Файл: Министерство образования Оренбургской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 392

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности. Учитель начальных классов должен целенаправленно формировать общелогические умения, потому что содержание обучения с первого класса включает в себя, кроме предметных знаний и умений, логическую составляющую.

Актуальность задачи интеллектуального развития личности, важнейшим компонентом которой является формирование логических умений, обусловлена рядом причин. Качество усвоения знаний во многом зависит от уровня развития мышления учащихся: логически развитое мышление позволяет легче усвоить знания и в большем объеме. Владение приемами организации умственного труда, а это чаще всего приемы мыслительных операций, помогают восприятию объяснения учителя, участию в беседе, выполнению упражнений, практических работ, решению задач, самостоятельной работе с книгой на уроке и при выполнении домашних заданий.

Главной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки как таковой, а общеинтеллектуальное развитие. По определению Р. С. Немова интеллектуальное развитие – это развитие логического мышления и речи.
А. К. Маркова определяет интеллектуальное развитие как качественные и количественные изменения интеллекта, системы его характеристик.

Интеллект (от лат.Intellectus - понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Согласно академику Н.Н. Моисееву, интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта уHomo sapiens выделило его из мира животных и стало началом развития социума, а затем и человеческой цивилизации. Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Итак, интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта.

Весьма важную и существенную роль играет память. Богатые запасы памяти — важная предпосылка интеллектуального развития.


Интеллектуальное развитие -формирование способности к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим в их единстве). Его органической частью является умение подвергать самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельные выводы и обобщения, а также речевое развитие: владение и свободное пользование словарным богатством языка.

Выявление интеллектуальных способностей младших школьников

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического;

Младший школьный возраст характеризуется обычно сугубым реализмом установок, господством интереса к конкретным фактам объективной действительности. Конкретные факты стоят в центре интеллектуальных интересов ребенка. Это сказывается на содержании и структуре его суждений. Сами доказательства, к которым прибегает ребенок, сводятся сплошь и рядом к ссылке на пример. Ссылка на пример, и аналогия являются типичными приемами, «методами» доказательства младшего школьника.

Младший школьный возраст характеризуется сугубым реализмом установок, господством интереса к конкретным фактам объективной действительности.

«Главная задача обучения математики, причём с самого начала, с первого класса, – учить рассуждать, учить мыслить», – писал ведущий отечественный методист А.А. Столяр.

Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач.

Значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В.А. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путём выявлял особенности мышления детей.



Развитие логичности мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач способствует формированию умственных приёмов деятельности, творческих способностей учащихся, развитию интеллекта, повышению успеваемости .

Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Чтобы развитие было успешным, нужна помощь со стороны учителя. Для этого требуется знание особенностей психического развития младших школьников, а также понимание конечных целей.

В последние десятилетия особенно интенсивно рассматривались вопросы формирования интеллекта детей и возникновения у них общих представлений о действительности, времени и пространстве известным швейцарским психологом Ж. Пиаже и его сотрудниками. Некоторые его работы имеют прямое отношение к проблемам развития математического мышления ребёнка.

Ж. Пиаже считает, что психологическое исследование развития арифметических и геометрических операций в сознании ребёнка (особенно тех логических операций, которые осуществляют в них предварительные условия) позволяет точно соотнести операторные структуры мышления со структурами алгебраическими, структурами порядка и топологическими.

Логические мышление необходимо развивать в раннем детстве, так как от момента рождения до 7 – 10 лет у ребёнка возникают и формируются сложнейшие системы общих представлений об окружающем мире и закладывается фундамент содержательно-предметного мышления. Отсюда следует, что значительное место должно принадлежать широкому применению в процессе обучения младших школьников нестандартных логических задач.

Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, а значит, логически и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики различного рода нестандартных логических задач.

Методы и приемы, способствующие развитию интеллектуальных способностей младшего школьника

Необходимо включать в учебный про­цесс специальные развивающие средства, так как уровень развития интеллектуальных спо­собностей зависит от содержания и мето­дов обучения. Работу по формированию и развитию интеллекта младших школьников необходимо проводить на каждом уроке. Опыт работы доказывает, что бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают поступательное совершенствование личности ребенка.

Таким образом, создание проблемных ситуаций, систематическое применение эвристических задач и дидактических игр на уроках математики способствуютразвитию интеллектуальных способностеймладших школьников. И это только часть малая часть методов, которые используются на уроках математики.

Одной из основных целей изучения математики является формирование и развитие интеллекта человека. В процессе изучения математики в наиболее чистом виде может быть сформировано логическое (дедуктивное) мышление, алгоритмическое мышление, многие качества мышления. Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, а значит, логически и осознанно исследовать явления реального мира используя свой интеллект.

Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики различного рода нестандартных логических задач. Можно сделать вывод, что особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими раз и навсегда данными, а подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях.

Влияние ростактивирующих веществ на всхожесть семян длительного хранения на примере томата.

Толкачева Е.
Руководитель: Мазаева Наталья Николаевна,

МОАУ «СОШ №8»г. Бузулука
Цель: Изучение влияния ростактивирующих веществ на всхожесть семян длительного хранения на примере семян томатов сортов: «Бычье сердце» 2012г, «Бычье сердце» 2013г, «Бычье сердце» 2014г. Предметом исследования являются семена томата разных годов.

Объект исследования
-семена томатов сорта «Бычье сердце».

Актуальность: Люди повсеместно используют ростактивирующие вещества.

Методы исследования - эксперимент, описание, сравнение, наблюдение.

Методика исследования: Проращивание семян производили во влажной ткани в чашечках Петри , изображение проростков представлено на рисунке .

Сверху семена были укрыты таким же слоем ткани. Чашечки были помещены в теплое место .

Контрольная выборка была замочена в обычной водопроводной воде, без каких либо активаторов роста. Регистрация результатов была проделана нами на 5-й день опыта. Нами был подсчитан процент всхожести семян томата, а так же были произведены измерения размеров проростков томата семян.

Ростактивирующие вещества оказывают сильное влияние на повышение всхожести семян как длительного, так и кратковременного хранения. Кроме того, ростактивирующие вещества позволяют получить более крепкие всходы растений.

Наиболее сильным активатором роста, из всех нами выбранных для опыта является ростактивирующее вещество Виталайзер «НВ-101». На семена более длительного хранения этот активатор роста так же оказывает положительное влияние. «НВ – 101» увеличивает всхожесть семян более интенсивно, чем препарат «Эпин». Например, по семенам 2012 года на 373,3% и 266,7 % соответственно, (разница 106,6%).

Гипотеза: применение ростактивирующих веществ оказывает положительное влияние на всхожесть семян длительного хранения.

Задачи исследовательской работы:

проанализировать литературу по выбронной теме;

подобрать оптимальный набор генетического материала и ростактивирующих веществ для проведения исследования;

провести исследование влияния ростактивирующих веществ на всхожесть семян длительного хранения.
Название помидор происходит от итал. pomod'oro — золотое яблоко. Настоящее название было у ацтеков — томатль, французы переделали его в фр. tomate (томат) (Багрова, 1996, с. 212).

Регуляторы роста — это органические вещества, способные стимулировать или подавлять рост и развитие растений, не приводя их к гибели.

К ним относятся как природные вещества – фитогормоны, образующиеся внутри растений, так и синтезированные препараты. Регуляторы роста применяют для обработки растений, чтобы изменить их процессы жизнедеятельности или структуру для улучшения качества, увеличения урожайности, облегчения уборки .