Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Виды республиканской формы правления.

Виды республик:

Президентская республика – такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти.

В республике этого вида государства управление строится по принципу жесткого разделения власти. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное голосование) и формирования правительства, отсутствия ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступление, грубо нарушает Конституцию. В противовес импичменту президент имеет свое «оружие» против правительства, он может наложить вето на законы, принятые парламентом.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы государства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных в Конституции, президент, как упоминалось выше, образует систему органов – государственных и общественных - при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта Конституции.

Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является более гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое распространение. В настоящее время к президентским республикам относятся США, Аргентина, Мексика, Бразилия и другие государства.

Парламентарная республика – форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство, т.е. исполнительная власть, формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства.


Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящее от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но существует в следующих государствах – Италия, ФРГ, Финляндия, Индия, Турция.

Смешанная (полупрезидентская) республика – такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной и президентской республики.

Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958г. По инициативе Шарля Де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать традиции парламентаризма в стране.

Особенности этой формы правления отличались тем, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность правительства – специфическая черта разделения властей при смешанной республике.

В смешанной республике президент может назначить премьер-министра и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по-разному, например, Франция и Казахстан – самостоятельно, а в России и на Украине назначается с согласия парламента. В том числе, президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство. В России этот признак мы могли наблюдать, когда президент Б.Н. Ельцин периодически отправлял в отставку премьер-министров.



Таким образом, в смешанной республике президент не относится ни к одной ветви власти, и правительство несет ответственность перед президентом. На данный момент, смешанная форма республики существует в Российской Федерации, Казахстане, Румынии, Франции и других государствах.

В современном мире существуют и нетипичные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашается пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имеет (Заир, Малави).

Долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась республика Советов. Ее признаками были: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних (обязательность решений вышестоящих Советов для нижестоящих), право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов. Но крах социалистического строя СССР привел к утверждению в нашей стране республики смешного типа.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Форма государственного устройства: понятие и виды, их признаки.

Форма государственного устройства — это элемент фор­мы государства, характеризующий внутреннюю структуру го­сударства, способ его политического и территориального деле­ния, обусловливающий определенные взаимоотношения орга­нов всего государства с органами его составных частей.

С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах.

Формы государственного устройства:

  1. унитарная (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болга­рии, Италии). Унитарные государства бывают централизован­ными — Швеция, Дания и т. п.. и децентрализованными — Ис­пания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользу­ются широкой автономией, самостоятельно решают передан­ные им в ведение центральными органами вопросы;

  2. федеративная (сложное, союзное государство, части ко­торого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и други­ми признаками государственности). В нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов фе­дерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной консти­туции, которая может быть изменена только с согласия субъек­тов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъ­ектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов;

3) конфедерация (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических к про­чих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо от­сутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объедини­лись, и только координирующего свойства. Конфедерация пред­ставляет собой непрочное государственное образование и су­ществует сравнительно недолго; она либо распадается (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуется в федеративное государ­ство (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформиро­валась в федерацию.


Появилась новая форма ассоциированного государственно­го объединения, названная содружеством государств. Приме­ром является СНГ (Содружество Независимых Государств). Она еще более аморфна и неопределенна, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства в ис­тории имели место и некоторые другие специфические фор­мы — империи, протектораты и прочее. Так, империями яв­ляются государственные образования, отличительные особен­ности которых — обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господ­ства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (напри­мер, Римская, Британская, Российская) существовали в раз­личные исторические эпохи.

Протекторат — формальная опека слабого государства бо­лее сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Велико­британия оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.

  1. Государственно-правовые (политические) режимы: их виды и характеристика.

Государственно-правовой режим – совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть в рамках права. Виды государственно-правовых режимов: парламентаризм, абсолютизм, министериализм.

Политический режим является более широким явлением, он включает в себя государственно-правовой режим, т.к. осуществляется не только государством, но всеми участниками политической жизни; опирается не только на право, но и на иные социальные нормы (корпоративные, политические, моральные нормы). Политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими. В теории государства наиболее изучены политические режимы.

1. Демократический режимпредполагает равноправие граждан, реальные права и свободы человека, участие граждан в решении государственных вопросов, правовой характер государства, многопартийность, политический плюрализм, разнообразие и равноправие форм собственности, отсутствие цензуры, гласность в деятельности государства (либеральный режим, режим парламентаризма). Это современные Россия, США, западноевропейские государства.