ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

возможностях получения медицинской помощи, об отечественной системе медицинского страхования;

  • выступление перед обучающимися младших классов по проблематике физической культуры, заботы о собственном здоровье, об истории международного и отечественного спорта, его героях, о видах спорта и т. п.);

  • совместные праздники, спортивные соревнования для детей и родителей; Развитие экологической культуры личности, ценностного отношения к природе, созидательной экологической позиции.

Развитие содержания экологического воспитания на уровне начального общего образования предполагает формирование у младших школьников эмоционально-чувственного, нравственного отношения к природе; понимания необходимости соблюдения норм экологической этики; представлений о экологически целесообразном поведении.

Формы и методы формирования у младших школьников экологической культуры могут быть представлены в контексте основных вариантов взаимодействия человека и природы:

-исследование природы;

-познавательная деятельность, направленная на раскрытие тайн и загадок окружающего мира с целью использования открытых явлений для блага человечества (исследовательские проекты, научные мини-конференции, интеллектуально-познавательные игры и т. д.);

-преобразование природы с целью возделывания растений и ухода за животными (выращивание домашних растений, выставки сельскохозяйственной продукции, презентации домашних растений, цветов и т. д.);

-художественно-эстетические практики;

-общение с природой созерцательно-эстетического характера (выставки, обсуждения рисунков, фотографий, рассказов, стихов, работ младших школьников и произведений известных мастеров, посещение природных объектов с эстетическими целями);

-общение с домашними животными, в котором человек стремится усилить психологический комфорт повседневной жизни (рассказы-презентации о домашних животных);

-природоохранная деятельность (экологические акции, природоохранные флешмобы).

Обучение правилам безопасного поведения на дорогах призвано содействовать профилактике правонарушений несовершеннолетними в сфере дорожного движения, воспитывать транспортную культуру безопасного поведения на дорогах.


Мероприятия по обучению младших школьников правилам безопасного поведения на дорогах:

-групповые исследовательские проекты, оценка безопасности традиционных маршрутов, которыми обучающиеся идут в школу и из школы, разработка рекомендаций для родителей, школьников;

-мероприятия с участием представителей инспекторов полиции, ответственных за безопасность дорожного движения;

- участие во всероссийский, областных акциях по правилам безопасности дорожного движения и профи
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

  1. Пояснительная записка

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающая:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и в природе, безопасного для человека и окружающей среды;

  • пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни;

  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

  • формирование установок на использование здорового питания;

  • соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

  • формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей;

  • становление умений противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

  • формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностми роста, развития, состояния здоровья;

  • формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая необходимые условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

  • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных ситуациях;

  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001); Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

Г игиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

При разработке программы формирования экологической культуры были выявлены следующие проблемы:

  • отсутствие единых принципов организации экологичного образовательного пространства;

  • отстраненность, инертность, потребительское отношение к своему ближайшему окружению;

  • неумение отстоять свои права и экологические интересы перед органами власти и другими людьми;

  • уменьшение биоразнообразия, ухудшение состояния оболочек Земли (гидросфера, литосфера, атмосфера)как результат антропогенного воздействия.

Разрабатывая программу культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования, учитывали факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место при организации образовательного процесса, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.


Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды.

Современный ребенок проводит в школе до 70% всего активного времени. Именно в этот период интенсивно формируются и развиваются все системы организма. Любые неблагоприятные воздействия могут вызвать нарушения адаптации, которые приводят к постепенной утрате ребенком того физического и энергетического запаса прочности, которое и принято называть здоровьем. В практике существует множество определений понятия «здоровье». Мы в своей деятельности руководствуемся определением данного понятия, предложенным ВОЗ: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Соматический компонент включает в себя генотип, обмен веществ, уровень физического развития, тип конституции, функционирование систем организма.

Индивидуально-психический компонент включает в себя эмоционально­волевую и интеллектуальную сферы личности, доминантность полушария, темперамент и другие свойства психики.

Социально-личностный компонент включает в себя социально обусловленные свойства психики человека, обеспечивающие выполнение различных социальных ролей, социальную адаптацию (целевые установки, актуальные потребности, уровень и степень притязаний.

Духовно-нравственный компонент ученые не обозначают как личностный, так как духовное состояние человека выходит за рамки личности.

Данная программа разрабатывалась на основе анализа следующих данных о состоянии здоровья обучающихся начальных классов:

61% уч-ся 1-4 классов относятся ко 2 группе здоровья, 39% - к 1 группе. Распределение обучающихся по физкультурным группам выглядит следующим образом: 98 % относятся к основной группе, 2% - освобождены. Динамика состояния здоровья обучающихся показывает, что наибольшее количество заболеваний - это заболевания полости рта, далее заболевания глаз. Здоровых обучающихся практически нет. Причинами заболеваний являются: климатические условия, гиподинамия, наследственность, несформированность у обучающихся и их родителей ценностного отношения к своему здоровью.


Для обеспечения сохранения и укрепления здоровья у участников образовательных отношений необходима целенаправленная систематическая работа в трех направлениях:

  • обеспечение сохранения и укрепления здоровья обучающихся,

  • формирование здоровьесохраняющих культурных традиций семьи,

  • обеспечение здоровьесохраняющей деятельности педагога.

Цель программы:

обеспечение системного подхода к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию основ экологической культуры, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья младших школьников; способствующей познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.