Файл: Музыкальный телевидение жанр.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

музыкальный телевидение жанр

Еще с древних времен музыка была неотъемлемой частью культуры и общества. Благодаря техническому прогрессу музыка максимально проникла в повседневную жизнь человека. Окружая нас повсюду, она оказывает огромное влияние на наше сознание и подсознание. Телевидение является одним из главных способов распространения музыкальной культуры по всему миру. Оно несет музыку в массы, помогая развивать и изменять музыкальные, а через них и эстетические вкусы и принципы человека.

Становление телевидения началось с освоения уже существующих музыкальных жанров, таких как выступление, концерт, музыкальный спектакль. На современном состоянии российского музыкального телевидения сильно отразились последствия коммуникационно-цифровой революции и инноваций в сфере массовых телекоммуникаций. Распад СССР, децентрализация и коммерциализация отечественного музыкального телевидения, глобализация и стремление к индивидуальности, оригинальности, творчеству, к социальной и межкультурной коммуникации, вытеснения с телевидения профессиональной журналистики (в особенности музыкального) оказали непосредственное влияние на современное состояние музыкального телевидения России, в том числе на его жанровые особенности.

Актуальность исследования. Несмотря на важную роль музыкального телевидения в жизни и функционировании современного общества, данная тема в настоящее время изучена весьма слабо: до сих пор отсутствует общепризнанное научное определение музыкального телевидения, музыкальной телепрограммы, классификация жанров музыкального телевидения.

Гипотеза исследования: не смотря на активную диффузию жанров, наблюдающуюся на современном музыкальном телевидении, в основании конструкции телевизионной передачи всегда можно обнаружить устойчивые жанровые признаки.

Целью работы является изучение жанровой специфики русского музыкального телевидения как самостоятельного раздела телевидения.

Объектом исследования является российское музыкальное телевидение.

Предметом исследования являются жанры российского музыкального телевидения.


Задачи исследования:

1. Изучить историю отечественного музыкального телевидения

. Выявить тенденции и закономерности в развитии отечественного музыкального телевидения

. Изучить специфику российского музыкального телевидения

. Составить классификацию жанров музыкального телевидения

. Сделать практический анализ жанровой специфики телеканалов МУЗ-ТВ и MTV Россия

Степень научной разработанности в отечественной тележурналистике данной темы очень мала. По выбранному нами направлению исследования было обнаружено лишь несколько работ авторства М. Соколова, Т.А. Курешывой, Э.В. Советкиной, З.Р. Камруковой, Е.А. Шерстобоевой и др.

Научная новизна данного исследования обусловлена тем, что в работе поставлена научная проблема исследования жанровой специфики современного музыкального телевидения, показано развитие и изменение жанровой специфики музыкального телевидения в контексте истории России.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы в спецкурсах по музыкальной тележурналистике, «Истории отечественной журналистики», практических занятиях будущих журналистов.

В основу методологии исследования положены принципы историзма и системности. Были использованы исторический, фактологический, типологический и системный методы.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Глава I. История российского музыкального телевидения
1.1 Советское музыкальное телевидение
После Октябрьской революции 1917г. государственная политика в области музыки стала способствовать развитию массовой музыкальной индустрии в СССР еще до появления музыкального телевидения. Театры, консерватории, фабрики музыкальных инструментов, фирмы грамзаписи находились в государственном ведении в течение всего советского периода. Постановлением Наркомпроса от 25 ноября 1918г. музыка была включена в программу единой трудовой школы. Государство официально начало просвещение трудящихся и приобщение их к музыкальной культуре. Эту же задачу поставило перед собой и музыкальное телевидение.



Первые опыты в области телевидения в СССР начались в 1930-х годах - это были трансляции музыкальных исполнений и театральных постановок. В этом ключе телевидение представляло собой картину мира, утвержденную как новую научную парадигму, в которой огромную роль играет массовая культура.

В 1934г. появилась первая регулярная передача малострочного телевидения из Москвы - эстрадный концерт длительностью 25 минут, который включал в себя исполнение рассказа, классического музыкального произведения и балетной постановки.

Первые оригинальные телепостановки в СССР стали производить в 1938г. Это было связано с созданием Опытного Ленинградского телецентра (ОЛТЦ), оборудованного электронной аппаратурой. Появилась одна из первых развлекательных программ, состоящая из драматических, музыкальных и балетных миниатюр, связанных интермедией - «Телевизионный театр миниатюр». Солисты в телепостановках исполняли свои партии под аккомпанемент рояля, так как разместить в студии оркестр было в то время технически невозможно.

Телевидение осваивало метод выступления, когда «любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре».

В связи с техническими сложностями в производстве оригинальных телепрограмм появилась необходимость осваивания специфических художественных и эстетических возможностей телевидения. Уже в 1939г. возник вопрос: «Что показывать и как показывать» во время трансляции музыкального произведения, начался поиск новых видов и жанров.

Технические и творческие эксперименты в области телевидения прекратились на период Великой Отечественной войны (1941-1945гг.), когда телевидение в СССР не функционировало.

декабря 1945г. Московский телецентр первым в послевоенной Европе возобновил вещание регулярных телепередач. Основу музыкального эфира составляли сцены из различных опер. Отечественное телевидение ориентировалось на классические произведения и воспитывало вкус зрителя. Таким образом, советское правительство пропагандировало определенный набор классических произведений и искусственно создавало застой в советской музыкальной культуре, препятствуя проникновению на телевидение авангардных демократических умонастроений послевоенного общества СССР. «Вторая мировая война способствовала постепенному, хотя и болезненному, движению нашей страны от закрытого типа общества к открытому».


Однако ожидания демократизации общества не оправдались: в 1946г. советское правительство начало политику полного разрыва любых связей со странами Запада и США. В 1946г. стал выпускаться еженедельник «Культура и жизнь», ставший органом отдела пропаганды ЦК ВКП(б), директивы которого были обязательными для выполнения всеми идеологическими институтами. Еженедельник выступал против космополитизма, формализма, декадентства и отступления от идеологического курса партии.

На телевидении при показе музыкальных произведений и исполнений делался акцент на укрепление национально-патриотических чувств и культа личности И. Сталина. Правительство предотвращало любые попытки проникновения западной культуры на советское телевидение.

Окончательно система контроля над содержанием музыкальных произведений была выстроена к началу 1950-х гг., но эстетика телевидения была до сих пор не разработана. В это время в СССР технические инновации способствовали возникновению требования зрительной пригодности музыкального события для показа на телевидении. Сформировалась система передвижных телестанций (ПТС), что позволило вести трансляцию концертов и прочих музыкальных событий с места их проведения. Процесс становления телевидения в СССР продолжался вплоть до 1954г., когда в эфир вышли первые документальные передачи.

В марте 1951г. Постановлением Совета Министров СССР была образована Центральная студия телевидения, в состав которой, наряду с общественно-политической, редакцией литературно-драматического вещания и редакцией передачи для детей, вошла музыкальная редакция.

С 1957г. был образован Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР (Гостелерадио СССР), а музыкальная редакция стала Главной редакцией музыкальных программ. Ее состав насчитывал 22 сотрудника.

С 1956г. началась «Хрущевская оттепель», что благотворно сказалось на системе СМИ. Но журналистика по-прежнему оставалась важнейшим средством пропаганды и манипуляции общественным мнением, КПСС не могла допустить ослабления влияния СМИ на массы. Тем не менее, деятели культуры и искусства стали получать большую свободу в своем творчестве.

В 1957г. прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов, ставший важным толчком для развития музыкального телевидения: на улицах Москвы впервые заиграл современный джаз и рок-н-ролл.

Кульминационным моментом в процессе эстетизации советского телевидения, когда телевидение сделало зрителя сопричастным к процессу рождения искусства, стала трансляция Международного конкурса имени П.И.Чайковского 1958г. «Открылись иные - новые - взаимосвязи личности художника и его искусства». На этом фестивале впервые можно было наблюдать, как благодаря телевидению был сотворен «кумир миллионов» - Ван Клиберн, который был никому не известным американским пианистом, но получил мировую известность благодаря безоговорочной победе на данном конкурсе.


В период «Хрущевской оттепели» все еще продолжался контроль над содержанием музыкального телевидения, но контроль над формой реализации был ослаблен. К началу 1960-х гг. началось производство публицистических передач и телефильмов на музыкальную тематику. Во второй половине 1960-х гг. выходят документальные фильмы, производство которых осуществляется отделом производства фильмов ЦТ совместно с главной редакцией музыкальных телепрограмм. Вырос объем музыкальных спектаклей, в телеэфире появились разножанровые телециклы, посвященные классической музыке: «По страницам опер», «Великие музыканты прошлого», «Любимые певцы», «Беседы у рояля».

С реорганизацией в 1967г. молодежной редакции ЦТ в конце 1960-х гг. в СССР начала проявляться гибкость по отношению к молодежному телевидению. Появилась телепрограмма «Вечер веселых вопросов», на основе которой впоследствии была создана передача «Конкурс веселых и находчивых» (КВН), выпуск которой стартовал 8 ноября 1961г. Музыкальные номера в «КВН» открыли возможности для импровизации на сцене и в других передачах, в том числе музыкальных.

В 1960-х гг. в музыкальных телепередачах появились профессиональные ведущие, заложившие основы и традиции ведения музыкальных телепрограмм на советском телевидении. Огромной популярностью у аудитории пользовались Э. Беляева, В. Леонтьева, С. Жильцова, А. Шилова, С. Моргунова, А. Масляков, А. Ширвиндт и другие.

В начале 1960-х гг. советские музыкальные телепередачи не дифференцировались по возрастному критерию, они сочетали в себе развлечение и высокое искусство. В 1960-е гг. началось производство популярных телепрограмм эстрадного направления.

апреля 1962г. впервые была показана художественно-публицистическая телепрограмма «Телевизионное кафе» (режиссер Ю. Богатыренко), впоследствии «Огонек», «Голубой огонек» и другие. «Огонек» шел в прямом эфире, в непринужденной обстановке. Постепенно замысел передачи трансформировался из вечера встречи исполнителей после музыкальных мероприятий в крупномасштабное телешоу, просмотр которого в новогодние праздники стал традицией.

В целом телевизионная эстрада «была представлена в эфире в виде телевизионных эстрадных концертов и заранее записанных на кинопленку выступлений эстрадных коллективов, которые с помощью монтажа адаптировались к специфике телевидения». Монолог ведущего прерывался концертами, состоящими «из записей эстрадных номеров, выдернутых из контекста тех программ, для которых они создавались».