ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Духовно-нравственное воспитание заключается в усвоении и принятии обучающимся базовых национальных ценностей, системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие подразумевает последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования, формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, обоснованного в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с ним целью воспитательной деятельности на начальном уровне образования в МКОУ Мироновской СОШ является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования.

В области формирования личностной культуры:

  • формирование основ морали -осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;

формирование основ нравственного самосознания личности (совести) -способности осуществлять собственный нравственный выбор, самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;


  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • формирование у младшего школьника позитивного отношения к учению.

формирование способности к духовному развитию через реализацию творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности;

  • формирование потребности в универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

  • укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

  • знакомство и принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

  • осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России;

формирование осознанного и уважительного отношения к

традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.


      1. Основные направления и ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы МКОУ Мироновской СОШ согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Данные ценности формируются через основные направления воспитательной деятельности.

Направления

Задачи

Ценности

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Духовно-нравственное

  • формировать представления о

базовых национальных российских

ценностях, религиозной картине мира;

-сформировать представления о политическом устройстве и важнейших законах Российского государства, его институтах; символах государства;

-возможностях участия граждан в общественном управлении;

-правах и обязанностях гражданина России;

  • единстве народов нашей страны и их общей исторической судьбе;




  • учить различать хорошие и плохие поступки; воспитывать стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым;

  • умение признаваться в плохом поступке и анализировать его;

  • воспитывать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;

  • нацелить на знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

  • сформировать представления о правилах поведения в школе, дома, в общественных местах, на природе;

  • прививать уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • способствовать установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • сформировать представления о негативном влиянии на морально­психологическое состояние человека компьютерных игр,

Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие,

ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; терпимость, представление о вере, духовной культуре и светской.Любовь к России, своему народу, Новосибирской области, городу Новосибирску; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества

Максимальное

сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Оказание

помощи

обучающимся в

развитии

способностей

мыслить

рационально,

эффективно

проявлять свои

интеллектуальные

умения в

окружающей

жизни, действовать

целесообразно.

Воспитание

трудолюбия,

творческого

отношения к

учению, труду,

жизни

Социальное

-сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; об основных профессиях

  • привить уважение к учебе, труду и

творчеству;

  • привить первоначальные навыки коллективной работы;

  • развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий; соблюдать порядок на рабочем месте;

  • воспитать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, личным вещам; отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе

  • Организация и совместное проведение досуга детей родителей.

  • Организация психолого­педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

  • Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательной деятельности - педагогов, детей и родителей.

  • Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

  • Формировать у обучающихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок». -Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине;

целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие, уважительное отношение к родителям, учителю.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Спортивно­оздоровительное

  • формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • сформировать представления о взаимовлиянии различных видов здоровья человека; о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья; об оздоровительном влиянии природы на человека; о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека

  • привить понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • мотивировать на выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;

  • прививать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных

Здоровье свое и окружающих;

Физическое,

нравственное, социально­психологическое здоровье

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Общекультурное

  • сформировать представления о душевной и физической красоте человека;

  • способствовать формированию эстетических идеалов, чувства прекрасного; развивать умение видеть красоту природы, труда и

творчества;

  • привить интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; к занятиям художественным творчеством;

  • воспитать стремление к опрятному внешнему виду

-Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

Красота; гармония; духовный мир чел

самовыражение в творчестве и искусстве человека; эстетическое развитие,

Формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания.

Общеинтеллектуальное

  • обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами;

  • способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности.

  • приобретение знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий.

  • формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность;

  • самостоятельное или во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым выполнение задания данного типа, для данного возраста;

  • умение высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать.

  • умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

Уважение к интеллектуальному труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.





      1. Содержание работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении учебных занятий;

  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности обучающихся;

  • в традиционных делах школы, спроектированных с учетом воспитательной ценности;

  • в личном примере обучающегося.

Организация такого пространства и его полноценное функционирование возможно при согласованных усилиях всех социальных субъектов - участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

  • нравственного примера педагога (нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к обучающимся, коллегам);

  • социально-педагогического партнерства (целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и индивидуально-личностного развития (педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации);

  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания


(интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную);

  • социальной востребованности воспитания (соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора).

Система воспитательных мероприятий см. на стр _____ данной Программы
      1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   22