Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине теория государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Под компетенцией (кругом ведения) государственного органа понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа.
Орган государства осуществляет свою компетенцию тремя способами:
-
-
принятием нормативных актов (предписаний общего характера); -
принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); -
конкретно-организационной деятельностью;
-
Виды государственных органов
Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:
1) по порядку образования:
-
избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации); -
формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.).
2) по форме реализации государственной деятельности:
-
-
на законодательные (представительные); -
исполнительно-распорядительные; -
судебные; -
контрольно-надзорные органы.
-
3) по принципу разделения властей:
-
-
законодательные; -
исполнительные; -
судебные;
-
4) по иерархии:
-
-
центральные; -
республиканские; -
местные;
-
5) по характеру подчиненности:
-
исключительно "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.); -
"двойного", или "вертикально-горизонтального", подчинения (полиция, государственные банки и т.д.);
6) по срокам полномочий:
-
-
постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, полиция, суд); -
временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);
-
7) по порядку осуществления компетенции:
-
-
коллегиальные; -
единоначальные;
-
8) по правовым формам деятельности:
-
-
правотворческие; -
правоприменительные; -
правоохранительные;
-
9) по характеру компетенции:
-
органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство); -
органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).
-
Понятие государственного аппарата.
Государственный аппарат – это система связанных между собой общими принципами государственных органов, с помощью которых государство выполняет свои задачи и функции.
Значение государственного аппарата. Ценностный смысл государственного аппарата состоит в следующем:
1) он представляет собой организованную материальную силу, располагая которой государство осуществляет власть;
2) выступает формой существования государства;
3) через него реализуются функции государства, это функционирующее выражение государства.
Признаки государственного аппарата. Характерные черты государственного аппарата следующие:
1) он представляет собой целостную систему государственных органов и учреждений;
2) его структурным первичным элементом являются государственные органы и учреждения;
3) он выражен, олицетворен в государственных служащих, чиновниках;
4) имеет непосредственные орудия принуждения (учреждения);
5) через него осуществляется государственная власть и выполняются функции государства.
В учебной и научной литературе предлагаются и другие признаки, а именно: сложная структура аппарата, единство принципов его организации и деятельности, наличие материальных средств, властные полномочия его органов.
Соотношение государственного аппарата и механизма государства. Оно представлено двумя позициями:
– механизм государства равен, однозначен государственному аппарату;
– механизм государства более широкое понятие, чем государственный аппарат.
-
Механизм государства и его структура.
Механизм государства - это система властных государственных органов, вооружённых сил и других силовых структур, государственных учреждений и предприятий во взаимодействии осуществляющих функции государства.
Таким образом, в механизм государства входят:
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
2) государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
3) государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);
4) государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;
Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.
В частности, если государство имеет большую территорию (например, Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции особое значение приобретают правоохранительные органы; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.
-
Принципы деятельности механизма государства в России.
Принципы, о которых здесь идет речь, – это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.
В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе
«О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то положение, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.
Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы. К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции РФ, ко второй – принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», федеральных конституционных законах «О судебной системе Российской Федерации», 0 Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция) и др.
Первая группа охватывает констуциоино закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.
Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации – многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно (например, выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное (есто в ряду средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.
Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.
Конституция Российской Федерации в статье 2 впервые в основах конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и Свобод человека и