стоимости. В методах оптимизации, линейном программировании этому соответствует решение транспортной задачи. Алгоритмы решения задач оптимизации заложены практически во всех системах управления производством, хотя разработчики могут об этом не упоминать. Методы расчета обычно относят к области промышленных секретов, хотя практически все эти методы давно известны и могут отличаться способом реализации. В реальности обычно есть одна конструкция и одна технология, которые реализованы в процессе создания и развития данного производства, а не много разных вариантов, из которых надо сделать оптимальный выбор. Со временем, конечно, происходят изменения производства, поставщиков, рынков сбыта.
Рассмотрим транспортную задачу на простом примере, решить которую для начала можно без применения методов линейного программирования.
Допустим, что несколько рудных карьеров и шахт поставляют руду на несколько горно-обогатительных комбинатов, ГОК. Если суммарная производительность добычи карьеров соответствует суммарной мощности всех
ГОК, то задача состоит в том, чтобы определить, какой карьер и в каком
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com