ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Педагогические ориентиры: культура общения

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе.

Учитель знает:

  • важность формирования универсальных учебных действий школьников;

  • сущность и виды универсальных умений, педагогические приемы и способы их формирования.

Учитель умеет:

  • отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования универсальных учебных действий

  • использовать диагностический инструментарий успешности формирования универсальных учебных действий

  • привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования универсальных учебных действий

Психолого-педагогические условия, способствующие адекватному пониманию учащимися начальной школы причин неуспеха, являются:

  • обеспечение успешности в учебе за счет организации ориентировки обучающегося в учебном содержании и усвоения системы научных понятий;

  • положительная обратная связь и положительное подкрепление усилий учеников через адекватную систему оценивания учителем; отказ от негативных оценок. Адекватная система оценивания включает адекватное описание степени достижения обучающимися учебной цели, допущенные ошибки, их причины, способы преодоления ошибок и исключает прямые оценки личности самого обучающегося;

  • стимулирование активности и познавательной инициативы ребенка, отсутствие жесткого контроля в обучении;

  • ориентация обучающихся на то, что неуспех обусловлен недостаточностью усилий, и перенос акцента на чувство ответственности самого обучающегося;

  • формирование адекватных реакций, обучающихся на неуспех и поощрение усилий в преодолении трудностей; развитие проблемно ориентированного способа овладения с трудными ситуациями;

  • ориентация учителей на необходимость учета индивидуально-психологических особенностей, обучающихся и зону ближайшего развития.


Критериями оценки сформированности универсальных учебных действийу обучающихся выступают:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

  • соответствие свойств универсальных учебных действий заранее заданным требованиям.


2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

2.2.1. Общие положения

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера взаимодействия ребёнка с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (универсальных учебных действий), обеспечивающих умение учиться. Начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка, включающую систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности, а также при формировании ИКТ-компетентности обучающихся.

Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т. е. формируются средствами каждого учебного предмета, позволяет объединить возможности всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.



Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников. Это определило необходимость выделить в программах содержание не только знаний, но и видов деятельности, которое включает конкретные УУД, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования. Именно этот аспект программ даёт основание для утверждения гуманистической, личностно ориентированной направленности процесса образования младших школьников.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

Начальный уровень общего образования вносит вклад в социально-личностное развитие ребёнка. В процессе обучения формируется достаточно осознанная система представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отношениях, нравственно-этических нормах. Происходят изменения в самооценке ребёнка. Оставаясь достаточно оптимистической и высокой, она становится всё более объективной и самокритичной.

Учебные программы включают следующие разделы:

1)планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3) тематическое планирование.

2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования.

      1. Пояснительная записка


Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования МКОУ Мироновской СОШ разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании РФ», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом опыта реализации воспитательной работы МКОУ Мироновской СОШ.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания является концептуальной и методической основой для достижения национального воспитательного идеала обучающихся начальной школы с учетом особенности села, запросов родителей и других субъектов образовательной деятельности. Программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации духовно-нравственного развития младшего школьника в рамках образовательного пространства школы, включающего в себя урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающихся и их законных представителей. Данная Программа определяет цели, задачи, формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся при получении начального образования. Программа направлена на качественную организацию учебной и внеурочной воспитательной деятельности, создание благоприятных условий, способствующих воспитанию в каждом обучающемся гражданина и патриота, раскрытию способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью образовательной деятельности. В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. На ребенка обрушиваются потоки информации из Интернета, телевидения, других СМИ, воспитательное воздействие которых, как позитивное, так и негативное, является доминирующим в становлении личности подростка. Знания и моральные ценности, полученные вне школы, меняют структуру мышления обучающихся, их самосознание и миропонимание, ведут к формированию потребительского отношения к жизни. Значительно снизилось воспитательное воздействие семьи на личность ребенка вследствие разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада: усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, отсутствует авторитет родителей и старших поколений в семье, доминирует неконструктивный, конфликтный стиль общения в семье. Недостаточная педагогическая культура родителей, чрезмерная их занятость, низведение воспитания до уровня материальной обеспеченности также снижают воспитательную функцию семьи, влекут за собой отчужденность детей и родителей и асоциальное поведение подростков.


При этом школа выполняет социальный заказ. Общество, родители хотят видеть детей нравственными, ценящими свою Родину и историю, высококультурными, образованными, предприимчивыми и здоровыми.

Таким образом, общий смысл воспитательной деятельности в школе - создание условий для жизнедеятельности обучающихся, которые способствовали бы формированию и развитию высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, овладению воспитанниками социальным и духовным опытом, проявлению, развитию и реализации задатков, способностей и талантов обучающихся в целях социально-экономического и политического прогресса российского общества. Под духовно-нравственным воспитанием понимается воспитание нравственных чувств и этического сознания на основе представлений о базовых национальных ценностях, сохранения и развития культурно­исторического наследия, отечественных традиций; формирование гражданской идентичности как важнейшего условия развития российского гражданского общества.

Воспитательная работа в школе охватывает всю образовательную деятельность, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Создано и развивается единое воспитательное пространство: по совместным планам и договорным обязательствам осуществляется сотрудничество с учреждениями культуры, дополнительного образования, общественными организациями, налажено сотрудничество с родителями обучающихся и выпускниками организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В школе воспитательная работа реализуются по следующим направлениям:

  1. Общекультурное;

  2. Духовно-нравственное;

  3. Общеинтеллектуальное;

  4. Спортивно-оздоровительное;

  5. Социальное.

Подключены к воспитательному процессу органы государственно­общественного управления: Совет школы, общешкольный родительский комитет. На МО классных руководителей ведется обсуждение новых программ, новых технологий воспитания, выполняющая консультативные, мониторинговые функции.
      1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22