ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С началом эпохи застоя вновь резко усилилось идеологическое давление на музыкальное телевидение.
В 1970г. появился фестиваль «Песня года», направленный на создание новых ориентиров в музыке, культурной и общественной жизни. Само название передачи автоматически рекомендовало композиции, входящие в ее состав, как лучшие. «Песня года» стала традиционным новогодним шоу-концертом с участием популярных артистов.
В 1970-е гг. содержание и стиль программ «Песня года» и «Огонек» было подчеркнуто официальным, все номера были спланированы заранее, и только лучшее в итоге выходило в эфир. Таким образом, трансляция в прямом эфире исчезла на долгие годы.
Гостями музыкальных телепрограмм зачастую были исполнители из «дружественных» социалистических стран. Обязательное включение исполнителей из стран соцлагеря было направлено на объединение культурного пространства стран СЭВ. Музыкальный контент телепередач обязательно содержал песни о войне, о патриотизме, любви к Родине, о рабочих профессиях, песни, посвященные годовщинам Дня Победы и Великого Октября. Также продолжила трансляцию телепередачи классического направления: «Телевизионный музыкальный абонемент», «Все о балете», «Час БСО» (Большого симфонического оркестра ЦТ и ВР).
В период «застоя» произошло «резкое усиление цензуры, которая стала визировать даже пояснительные комментарии к трансляциям спектаклей и концертов».
Ужесточение цензуры на телевидении во многом было связано с именем руководителя реструктуризированного Гостелерадио СССР С.Г. Лапина. К работникам телевидения широко применялись карательные меры, регулярно поступали приказы руководства Гостелерадио об увольнении сотрудников, использовавших в телепрограммах нежелательные произведения.
С середины 1970-х гг. руководство советского телевидения дало разрешение на использование в передачах в небольшом количестве исполнений иностранных артистов. Так, в 1975-1980-х гг. в выпуски «Голубого огонька» включались фрагменты записей концертов Д. Дассена, Х. Иглесиаса, М. Матье и группы ABBA. В условиях, когда «выбор зрителя был невелик, любая рубрика, более или менее свободная от идеологической зашоренности, могла рассчитывать на гарантированную массовую аудиторию». Иностранная музыка и культура вызывали большой интерес публики. В связи с данной тенденцией на советском телевидении появился ряд проектов: «Мелодии друзей», «Все звезды в гости к нам», «Концерт после концерта» и др. Записи зарубежных исполнителей постоянно показывали в телепередаче «Утренняя почта». В «Мелодиях и ритмах зарубежной эстрады», выходившей нерегулярно, в разные годы использовались кадры концертов иностранных исполнителей, из Италии транслировались фестивали Сан-Ремо и Сен-Венсан, из ФРГ - «Петерс поп-шоу», из Японии - фестиваль легкой музыки в Токио «Ямаха».
Телепередачи создавали видимость свободного телевидения, но на деле материалы с иностранными исполнителями проходили отбор, главным критерием которого являлось отсутствие политической и идеологической подоплеки. В эфир не пропускали записи рок-музыкантов, а музыка из капиталистических стран подавалась в критическом ключе. Непрофессионализм и некомпетентность работников телевидения часто приводили к ошибкам в анонсах и комментариях дикторов, а переводы песен порой расходились с содержанием оригинала. Любая неугодная советскому государству информация об иностранных музыкантах либо искажалась, либо умалчивалась.
В начале 1890-х гг. на советском музыкальном телевидении стали появляться новые музыкальные программы, основанные на синтезе массовых видов искусств. Например, телепрограмма «Аттракцион», ведущей которой была А. Пугачева, объединяла в себе музыку и цирк. Здесь вместе с профессиональными артистами цирка выступали звезды эстрады, но, в отличие от современных программ с подобной концепцией, участники «Аттракциона» выступали в привычном для себя амплуа.
Идея и форма телепрограммы «Шире круг», по словам главного редактора редакции народного творчества ЦТ К. Анненковой, возникла во время одной из заграничных командировок: «она увидела австрийское шоу, где одновременно присутствовали фольклор, эстрада и цирк». Целью передачи являлся поиск юных талантов, в ней начинали свою карьеру Ф. Киркоров, А. Глызин, О. Зарубина, А. Серов, Ю. Лоза, Л. Агутин, Д. Маликов, Валерия, А. Малинин и многие другие.
Началом перехода музыкального телевидения от государственного к коммерческому типу можно считать появление в эфире радикально новаторской программы «Веселые ребята». Передача выходила на протяжении 10 лет(1890-1990гг.), но состояла всего из 7 выпусков, а ее автором был А. Кнышев.
Телепередача «Веселые ребята» носила скорее общеразвлекательный характер, но все же сыграла очень важную роль в формировании эстетики отечественных музыкальных каналов. Каждый выпуск «Веселых ребят» был событием для советских телезрителей. Только появившись в эфире в 1980г., в начале программы был показан фрагмент концерта американской рок-группы «Iron Maiden». В выпусках «Веселых ребят» советские телезрители впервые увидели многих известных исполнителей, российских и зарубежных (Ж. Агузарова,
The Beatles и др.). Здесь был произведен и показан первый советский видеоклип. Впервые на советском телевидении был применен прием «скрытой камеры», использовалась графика, клиповый монтаж, спецэффекты, постановочные номера. Основой стилистики сюжетов «Веселых ребят» было британское «Шоу Монти Пайтона»: использовались логика абсурда, реализованные метафоры, язык условностей. Подобные приемы и методы - основа современного музыкального телевидения.
С наступлением 1984г. и приходом к власти М.С. Горбачева, основой политического курса которого стала пропаганда «нового политического мышления», глобальные перемены начались и на телевидении. По словам Засурского, период «перестройки и гласности ознаменовался становлением нового журнализма и новой журналистики, основанной на плюрализме и независимости от государства».
В связи с данными изменениями журналистика разделилась на две модели - «перестроечную», при которой СМИ были инструментом демократизации общества, и «инструментальную», которая сохраняла руководящую роль партии, а демократизацию преподносила как происходящую под партийным руководством.
Это был занимательный и нетипичный эпизод нашей музыки, как его называет музыкальный критик А. Троицкий, когда «сцена разделилась на два антагонистических лагеря - стремительно загнивающую идеологически и эстетически «советскую эстраду» (Ротару, Вайкуле, Кобзон, Леонтьев, Лещенко) и вырвавшийся из подполья «неформальный рок», ставший рупором гласности и способствовавший продвижению политики «перестройки и гласности» в массы.
На телевидении стали появляться программы, отражавшие новые тенденции плюрализма и свободы слова. Так, в 1984г. вышел в эфир ленинградского телевидения, а впоследствии и на РТР «Музыкальный ринг», прообразом которого являлась британское телешоу «Juke Box Jury» (1960-е гг., BBC). На «Музыкальном ринге» соревновались музыкальные коллективы, выступающие без фонограммы. В основном это были рок-музыканты и рок-группы, такие как А. Макаревич, С. Курехин, «Телевизор», «Секрет», «Звуки Му» и другие. Телезрители из зала могли задавать вопросы выступающим (в том числе и провокационные), победитель выпуска также определялся зрителями путем голосования. В 1986-1987гг. «Музыкальный ринг» постепенно трансформировался «в еще более популярную музыкально-публицистическую программу для самой широкой аудитории. Более едкими и злыми стали вопросы зрителей. Публицистичность возобладала над концертно-музыкальной стороной». В 1987г. передача организовала собственную научную группу для подготовки выпусков, куда вошли известные ученые: психолог И. Скрипок, социологи Г. Самойлова, Н. Кафрын и другие. С 1988г. вещание передачи стало проходить в прямом эфире. «Музыкальный ринг» стал проходным билетом на большую эстраду для многих исполнителей.
В середине 1980-х гг. передача «Голубой огонек» сменила формат и на протяжении нескольких лет меняла свое название. К прежнему формату программа вернулась только в 1994г. После 1985г. изменилась и телепередача «Песня года»: выступления артистов стали более вольными, у фестиваля появились спонсоры.
До начала 1990-х гг. выходили музыкальные передачи академического направления, характерные для советского телевидения, но и здесь все чаще использовались фрагменты иностранных концертов, выступлений. Были организованы первые телемосты («Москва-Калифорния», 1982г., «Москва-София», «Москва-Гавана», «Москва-Ханой», «Ленинград-Сиэттл», 1986г., «Москва-Бостон», 1986г.).
В 1985г. в эфире появилась телепрограмма, поддерживающая развитие народной музыки - «Играй, гармонь!», посвященная самобытным исполнителям, народным музыкальным инструментам. По форме программа представляла собой серию репортажей из провинции.
В 1986г. благодаря Главной редакции музыкальных программ ЦТ впервые был организован и показан международный музыкальный конкурс молодых исполнителей эстрадной песни «Юрмала-86». В 1989г. появился конкурс «Ступень к Парнасу», где соревновались исполнители вместе со своими менеджерами.
Отечественные рок-музыканты стали выпускать видеоклипы, многие из которых впервые были показаны в «Программе А», которая выходила в эфир с 1987г.
Советская эстрада стала представлять собой часть прошлого, что сформировало ретро направление в музыкальном телевидении (телециклы «Годы, поколения, песни», «Это было, было…», «Золотой шлягер», «Телемемуары», «Крутятся диски»).
В 1989г. Гостелерадио СССР и руководство американского музыкального канала MTV подписали соглашение о выходе на ЦТ часового блока с программным наполнением MTV. Кроме того, MTV выступило информативным спонсором двухдневного рок-фестиваля Moscow Music Peace Festival (Московский Фестиваль Мира, «Лужники», август 1989г., участники Bon Jovi, Motley Crue, Cinderella, Scorpions, Skid Row, Ozzy Osbourne), который транслировался в Европе и Америке через спутник. Координатором и переводчиком фестиваля для «Europe News» стал будущий «голос» MTV Россия В. Стрельников.
После принятия 12 июня 1990г. Закона о печати «журналистика противопоставила себя государству; она добивалась и добилась независимости от государственных структур». СМИ стали именоваться «четвертой властью». Наиболее яркие представители телепередач данного направления - «12 этаж», телемосты В.Познера и общественно-политическая программа «Взгляд», которая возникла в 1987г. в недрах «Молодежной редакции». Именно во «Взгляде» впервые вышел еженедельный часовой блок музыкальных клипов с логотипом MTV (12 октября 1990г.). В рамках блока были показаны программы MTV Europe - «Лучшая 20-ка» и «Партийная зона». Блок MTV показывал молодежи «новые образы, новое изображение, другой стиль жизни и дух общества, в котором царит свобода». В телепрограмме большую роль играла музыкальная составляющая.
февраля 1991г. в рамках телепередачи «Взгляд» начал выходить в эфир «Музобоз», сначала в виде информационно-музыкальной вставки с записями концертов и выступлений новых популярных исполнителей, затем как самостоятельная программа. «Музобоз» рассматривал события в музыкальном мире в контексте общественных и выявлял причинно-следственные связи между ними. В 1991г. Гостелерадио издало приказ о прекращении выхода в эфир программы «Взгляд». Некоторое время передача еще продолжала производиться и подпольно распространяться, но позже остановило свой выпуск до 1994г.
В начале 1990-х гг. государственная модель телевидения СССР разрушилась окончательно. Децентрализация телевизионной системы «обозначилась еще в конце 1980-х гг. и завершилась в 1994г. с ликвидацией «Останкино». В эти годы государство практически утратило функции идеологического и финансового контроля». На базе ЦТ было создано российское телевидение, стали появляться независимые негосударственные продюсерские компании («АТВ»,1988г., «ВиD», 1989г., «Рен-ТВ», 1991г.). Как подразделение в системе Гостелерадио 27 сентября 1990г. возник первый развлекательный канал 2х2. Телеканал не имел государственного или коммерческого финансирования, и потому заполнял эфир контентом зарубежных каналов (видеоклипы, концерты и т.п.).
Иностранный музыкальный контент обладал рядом преимуществ: он не требовал языковой адаптации, пользовался популярностью у молодежи, в связи с чем вызывал интерес рекламодателей. По такой схеме формировали программную сетку телеканала ТВ-6 Москва, используя контент американских телекомпаний