Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Новосибирский государственный медицинский университет»
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Кафедра фармации
АТТЕСТАЦИОННАЯ работа
на тему:
Маркетинговое планирование в фармации .
Ординатор
Ивановна Юлия Игоревна
«10декабря 2022»
Новосибирск 2022
Содержание
Введение……………………………………………………………………….…3
Раздел 1. Маркетинг и маркетинговое планирование.
-
Цели, задачи и функции фармацевтического маркетинга.……..5 -
Элементы фармацевтического маркетинга………………………7 -
Процесс управления маркетингом………………………………….9 -
Сущность и стадии маркетингового планирования…………..….13
Раздел 2. Разработка плана маркетинга .
-
Цели, задачи и направления плана маркетинга…………………..15 -
Процесс разработки плана маркетинга………………………….17 -
Структура и разделы документа плана маркетинга…………...20 -
Контроль исполнения маркетингового плана…………………...22
5.Пример плана маркетинга «Сапун-Фарм»....................................23
Заключение…………………………………………………………..25
Библиографический список..............................…………………………………………………….…26
Приложение 1............................................................................................28
Введение
Термин маркетинг происходит от англ. «market», что переводится как рынок. В начале 20 века в США зародилась теория маркетинга. Первоначально сфера производства не была охвачена маркетингом, но маркетинговые исследования охватывали все виды сбытовой деятельности. В 50-е годы теория маркетинга стала тесно связана с теорией управления. Возникла прикладная наука об управлении компаниями на принципах маркетинга, которая получила название «рыночная теория управления».
С этого момента концепция маркетинга стала рассматривать производство и сбыт как единое целое. Объектом маркетинга стала вся деятельность, по разработке новых товаров и технологий, планированию и реализации производственных планов, финансовая и сбытовая деятельность.
На первое место вышел анализ рынка, производство ориентировалось на результаты этого анализа. В качестве главной цели, наряду с прибылью, было провозглашено удовлетворение потребительского спроса.
Фармацевтический маркетинг – процесс реализации фармацевтической помощи – деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей населения в фармацевтической продукции.
Планирование маркетинга – это систематический процесс, включающий в себя оценку маркетинговых возможностей и ресурсов, определение целей маркетинга и разработку плана внедрения и контроля. План маркетинга обеспечивает работу предприятия в современных условиях.
Планирование в маркетинге - это непрерывный циклический процесс, имеющий своей глобальной целью приведение возможностей фирмы в наилучшее соответствии с возможностями рынка.
Целью курсовой работы является изучение маркетингового планирования в фармации .
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
-
Выявить цели, задачи и функции фармацевтического маркетинга. -
Охарактеризовать сущность и стадии маркетингового планирования. -
Изучить процесс разработки плана маркетинга. -
Охарактеризовать структуру и разделы документа плана маркетинга.
Раздел 1. Маркетинг и маркетинговое планирование.
-
Цели, задачи и функции фармацевтического маркетинга.
Основными целями фармацевтического маркетинга являются изучение потребностей общества в лекарственных средствах и услугах по оказанию фармацевтической помощи населению, а так же разработка стратегических программ, которые направлены на удовлетворение этих потребностей.
Задачами фармацевтического маркетинга являются:
- проведение анализа фармацевтического рынка, выявление особенностей фармацевтической продукции как товара, специфики спроса и предложения;
- проведение анализа потребностей фармацевтического рынка и прогнозирование его развития;
- разработка комплексных методов формирования спроса на товары и услуги фармацевтического профиля;
- выявление особенностей управления маркетингом лекарственных средств;
- повышение качества услуг оказания фармацевтической помощи населению через создание рациональной информационной маркетинговой среды для субъектов маркетинга лекарственных средств;
- разработка методов стратегического планирования, обеспечивающего рентабельность производства лекарственных средств и их реализации [3].
Выделяют следующие функции маркетинга:
-
Исследовательская или аналитическая функция.
Аналитическая функция включает в себя:
-
Сбор и обработку информации о потребительском рынке; -
Исследование конкурентоспособности ЛС различных производителей;
3. Изучение платежеспособного спроса;
4. Исследование мотивов поведения лечащих врачей (использование передовых технологий и ЛС или консерватизм);
5. Исследование потребителей и сегментация рынка;
6. Анализ полученной информации.
2) Производственная функция, которая заключается:
1. в организации производства медицинских и фармацевтических товаров;
2. в выборе поставщика сырья для производства;
3. в управлении качеством и создании конкурентоспособной продукции.
3) Планирование ассортимента и качества ЛС:
1. Разработка ассортиментной политики;
2. Учет непрогнозируемых факторов (вспышки заболеваний, появление новых товаров, новых методов лечения);
3. Участие в выставках, ярмарках, презентациях новых товаров;
4. Формирование ассортиментной политики с учетом ЖЦТ.
4) Стимулирование сбыта.
1. Продажа лекарственных средств в кредит без предоплаты;
2. Скидки для оптового покупателя;
3. Создание консигнационных складов (консигнация);
4. Реклама.
5) Сбыт и распределение (организация товародвижения).
6) Ценообразование.
7) Функция контроля, которая позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке [11].
-
Элементы фармацевтического маркетинга.
Элементы маркетинга в фармации составляют 5р, то есть обозначаются пятью английскими словами, которые начинаются на р.
Place – место – место осуществления контакта между продавцами и покупателями, оптовиками и производителями. Предприятие должно определять для себя сегмент рынка, в котором размещаются его контингент покупателей. Таким образом, 1р - это место реализации товара, то есть аптечное учреждение, оптовый склад.
Product – продукт, товар. Это ЛС, ИМН, МТ, парафармацевтические товары. Определяют качество товара, сервис, сравнивают их с конкурентными товарами и услугами, и исходя их этих данных выбирают стратеги, при которой эффективность затрат приходящихся на единицу товара, будет выше, чем у конкурентов.
Promotion – повышение, выдвижение, продвижение товара. Продвижение товара на рынке осуществляется посредством рекламы и организации сбыта. Организация сбыта включает: расстояние, способ транспортировки, организация хранения, выбор способа реализации товара (через оптовика, посредника, фирменный магазин, дистрибьютера).
Price – цена. Должно соблюдаться важное правило маркетинга «По меньшей мере 1/3 населения должны иметь возможность покупать лекарства по ценам рассчитанным на скромный прожиточный минимум». Такая стратегия ценообразования характерна для новичков, которые внедряют на рынок свои товары за счет низкой цены, т.е. осуществление стратегии прайс – маркетинга. При внимании качеству товара, сервису, представляемому потребителю, формируется стратегия нон – прайс – маркетинга. Совокупность нон – прайс – маркетинга и прайс – маркетинга создает маркетинг – микс, смешанный.
People – люди, которые непосредственно связаны с реализацией товара (провизоры, фармацевты). Для преуспевания фирмы необходимо осуществлять непрерывный процесс повышения образования своих сотрудников, т.к. современный маркетинг включает персонал как фактор маркетинга [1].
Комплекс маркетинга:
Комплекс маркетинга включает в себя 7 составляющих:
1. Изучение потребителя и исследование мотивов его поведения на рынке;
2. Анализ собственного рынка предприятия или аптеки;
3. Исследование собственного продукта;
4. Анализ объема товарооборота предприятия;
5. Анализ форм и каналов сбыта;
6. Исследование рекламы;
7. Определение ниши рынка (области производственно – хозяйственной деятельности фирмы, в которой предприятие и фирма может получить наибольшую выгоду).
-
Процесс управления маркетингом.
Управление маркетингом (маркетинговый менеджмент) — это анализ, планирование, воплощение в жизнь и контроль за осуществлением мероприятий, рассчитанных на установление, закрепление и поддержку выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т. п.
Задача управления маркетингом состоит во влиянии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении поставленных перед ней целей [8].
Маркетинговое управление становится необходимым в условиях насыщения конкурентного рынка товарами и услугами, превышения предложений над спросом, т. е. создания рынка покупателя.
Для управления маркетинговой деятельностью предприятия наибольшее значение имеют четыре группы вопросов:
1) информация;
2) использование элементов (комплекса) маркетинга;
3) организация маркетинговой деятельности;
4) контроль в сфере маркетинга.
Среди вопросов информации предприятие заинтересовано в данных:
• о среде, в частности, о потребителях, посредниках сбыта продукции, конкурентах, поставщиках и о государственном регулировании деятельности;
• о возможностях влияния на рынок и создания предпочтений у потребителей;
• о внутренних ограничениях производственного, финансового, кадрового и другого характера;
• о разнообразном влиянии отдельных факторов при изменении внешней среды [6].
В системе маркетинга информированность предприятия имеет важное значение, поскольку любая маркетинговая деятельность базируется на знании конкретной ситуации, сложившейся на рынке. Большинство маркетинговых исследований сами по себе являются информационными (например, изучение спроса на товары, исследование рынков сбыта, требований потребителей к товару). К тому же, выполнение маркетинговых мероприятий нуждается в установлении обратной связи с целью коррективов текущего влияния и разработки будущих маркетинговых программ. Отсутствие необходимой маркетинговой информации может стать причиной серьезных экономических просчетов.
Целью использования маркетинговой информации является уменьшение неопределенности в процессе принятия управленческих решений. Это требует сбора, передачи, хранения, обработки и предоставления значительных объемов разносторонней информации.
Использование элементов маркетинга направлено на работу с продуктом, совершенствование его потребительских свойств, на осуществление ценовой политики, создание системы сбыта, принятие решений относительно методов и мест продажи, использование маркетинговых коммуникаций и связей с общественностью.
Организация маркетинговой деятельности должна опираться на информационную систему. Предприятие может осуществлять последовательную рыночную политику лишь в том случае, когда все подразделения признают приоритет маркетинга. При создании служб маркетинга в качестве критериев их структурирования используют функции, товары, группы потребителей, регионы [14].
Для выполнения задач в сфере маркетинга необходим определенный контроль: проверка правильности принятых решений с целью установления отклонений от фактических плановых экономических результатов; анализ товаров, географических областей, групп потребителей, каналов сбыта, рекламных кампаний и т. п.
Руководители по маркетингу (вице-президент по маркетингу, маркетинг-директор, заместитель директора по маркетингу) — это должностные лица фирмы, которые занимаются анализом маркетинговой ситуации, воплощением в жизнь намеченных планов и (или) выполнением контрольных функций.