Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине Логистика производства для инженеров техники и технологий по специальности 230104 Системы автоматизированного проектирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14
(Великобритания), Французская ассоциация логистики в производстве, ассоциации логистики в Голландии, Италии, Швейцарии, Германии,
Финляндии и ряде других стран. В России создан Координационный совет по логистике.
На пути логистики возникают препятствия. Финансовые, экономические кризисы, подобно кризису 2008–2009 гг., тормозят прогресс в развитии и применении логистики, но не могут его остановить. Значительный ущерб логистическим связям наносят природные катастрофы. Печальным примером в этом отношении стало развитие событий в экономике Японии после землетрясения и цунами 11.03.2011. Налаженные структурные связи между партнерами и привычка работать по системе «точно в срок», без больших запасов на складах, в условиях разрушения транспортной инфраструктуры стали одной из причин резкого падения производства, например в электронной промышленности, автомобилестроении.
Вместе с тем прошедшие периоды интеграции и дальнейшее развитие сделали логистику важным инструментом в конкурентной борьбе. Те, кто применял новации в логистике, укрепили свои позиции на рынке.
В современных условиях логистика расширяет сферу применений, свою
«зону ответственности». Это приводит к изменению определений логистики.
Они охватывают все новые сферы, которые прежде относили, например, к тактическому, оперативному и стратегическому управлению.
По одному из таких новых определений логистика представляет собой общую точку зрения на компанию и партнеров по бизнесу (стратегическую, оперативную и тактическую) с материальными и информационными потоками в качестве интегратора. По другому определению логистика, например ее составляющая – информационная логистика, предстает как информационно- аналитическая система управления предприятием.
Информационная логистика осуществляет сбор фактических данных, проводит первичный анализ производства и потребления, динамики производства, спроса на определенный вид продукции, по определенному виду предприятий, а также осуществляет функциональный анализ продукции, со стороны потребителя, спроса на определенный вид продукции.
Логист,используя данные информационной системы, проводит анализ новых рынков сбыта, проводит анализ и прогнозирование функционирования предприятия, обобщенный анализ технологических, сбытовых, сырьевых возможностей производства, общий анализ и прогноз производства, сбыта определенной продукции. Таким образом, логист в этой трактовке является управленцем (менеджером) стратегического уровня.
Развитие логистики
в России
Одним из первых примеров применения в СССР принципов логистики, таких как JIT (точно в срок), является разработка самолета-гиганта АН-124
«Руслан». Генеральный конструктор О.К. Антонов при производстве этой машины запретил перевыполнять планы (а перевыполнение планов было
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
15 политикой КПСС). Например, запретил досрочно изготавливать и доставлять в сборочный цех крылья самолета. Дело в том, что их негде было хранить из-за огромных размеров. Крылья, так же как и другие части самолета, следовало доставлять точно в тот срок, когда они нужны для монтажа при сборке изделия.
Для выполнения этой задачи были разработаны методы, маршруты и графики перевозки крупногабаритных изделий в заданные сроки. Осуществлялся выбор средств доставки – водным или железнодорожным транспортом.
Этому соответствует один из главных принципов современной логистики – доставка точно в срок. Для реализации проекта АН-124 были созданы многие специальные производства, даже целые города. В результате и сегодня Россия имеет приоритет в авиаперевозках тяжелых и габаритных грузов. Даже на территории США, куда не принято допускать иностранных авиаперевозчиков.
В СССР логистику на государственном уровне осуществлял ГОССНАБ
(Государственный комитет по снабжению), хотя логистикой это не называлось.
Все ресурсы были ограничены, а потому подлежали централизованному распределению между отраслями народного хозяйства, а также между отдельными предприятиями. Это породило необходимость борьбы за любые ресурсы, необходимые для работы предприятий. Многочисленные снабженцы, или так называемые толкачи, были массовым явлением, важным фактором обеспечения ресурсами производства. В условиях дефицита всего, включая поставки комплектующих, материальные, энергетические, трудовые ресурсы, надо было использовать фактор личного присутствия, а лучше личного знакомства для организации производства. Чтобы обеспечить и контролировать выделение необходимых лимитов, ускорить движение ресурсов, материалов и комплектующих для нужд собственного производства.
В рыночной экономике России, в условиях свободы выбора партнеров, поставщиков, способов доставки и сетей распределения продукции в условиях конкуренции методы и системы логистики по управлению материальными, информационными, финансовыми потоками приобрели статус средства достижения конкурентного превосходства.
Теоретические разработки и конкретные методики применения идей логистики, прошедшие практическую проверку, активно внедряются в деятельность фирм и компаний во многих странах, включая Россию. Научно- исследовательские разработки и информационно-аналитические системы логистики в области управления потоковыми процессами в сетевых структурах применяются не только в промышленности, торговле и на транспорте, но также в сфере услуг, банковском и страховом деле, организации послепродажного сервиса, в коммунальном хозяйстве, в области туризма и т.д.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Парадигмы логистики
Парадигма (от греческого – пример, модель, образец) – осмысление мира на основе идей, взглядов и понятий. Парадигмы логистики возникали в связи с этапами ее эволюционного развития. К таким парадигмам относятся:
•
аналитическая;
•
технологическая (информационная);
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
16
•
маркетинговая;
•
интегральная.
Вокруг этих основных парадигм за рубежом сложились научные школы и сообщества логистики.
Аналитическая парадигма представляет собой классический подход к логистике как науке управления материальными потоками в производстве и обращении. В рамках аналитической парадигмы проводят исследования американские университеты, где логистика – одна из ключевых дисциплин.
Теоретической основой аналитической парадигмы стали методы и модели математической статистики, теории управления запасами, исследования операций, экономической кибернетики и др. Аналитическая парадигма основана на применении экономико-математических моделей, которые отражают особенности предметной области. Для таких моделей разрабатывают алгоритмы принятия решений на основе больших объемов исходной информации. Практически их применяют в логистических системах управления производством. Аналитическая парадигма как составная часть может входить в состав систем, основанных на интегральном подходе к логистике.
Технологическая парадигма появилась в 1960-х гг. в результате развития информационно-компьютерных технологий. Методология данной парадигмы состоит в том, что необходимо не только сформулировать общую проблему управления материальным потоком в виде математической модели, но и создать информационно-компьютерное обеспечение для ее решения.
Системный подход считается теоретической основой технологической парадигмы. Он применяется для моделирования объектов логистики, а также для создания систем информационно-компьютерной поддержки. При этом стараются автоматизировать простые задачи и использовать их для решения более сложных задач логистики с помощью информационных средств.
Осуществляется автоматизация не всего процесса управления материальным потоком, а при планировании и управлении запасами внутри хозяйствующего субъекта, закупках материальных и других ресурсов, а также при поставках готовой продукции.
Технологическая парадигма на практике применяется при создании систем
MRP (Manufacturing Requirements/Resource Planning) и DRP (Distribution
Requirements/Resource Planning), т.е. при планировании и управлении запасами внутри фирмы, управлении закупками материальных ресурсов, а также поставками готовой продукции потребителям. Логистические системы, построенные на принципах данной парадигмы, не имеют достаточной гибкости относительно возрастания динамизма рыночной экономики.
Маркетинговая парадигма применяется для создания логистических систем в ряде развитых стран с начала 1980-х гг. и до настоящего времени. На базе данной парадигмы логистическая система должна реализовать стратегическую цель фирмы – достижение и сохранение превосходства в конкуренции на рынке сбыта готовой продукции. Для этого необходимо решение маркетинговых задач определяющих положение фирмы в
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
17 окружающем мире: изучение состояния и тенденций изменения рынка, определение позиций фирмы на рынке, прогнозирование спроса на продукцию и других подобных вопросов.
Теоретическая база маркетинговой парадигмы – экономические и социальные дисциплины (экономика и организация производства, управление персоналом и качеством продукции, изучение рыночной конъюнктуры).
Математической основой являются математическая статистика, теория вероятностей и т.п. Модели на основе маркетинговой парадигмы достаточно абстрактны, имеют большую размерность, требуя значительных ресурсов ЭВМ.
Вместе с тем многие переменные носят качественный характер, что затрудняет практическое применение.
Примером использования маркетинговой парадигмы за рубежом является
LRP-система (Logistics Requirements Planning) – система контроля входных, внутренних и выходных материальных потоков на уровне фирмы, территориально-производственных объединений и макрологистических структур. Система известна также под названием «Supply Chain Management
System» (система управления логистической цепью).
Многие хозяйствующие субъекты на практике, как правило, комбинируют использование всех трех парадигм. В результате распространилась новая,
интегральная парадигма логистики. Она развивает достоинства трех парадигм, особенно маркетинговой. При этом учитывает новые тенденции в развитии бизнеса, к которым можно отнести следующие:
•
механизмы рынка и возможности логистики стали стратегическими элементами в конкурентных возможностях фирмы;
•
складываются новые организационные отношения по интеграции партнеров в логистической цепи;
•
возрастают технологические возможности, в частности развиваются гибкие производства и информационно-компьютерные технологии, усиливая контроль и управление во всех сферах производства и обращения продукции.
На интегрированном подходе основаны известные концепции JIT (just-in- time – точно в срок), TQM (Total Quality Management – всеобщее управление качеством), интегрированные системы дистрибьюции и др.
Логистическая система ISCIS (Integrated Supply Chain Information System) – интегрированная информационная система обслуживания логистической цепи
– также основана на этой парадигме. ISCIS осуществляет координацию логистических подсистем на микро- и макроуровнях как по материальным, так и по информационным потокам с помощью обработки сообщений в телекоммуникационных сетях в режиме реального времени.
Интегральная парадигма успешно используется при синтезе макрологистических структур. В качестве примера можно привести создание мировой сети центров торговли (Trade Point) в рамках международной программы ООН по повышению эффективности мировой торговли (программа
UNCTAD 1995–2005 гг.).
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
18
1.4. Функциональный цикл логистики
Основной объект интегрированной логистики – ее функциональный цикл, или цикл исполнения заказа. Для понимания особенностей функционального цикла рассмотрим понятия логистической операции и логистической функции.
Логистическая операция (ЛО) – самостоятельная часть функционального цикла логистики, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков. К ЛО относят расфасовку, погрузку, транспортировку, разгрузку, распаковку, комплектацию, сортировку, складирование, упаковку и др.
Логистическая функция (ЛФ) – совокупность однородных логистических операций, которые отличаются от других групп логистических операций.
Классификация основных функций логистики приведена в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Классификация функций логистики
Признак
классификации
Виды
Описание
Оперативные
Организация работ, непосредственное управление, контроль потоков
Выполняемые задачи
Координационные
Выявление и сопоставление потребностей и мощности
ЛС, согласование целей и координация действий подразделений внутри предприятия и всех звеньев ЛЦ
Базисные
Снабжение ресурсами; производство, сбыт продукции
Ключевые
Управление закупками, определение объемов и направлений МП, прогнозирование спроса, управление запасами, физическое распределение продукции, определение порядка движения продукции по складам, перевозка и операции с грузом в пути, управление производством, создание и поддержание хозяйственных связей по товарам или услугам
Содержание функций
Поддерживающие
Поддержание стандартов обслуживания, организация и размещение складов, сдача и приемка грузов, управление складскими операциями, сортировка, подготовка необходимого ассортимента, упаковка, маркировка, погрузочно-разгрузочные работы, защитная упаковка, обеспечение возврата товара, обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание, информационно- компьютерная поддержка
Системообразующие
Система управления потоками всех ресурсов – материальных, финансовых, информационных и т.д.
Интегрирующие
Объединение, согласование действий участников логистического процесса на предприятии и по всей ЛЦ
Регулирующие
Экономия ресурсов, минимизация потерь всех видов
(потери времени, неэффективные операции, отходы)
Концептуальный смысл функции
Результирующие
Направлена на достижение конечной цели управления - выполнение шести правил логистики
Приведенная классификация ЛФ системно представляет рассмотренные выше функциональные области логистического управления: закупочная
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com