ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 263
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Критерии:
-
Состояние правосознания в обществе. Это степень знания и понимания права участниками общественных отношений, осознание ими необходимости выполнения требований законности, развития чувства права и законности. Важным показателем правовой культуры общества является уровень массового правосознания. -
Состояние законности, которое определяется реальностью ее осуществления. Правовая культура невозможна без строжайшей законности, то есть неукоснительного исполнения правовых предписаний всеми членами общества. Общество, где наблюдается разгул преступности, не может называться культурным. -
Состояние законодательства. Уровень правовой культуры непосредственно зависит оттого, насколько действующее законодательство совершенно в техническом смысле и с точки зрения содержания. Отсутствие пробелов и противоречий, полнота регламентации, кодификация и инкорпорация - все это показатели правовой культуры. -
Важным показателем правовой культуры общества является место судов в правовой системе общества. Суд - орган правосудия. И поэтому его роль в обеспечении прав и свобод человека, его место в системе государственных органов, в системе разделения властей - важный показатель уровня правовой культуры. -
Развитие юридической науки - также важный показатель правовой культуры. Именно оттого, насколько эффективно развивается юридическая наука, насколько она отражает потребности общества, насколько в ней развиваются новейшие гуманистические теории, зависит правовая «культурность» общества. -
Состояние правового образования и правового обучения. Правовая культура характеризуется и тем, насколько правовые идеи овладели обществом. А это зависит оттого, осуществляется ли правовое обучение в школе, в неюридических вузах и техникумах, насколько эффективны в освещении правовых вопросов средства массовой информации.
Правовой нигилизм: понятие, сущность и формы проявления
Правовой нигилизм - разновидность социального нигилизма как родового понятия, сущность которого в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку (законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают), а с точки зрения корней, причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.
Сущность его - в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.
Формы выражения правового нигилизма.
-
Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов. Эти нарушения составляют огромный и труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных, дисциплинарных и иных проступков. -
Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят своё поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по "своим правилам". -
Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу. Принимаемые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы. В результате возникают острейшие коллизии, разрыхляется "правовое поле", на котором легко произрастает правовой нигилизм. -
Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в "разреженном правовом пространстве", т.е. начинают жить опять-таки не по законам, а "по понятиям". -
Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях. Она возникла в процессе становления новой для России президентской вертикали управления при сохранении старой системы Советов. Эти две модели власти оказались несовместимыми по своим целям, задачам, методам. Отсюда - трения, конфликты, противостояния, стремление доказать, какая власть важнее и нужнее. -
Серьёзным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищённость личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств.
Правовое воспитание личности:
понятие, задачи, система
Правовое воспитание - это формирование у граждан и в обществе правосознания и правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.
Основными направлениями правового воспитания являются:
-
Формирование правосознания и правовой культуры в семье; -
Обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе; -
Профессиональная правовая подготовка в высших учебных заведениях
Юридического (и родственного) профиля;
-
Самовоспитание; -
Распространение правовых знаний средствами массовой информации; -
Выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной
Юридической литературы;
-
Осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами; -
Создание компьютерных баз данных ("гарант", "консультант-плюс", "кодекс"), распространение правовой информации через интернет.
Правовые знания включают в себя:
-
знание норм Конституции РФ; -
знание содержания наиболее важных федеральных законов (в том числе основных положений отраслевых кодексов); -
понимание сущности правовых учений, доктрин; -
ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; -
наблюдение за деятельностью законодательных органов и учет новейших нормативно-правовых актов; -
иную информацию.
Система правового воспитания - это совокупность основных частей (элементов) правовоспитательной процесса, обеспечивающего определенный порядок и организацию его.
Систему правового воспитания образуют следующие элементы:
-
субъекты - государственные органы, организации, специально уполномоченные государством лица, осуществляющие правовоспитательная деятельность -
объекты - граждане или общественные группы, которых воспитывают; -
совокупность правовоспитательная мероприятий, определенных способов и средств.
Субъект правового воспитания может иметь правовоспитательная функцию как основную (педагогические государственные университеты, другие учебные заведения Украины, юридические факультеты государственных университетов и др.) или как одну в из многих (совета депутатов, прокуратура, адвокатура, органы юстиции, МВД, Министерства образования и науки и др..).
Объект правового воспитания (граждане) в течении право-воспитательного процесса подвергается воздействию двух факторов, от которых зависит эффективность правового воспитания:
1) объективный фактор - положительные внешние условия, способствующие правовоспитательной деятельности (демократизация общества, защита прав личности, успехи правотворческой деятельности, юридической практики и др.) или отрицательные условия, затрудняющие правовоспитательная деятельность (несовершенство законодательства, недоработке способов и средств правового воспитания и т.д.);
2) субъективный фактор - положительный внутренний духовно-правовое положение личности (ее правовая воспитанность, установка на правомерное поведение) или отрицательный (правовая установка на неправомерное поведение в, одной из основ которой является правовой нигилизм.
Совокупность правовоспитательная мероприятий можно представить в виде способов и средств правового воспитания.
Способы правового воспитания следующие:
-
правовое образование (или иначе: правовой всеобуч); -
правовая пропаганда; -
юридическая практика государственных органов и других организаций (например, правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.п.); -
правомерное поведение граждан, личное участие их в осуществлении (реализации) и охране правовых норм; -
самовоспитания.
Основными способами правового воспитания являются:
-
убеждение; -
предупреждение; -
поощрение; -
принуждение; -
наказание.
Понятие законности, гарантии и методы ее обеспечения. Требования законности
Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.
ГАРАНТИИ И МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
Методы обеспечения законности – это политические, организационные и иные способы обеспечения действия нрава.
Сюда входит, прежде всего, открытость и осведомленность общества о нарушениях законов и мерах, принятых к нарушителям, кого бы это ни касалось, широкое использование судебной системы в укреплении законности; обеспечение конституционной законности специальными структурами, например, деятельностью Конституционного суда; практическое обеспечение принципа «вся власть закону» «деятельности прокуратуры и других правоохранительных органов; эффективная работа законодательного органа, неотвратимость наказания за совершенное правонарушение и т.д.
Под гарантиями законности понимается обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств, факторов, обеспечивающих процесс реализации законности.
Принято выделять общие и специальные гарантии.
К общим гарантиям относятся, как правило, объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование (экономические, политические, идеологические, нравственно-духовные условия и средства). При этом обычно учитываются условия и средства, которые способствуют благоприятному развитию законности, например степень организованности в экономической сфере, устойчивость экономического развития, денежной системы, низкий уровень инфляции, максимальная занятость населения и трудоустройство или сильная государственная власть, пользующаяся поддержкой общества, обеспечивающая стабильное развитие последнего, и др.
К специальным гарантиям относятся собственно юридические условия и средства. Среди них наиболее важные:
-
а) состояние законодательства, в том числе полнота его, стабильность, уровень юридической техники, используемые средства правового регулирования; -
б) средства обнаружения правонарушений; -
в) средства предупреждения и пресечения правонарушений; -
г) эффективность мер юридической ответственности и защиты прав и свобод граждан; -
д) качественная работа правоохранительных органов, а также органов судебной защиты; -
е) высокий уровень контроля и надзора за реализацией нормативных правовых актов; -
ж) развитое правосознание и высокая правовая культура населения и общества в целом.
К специальным гарантиям также можно отнести:
-
- систему организационных гарантий, обеспечивающих укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав личности, создание надлежащих условий для работы юрисдикционных и правоохранительных органов; -
- средства, обеспечивающие контроль за законностью, например, административный порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных судами (мировыми судьями), другими органами и должностными лицами; -
- исковое производство рассмотрения судами гражданских, трудовых и иных споров. Если суд установит, что нарушены права гражданина, то он вправе отменить незаконное решение или иной индивидуальный юридический акт; -
- судебный контроль за законностью правовых актов. При этом в суд можно обжаловать как действия, так и бездействие государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления и др.; -
- конституционный контроль, который способствует укреплению законности, в том числе конституционной.