ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Turner Broadcasting Corp. и MTV. Единственным коммерческим каналом, не включавшим в эфирную сетку музыкальные программы, был НТВ (1993г.), который базировался на производстве новостей и закупке зарубежного кино. Растущие доходы коммерческих каналов 2х2 и ТВ-6 Москва позволили начать производство собственного телевизионного продукта, ориентированного на молодежную аудиторию.
Быстро разрастались российская музыкальная поп-индустрия и российский шоу-бизнес. По окончанию контракта между 2х2 и Super Channel (1992г.), в 1993г. предприниматель Б.Зосимов создал первый отечественный музыкально-развлекательный канал Биз ТВ.
ТВ-6 Москва также не стал продлевать контракт с американским MTV, срок действия которого окончился 31 августа 1995г. За 1994-1996гг. для ТВ-6 Москва было произведено 30 телепрограмм, в том числе и музыкальных («Диск-канал», «Партийная зона» и пр.)
В целом музыкальные телепрограммы 1990-1996гг. отличались разнообразием и по формам (музыкальное обозрение «Музбоз», ОРТ, ТВ-6 Москва, «Экзотика», РТР, «50/50», «Утренняя звезда» и пр.), и по содержанию («Программа А», «Кафе Обломов», «Рок Урок», «Экзотика», «Партийная зона»).
Не смотря на бурное развитие коммерческих каналов и продюсерских компаний, политические изменения в стране 1995-1996гг. привели к возрождению «авторитарной модели журналистики», «возникла своего рода информационная олигархия, которая стремилась привести на пост президента своего кандидата, которым был Б.Н.Ельцин». Участие в предвыборной кампании «Голосуй или проиграешь» 1996г. (американский аналог «Choose or Loose», MTV, 1992г.) знаменитых исполнителей поп и рок-музыки способствовало установлению крепкой связи между политическими структурами, деятелями шоу-бизнеса и медиа структурами.
1.2 Музыкальное телевидение на современном этапе
Возникновение музыкального телевидения было связано с дифференциацией FM-радиостанций и усилением интерактивного характера масс-медиа, индивидуализацией предоставляемой информации. «Попытки создания независимого эфирного круглосуточного специализированного отечественного музыкального канала предпринимались в середине 1990-х гг. неоднократно». В 1995г. компании «Biz Enterprices», «РАЙС-Лис`С» и телекомпания Космос-10 объявили о начале вещания с 1 сентября 1995г. первого в России музыкального канала К-10, контент которого должен был быть сформирован из ряда выпусков
MTV, которые выходили ранее на телеканале ТВ-6 Москва, программ Биз ТВ, а также музыкальных программ, которые производила «РАЙС-Лис`С». Планировалось, что Биз ТВ также продолжит свое вещание в эфире 2х2.
Однако первый музыкальный канал в эфире возник только в 1996г., без участия Биз ТВ. Первый национальный музыкальный канал МУЗ-ТВ был зарегистрирован 4 ноября 1996г., предварительно приступив к массовому вещанию на территории России 1 мая 1996г.
На первых этапах формирования эфира МУЗ-ТВ более 70% контента телеканала было заполнено российской музыкой, в связи с чем канал получил название «национальный». МУЗ-ТВ транслировался по всей территории России, стран СНГ и Балтии. В 2008г. музыка на телеканале представлялась в виде тематических нон-стопов: «МУЗ-ТВ хит» (лучшее из новых видеоклипов), «МУЗ-ТВ Dance» (лучшие танцевальные видеоклипы), «МУЗ-ТВ Classic» (хиты прошлых лет) и музыкального конкурса «Битва за респект».
В 1998г. Биз ТВ подписал соглашение с международной сетью MTV Networks - так появился телеканал MTV Россия. MTV Россия начал свое вещание 25 сентября 1998г. Целевой аудиторией телеканала являлась молодежь 11-34 лет. Доля музыки российских исполнителей составляла 60% эфирного времени. MTV Россия транслировался в 556 городах РФ, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Молдовы. К 2008г. аудитория телеканала составила 89,4 млн. человек (79,8 млн. на территории РФ). Российское руководство канала до 2008г. включительно пыталась соблюдать баланс между программами собственного производства и программами, предоставляемыми американским MTV.
В 2002г. в России практически одновременно произошло переформирование музыкальных телеканалов МУЗ-ТВ и MTV Россия. Срок контракта между Биз ТВ и MTV Networks истек и Б. Зосимов вместе со своей рабочей командой покинули российский MTV, а новым президентом канала стала американка Л. Дженсен. Альфа-Банк, который являлся держателем 100% акций МУЗ-ТВ, продал их холдингу АРС, владельцем которого являлся И.Крутой.
В 2007г. активно велось вытеснение иностранного капитала с российского телевизионного рынка, в связи с чем MTV Россия и МУЗ-ТВ сменили владельцев. А.Усманов, глава «Металлоинвеста», приобрел 75% акций МУЗ-ТВ, а оставшиеся поделили между собой прежние акционеры - продюсер И. Крутой, украинский предприниматель Р.Ахметов и руководитель телеканала В. Кормильцев. Компания «
Estermina Ltd», действующая в интересах российской компании «Проф-Медиа», приобрела 100% акций «Wayfarer Media Limited», которая являлась холдинговой компанией MTV Россия и VH1 Россия. 53% акций «Wayfarer Media Limited» принадлежало MTV Networks International, 42% акций компании владел фонд «Russia Partners», а 5%принадлежали «Европейскому Банку Реконструкции и Развития». Несмотря на смену владельцев телеканала, MTV Networks International продолжил представление эксклюзивных прав «Wayfarer Media Limited» на трансляцию телепрограмм американских MTV и VH1.
Рейтинги МУЗ-ТВ и MTV Россия за 2008г. колебались в районе 1-2%, периодически опережая друг друга на 0,3-1%.
Следуя американскому MTV, телеканал MTV Россия начал расширять границы форматов своих передач, добавив в эфир новости, спорт, ситкомы, документальные фильмы, мультфильмы, игры, шоу и прочее. В основном программы были так или иначе связаны с миром музыки.
МУЗ-ТВ также постепенно меняли формат, используя западный вариант развлекательного телевидения, адаптированный к условиям российского восприятия. Здесь главную роль в эфире стали занимать программы-обзоры, повествующие о жизни и творчестве артистов, шоуменов («Ближе к звездам», «Звезды зажигают», «Блондинка в шоколаде»).
В июле 2010г. были объединены телевизионные активы «Медиа-1» и «АФ Медиа Холдинг» и образован новый холдинг «ЮТВ», куда вошли каналы МУЗ-ТВ и 7ТВ (в настоящее время «Disney»). Музыкальный контент канала становился все меньше, и в связи с этим 26 июля 2012г. руководство канала объявило о его преобразовании в новый молодежный канал «Ю». В то же время Ю-ТВ не стал отказываться от бренда Муз-ТВ. В начале августа 2012г. на спутнике Экспресс MD1 началось тестовое вещание новой версии «Муз-ТВ», которая содержала только клипы. 16 сентября 2012г. «Муз-ТВ» официально перешло на новую платформу. Появились множество передач и музыкальных блоков, многие из которых переехали из эфирной версии на новую, а некоторые, наоборот, вернулись в эфир.
Летом 2008г. был начат ребрендинг канала MTV, который был направлен на сокращение производства собственных программ и штата сотрудников. Осенью - зимой 2010г. ООО «Энергия ТВ» прекратила распространение телеканала в Казахстане, Молдавии, Киргизии и Белоруссии. В июне 2012г. сменился генеральный директор MTV Россия, и уже в октябре того же года формат телеканала подвергся изменениям. Появились новые передачи с наиболее известными ведущими, уменьшился объём музыкального вещания, в сетку вещания были добавлены фильмы и мультфильмы. В начале декабря 2012г. появилась информация о возможном закрытии MTV Россия, которая впоследствии была подтверждена генеральным директором канала Николаем Картозия, и в ночь с 30 на 31 мая 20013г. MTV Россия прекратил эфирное вещание. На его частоте начал вещание новый развлекательный телеканал «Пятница!». 1 октября 2013г. Компания Viacom International Media Networks (VIMN) - правообладатель бренда MTV - запустила в России спутниковый канал MTV. Несколькими годами ранее телеканал VH1 Россия также завершил своё вещание (1 июня 2010г.).
За период с 1996 по 2008гг. программирование музыкального телевидения на универсальных каналах оформилось в своей ориентации исключительно на рейтинг музыкальной телепрограммы; сформировались и утвердились формы высокорейтинговой музыкальной программы.
С середины 1990-х гг. производство и трансляция на неспециализированных музыкальных каналах телепередач становится инструментом проведения музыкальной политики крупных игроков российского шоу-бизнеса. Рекорд-компании начали производство телевизионного музыкального контента с целью извлечения дополнительной прибыли от деятельности исполнителей, подписавших с ними контракты. «РАЙС-ЛисС» занималось производством музыкального контента для ОРТ («Утренняя почта», «Утро», «Хит-парад Останкино»), компания «АРС» продюсировала «Песню года» и сотрудничала с телеканалом Россия («Горячая десятка», «Доброе утро, страна!», «Звуковая дорожка», фестиваль «Новая волна»). «Первым» каналом были организованы музыкальные рекорд-компании «ОРТ-Рекордс», «Реал Рекордс» («Реальная музыка» на Первом). Музыкальное телевидение на универсальных каналах стало выполнять функции продвижения конкретных исполнителей.
Особым явлением на универсальных каналах стали лицензионные музыкальные реалити-шоу: «Фабрика звезд» («Первый»; российская версия успешного проекта телекомпании «Endemol» «Star Academy
») и «Стань звездой» (РТР; российская версия успешного проекта «Popstars»). После выхода в эфир «Фабрики звезд» на «Первом» по причине низких рейтингов закрылся музыкальный телевизионный конкурс «Утренняя звезда» (музыкальный конкурс для детей и юношества), который выходил с 1991г.
Появление музыкальных реалити-шоу кардинально изменило аудиторию музыкальных каналов, разделив ее на передачи для аудитории 14-34 лет, и передачи для аудитории 35+. «Использование данной синкретической формы позволило окончательно оформиться корпоративной структуре музыкального телевидения и еще больше сблизиться с шоу-бизнесом».
С 2003г. продолжилась политика усиления развлекательной направленности российского телевидения, что отразилось на музыкальном контенте универсальных каналов. В результате перепрограммирования музыкальных каналов уменьшилось количество видеоклипов в эфирной сетке. Музыкальные телепередачи трансформировались в общеразвлекательные, становились все масштабнее, их рейтинг возрастал, в них участвовало большое количество исполнителей, что привлекало огромное количество рекламодателей. Основными направлениями музыкального телевидения на универсальных каналах, ориентированного на массовизацию аудитории, стали концерты и телешоу с использованием концертных выступлений («Две звезды», «Можешь? Спой» - «Первый»; «Субботний вечер - Россия» - «Россия», «Ты супер стар» - «НТВ» и др.).
Выводы по I главе
В первой главе нашей дипломной работы мы рассмотрели историю российского музыкального телевидения. В данном анализе мы посчитали важным выделить следующие составляющие: процесс возникновения музыкального телевидения в СССР и в России, а также этапы и закономерности его развития. Изложим основные выводы, к которым мы пришли в процессе указанного исследования.
История музыкального телевидения России напрямую зависит от истории самой страны. В связи с этим ее можно разделить на шесть периодов:
1. Предыстория музыкального телевидения в СССР;
. Музыкальное телевидение в послевоенный период (1945-1956 гг.);
. Музыкальное телевидение 1956-1970 гг.: первые самобытные формы и персонификация программ;
. Музыкальное телевидение в период 1970 - 1984 гг.: пропаганда советской эстрады;
. Музыкальное телевидение в переходный от государственного к коммерческому телевидению период (1985-1995 гг.);
Быстро разрастались российская музыкальная поп-индустрия и российский шоу-бизнес. По окончанию контракта между 2х2 и Super Channel (1992г.), в 1993г. предприниматель Б.Зосимов создал первый отечественный музыкально-развлекательный канал Биз ТВ.
ТВ-6 Москва также не стал продлевать контракт с американским MTV, срок действия которого окончился 31 августа 1995г. За 1994-1996гг. для ТВ-6 Москва было произведено 30 телепрограмм, в том числе и музыкальных («Диск-канал», «Партийная зона» и пр.)
В целом музыкальные телепрограммы 1990-1996гг. отличались разнообразием и по формам (музыкальное обозрение «Музбоз», ОРТ, ТВ-6 Москва, «Экзотика», РТР, «50/50», «Утренняя звезда» и пр.), и по содержанию («Программа А», «Кафе Обломов», «Рок Урок», «Экзотика», «Партийная зона»).
Не смотря на бурное развитие коммерческих каналов и продюсерских компаний, политические изменения в стране 1995-1996гг. привели к возрождению «авторитарной модели журналистики», «возникла своего рода информационная олигархия, которая стремилась привести на пост президента своего кандидата, которым был Б.Н.Ельцин». Участие в предвыборной кампании «Голосуй или проиграешь» 1996г. (американский аналог «Choose or Loose», MTV, 1992г.) знаменитых исполнителей поп и рок-музыки способствовало установлению крепкой связи между политическими структурами, деятелями шоу-бизнеса и медиа структурами.
1.2 Музыкальное телевидение на современном этапе
Возникновение музыкального телевидения было связано с дифференциацией FM-радиостанций и усилением интерактивного характера масс-медиа, индивидуализацией предоставляемой информации. «Попытки создания независимого эфирного круглосуточного специализированного отечественного музыкального канала предпринимались в середине 1990-х гг. неоднократно». В 1995г. компании «Biz Enterprices», «РАЙС-Лис`С» и телекомпания Космос-10 объявили о начале вещания с 1 сентября 1995г. первого в России музыкального канала К-10, контент которого должен был быть сформирован из ряда выпусков
MTV, которые выходили ранее на телеканале ТВ-6 Москва, программ Биз ТВ, а также музыкальных программ, которые производила «РАЙС-Лис`С». Планировалось, что Биз ТВ также продолжит свое вещание в эфире 2х2.
Однако первый музыкальный канал в эфире возник только в 1996г., без участия Биз ТВ. Первый национальный музыкальный канал МУЗ-ТВ был зарегистрирован 4 ноября 1996г., предварительно приступив к массовому вещанию на территории России 1 мая 1996г.
На первых этапах формирования эфира МУЗ-ТВ более 70% контента телеканала было заполнено российской музыкой, в связи с чем канал получил название «национальный». МУЗ-ТВ транслировался по всей территории России, стран СНГ и Балтии. В 2008г. музыка на телеканале представлялась в виде тематических нон-стопов: «МУЗ-ТВ хит» (лучшее из новых видеоклипов), «МУЗ-ТВ Dance» (лучшие танцевальные видеоклипы), «МУЗ-ТВ Classic» (хиты прошлых лет) и музыкального конкурса «Битва за респект».
В 1998г. Биз ТВ подписал соглашение с международной сетью MTV Networks - так появился телеканал MTV Россия. MTV Россия начал свое вещание 25 сентября 1998г. Целевой аудиторией телеканала являлась молодежь 11-34 лет. Доля музыки российских исполнителей составляла 60% эфирного времени. MTV Россия транслировался в 556 городах РФ, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Молдовы. К 2008г. аудитория телеканала составила 89,4 млн. человек (79,8 млн. на территории РФ). Российское руководство канала до 2008г. включительно пыталась соблюдать баланс между программами собственного производства и программами, предоставляемыми американским MTV.
В 2002г. в России практически одновременно произошло переформирование музыкальных телеканалов МУЗ-ТВ и MTV Россия. Срок контракта между Биз ТВ и MTV Networks истек и Б. Зосимов вместе со своей рабочей командой покинули российский MTV, а новым президентом канала стала американка Л. Дженсен. Альфа-Банк, который являлся держателем 100% акций МУЗ-ТВ, продал их холдингу АРС, владельцем которого являлся И.Крутой.
В 2007г. активно велось вытеснение иностранного капитала с российского телевизионного рынка, в связи с чем MTV Россия и МУЗ-ТВ сменили владельцев. А.Усманов, глава «Металлоинвеста», приобрел 75% акций МУЗ-ТВ, а оставшиеся поделили между собой прежние акционеры - продюсер И. Крутой, украинский предприниматель Р.Ахметов и руководитель телеканала В. Кормильцев. Компания «
Estermina Ltd», действующая в интересах российской компании «Проф-Медиа», приобрела 100% акций «Wayfarer Media Limited», которая являлась холдинговой компанией MTV Россия и VH1 Россия. 53% акций «Wayfarer Media Limited» принадлежало MTV Networks International, 42% акций компании владел фонд «Russia Partners», а 5%принадлежали «Европейскому Банку Реконструкции и Развития». Несмотря на смену владельцев телеканала, MTV Networks International продолжил представление эксклюзивных прав «Wayfarer Media Limited» на трансляцию телепрограмм американских MTV и VH1.
Рейтинги МУЗ-ТВ и MTV Россия за 2008г. колебались в районе 1-2%, периодически опережая друг друга на 0,3-1%.
Следуя американскому MTV, телеканал MTV Россия начал расширять границы форматов своих передач, добавив в эфир новости, спорт, ситкомы, документальные фильмы, мультфильмы, игры, шоу и прочее. В основном программы были так или иначе связаны с миром музыки.
МУЗ-ТВ также постепенно меняли формат, используя западный вариант развлекательного телевидения, адаптированный к условиям российского восприятия. Здесь главную роль в эфире стали занимать программы-обзоры, повествующие о жизни и творчестве артистов, шоуменов («Ближе к звездам», «Звезды зажигают», «Блондинка в шоколаде»).
В июле 2010г. были объединены телевизионные активы «Медиа-1» и «АФ Медиа Холдинг» и образован новый холдинг «ЮТВ», куда вошли каналы МУЗ-ТВ и 7ТВ (в настоящее время «Disney»). Музыкальный контент канала становился все меньше, и в связи с этим 26 июля 2012г. руководство канала объявило о его преобразовании в новый молодежный канал «Ю». В то же время Ю-ТВ не стал отказываться от бренда Муз-ТВ. В начале августа 2012г. на спутнике Экспресс MD1 началось тестовое вещание новой версии «Муз-ТВ», которая содержала только клипы. 16 сентября 2012г. «Муз-ТВ» официально перешло на новую платформу. Появились множество передач и музыкальных блоков, многие из которых переехали из эфирной версии на новую, а некоторые, наоборот, вернулись в эфир.
Летом 2008г. был начат ребрендинг канала MTV, который был направлен на сокращение производства собственных программ и штата сотрудников. Осенью - зимой 2010г. ООО «Энергия ТВ» прекратила распространение телеканала в Казахстане, Молдавии, Киргизии и Белоруссии. В июне 2012г. сменился генеральный директор MTV Россия, и уже в октябре того же года формат телеканала подвергся изменениям. Появились новые передачи с наиболее известными ведущими, уменьшился объём музыкального вещания, в сетку вещания были добавлены фильмы и мультфильмы. В начале декабря 2012г. появилась информация о возможном закрытии MTV Россия, которая впоследствии была подтверждена генеральным директором канала Николаем Картозия, и в ночь с 30 на 31 мая 20013г. MTV Россия прекратил эфирное вещание. На его частоте начал вещание новый развлекательный телеканал «Пятница!». 1 октября 2013г. Компания Viacom International Media Networks (VIMN) - правообладатель бренда MTV - запустила в России спутниковый канал MTV. Несколькими годами ранее телеканал VH1 Россия также завершил своё вещание (1 июня 2010г.).
За период с 1996 по 2008гг. программирование музыкального телевидения на универсальных каналах оформилось в своей ориентации исключительно на рейтинг музыкальной телепрограммы; сформировались и утвердились формы высокорейтинговой музыкальной программы.
С середины 1990-х гг. производство и трансляция на неспециализированных музыкальных каналах телепередач становится инструментом проведения музыкальной политики крупных игроков российского шоу-бизнеса. Рекорд-компании начали производство телевизионного музыкального контента с целью извлечения дополнительной прибыли от деятельности исполнителей, подписавших с ними контракты. «РАЙС-ЛисС» занималось производством музыкального контента для ОРТ («Утренняя почта», «Утро», «Хит-парад Останкино»), компания «АРС» продюсировала «Песню года» и сотрудничала с телеканалом Россия («Горячая десятка», «Доброе утро, страна!», «Звуковая дорожка», фестиваль «Новая волна»). «Первым» каналом были организованы музыкальные рекорд-компании «ОРТ-Рекордс», «Реал Рекордс» («Реальная музыка» на Первом). Музыкальное телевидение на универсальных каналах стало выполнять функции продвижения конкретных исполнителей.
Особым явлением на универсальных каналах стали лицензионные музыкальные реалити-шоу: «Фабрика звезд» («Первый»; российская версия успешного проекта телекомпании «Endemol» «Star Academy
») и «Стань звездой» (РТР; российская версия успешного проекта «Popstars»). После выхода в эфир «Фабрики звезд» на «Первом» по причине низких рейтингов закрылся музыкальный телевизионный конкурс «Утренняя звезда» (музыкальный конкурс для детей и юношества), который выходил с 1991г.
Появление музыкальных реалити-шоу кардинально изменило аудиторию музыкальных каналов, разделив ее на передачи для аудитории 14-34 лет, и передачи для аудитории 35+. «Использование данной синкретической формы позволило окончательно оформиться корпоративной структуре музыкального телевидения и еще больше сблизиться с шоу-бизнесом».
С 2003г. продолжилась политика усиления развлекательной направленности российского телевидения, что отразилось на музыкальном контенте универсальных каналов. В результате перепрограммирования музыкальных каналов уменьшилось количество видеоклипов в эфирной сетке. Музыкальные телепередачи трансформировались в общеразвлекательные, становились все масштабнее, их рейтинг возрастал, в них участвовало большое количество исполнителей, что привлекало огромное количество рекламодателей. Основными направлениями музыкального телевидения на универсальных каналах, ориентированного на массовизацию аудитории, стали концерты и телешоу с использованием концертных выступлений («Две звезды», «Можешь? Спой» - «Первый»; «Субботний вечер - Россия» - «Россия», «Ты супер стар» - «НТВ» и др.).
Выводы по I главе
В первой главе нашей дипломной работы мы рассмотрели историю российского музыкального телевидения. В данном анализе мы посчитали важным выделить следующие составляющие: процесс возникновения музыкального телевидения в СССР и в России, а также этапы и закономерности его развития. Изложим основные выводы, к которым мы пришли в процессе указанного исследования.
История музыкального телевидения России напрямую зависит от истории самой страны. В связи с этим ее можно разделить на шесть периодов:
1. Предыстория музыкального телевидения в СССР;
. Музыкальное телевидение в послевоенный период (1945-1956 гг.);
. Музыкальное телевидение 1956-1970 гг.: первые самобытные формы и персонификация программ;
. Музыкальное телевидение в период 1970 - 1984 гг.: пропаганда советской эстрады;
. Музыкальное телевидение в переходный от государственного к коммерческому телевидению период (1985-1995 гг.);