ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Духовно-нравственное воспитание заключается в усвоении и принятии обучающимся базовых национальных ценностей, системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие подразумевает последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования, формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, обоснованного в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с ним целью воспитательной деятельности на начальном уровне образования в МКОУ Мироновской СОШ является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования.
В области формирования личностной культуры:
-
формирование основ морали -осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
•формирование основ нравственного самосознания личности (совести) -способности осуществлять собственный нравственный выбор, самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
-
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; -
формирование у младшего школьника позитивного отношения к учению.
•формирование способности к духовному развитию через реализацию творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности;
-
формирование потребности в универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»; -
укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; -
знакомство и принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; -
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей; -
осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей.
В области формирования социальной культуры:
-
формирование основ российской гражданской идентичности; -
формирование патриотизма и гражданской солидарности; -
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; -
укрепление доверия к другим людям; -
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; -
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; -
формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России;
•формирование осознанного и уважительного отношения к
традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.
В области формирования семейной культуры:
-
формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; -
формирование отношения к семье как к основе российского общества; -
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
-
Основные направления и ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы МКОУ Мироновской СОШ согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
-
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); -
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); -
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); -
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); -
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); -
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); -
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); -
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); -
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Данные ценности формируются через основные направления воспитательной деятельности.
Направления | Задачи | Ценности |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания Духовно-нравственное |
базовых национальных российских ценностях, религиозной картине мира; -сформировать представления о политическом устройстве и важнейших законах Российского государства, его институтах; символах государства; -возможностях участия граждан в общественном управлении; -правах и обязанностях гражданина России;
| Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; терпимость, представление о вере, духовной культуре и светской.Любовь к России, своему народу, Новосибирской области, городу Новосибирску; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества |
Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Оказание помощи обучающимся в развитии способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни, действовать целесообразно. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Социальное | -сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; об основных профессиях
творчеству;
| Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие, уважительное отношение к родителям, учителю. |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Спортивнооздоровительное |
| Здоровье свое и окружающих; Физическое, нравственное, социальнопсихологическое здоровье |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Общекультурное |
творчества;
-Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи. | Красота; гармония; духовный мир чел самовыражение в творчестве и искусстве человека; эстетическое развитие, |
Формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания. Общеинтеллектуальное |
| Уважение к интеллектуальному труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие. |
-
Содержание работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
-
в содержании и построении учебных занятий; -
в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка; -
в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности обучающихся; -
в традиционных делах школы, спроектированных с учетом воспитательной ценности; -
в личном примере обучающегося.
Организация такого пространства и его полноценное функционирование возможно при согласованных усилиях всех социальных субъектов - участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
-
нравственного примера педагога (нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к обучающимся, коллегам); -
социально-педагогического партнерства (целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и индивидуально-личностного развития (педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации); -
интегративности программ духовно-нравственного воспитания
(интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную);
-
социальной востребованности воспитания (соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора).
Система воспитательных мероприятий см. на стр _____ данной Программы
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 22