Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине теория государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава государства и органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);
Высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий;
Должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности);
Преимущественная защита интересов граждан государства.
Виды республик:
Президентская республика – такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти.
В республике этого вида государства управление строится по принципу жесткого разделения власти. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное голосование) и формирования правительства, отсутствия ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступление, грубо нарушает Конституцию. В противовес импичменту президент имеет свое «оружие» против правительства, он может наложить вето на законы, принятые парламентом.
Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы государства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных в Конституции, президент, как упоминалось выше, образует систему органов – государственных и общественных - при президенте
, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта Конституции.
Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является более гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое распространение. В настоящее время к президентским республикам относятся США, Аргентина, Мексика, Бразилия и другие государства.
Парламентарная республика – форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство, т.е. исполнительная власть, формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства.
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящее от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.
Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но существует в следующих государствах – Италия, ФРГ, Финляндия, Индия, Турция.
Смешанная (полупрезидентская) республика – такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной и президентской республики.
Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958г. По инициативе Шарля Де Голля, который стремился к сильной президентской власти
, но должен был учитывать традиции парламентаризма в стране.
Особенности этой формы правления отличались тем, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность правительства – специфическая черта разделения властей при смешанной республике.
В смешанной республике президент может назначить премьер-министра и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по-разному, например, Франция и Казахстан – самостоятельно, а в России и на Украине назначается с согласия парламента. В том числе, президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство. В России этот признак мы могли наблюдать, когда президент Б.Н. Ельцин периодически отправлял в отставку премьер-министров.
Таким образом, в смешанной республике президент не относится ни к одной ветви власти, и правительство несет ответственность перед президентом. На данный момент, смешанная форма республики существует в Российской Федерации, Казахстане, Румынии, Франции и других государствах.
В современном мире существуют и нетипичные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашается пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имеет (Заир, Малави).
Долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась республика Советов. Ее признаками были: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних (обязательность решений вышестоящих Советов для нижестоящих), право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов. Но крах социалистического строя СССР привел к утверждению в нашей стране республики смешного типа.
Виды монархий:
Абсолютная монархия – такая форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена.
По Законнику Хаммурапи вся власть – законодательная, судебная и исполнительная – принадлежала царю, который являлся наследником и служителем Бога на земле. По Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, которому никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Таким образом, основной признак абсолютной монархической формы правления является отсутствие каких-либо государственных органов (парламента, конгресса, федерального собрания или генеральных штатов), ограничивающие полномочия монарха, где воля монарха – источник права и закона. Также в абсолютной монархии отсутствует конституция и разделение властей, и наличие постоянной армии во главе с монархом.
Ограниченная (конституционная) монархия – форма монархии, при которой власть монарха значительно ограничена представительными органами.
В Англии власть монарха ограничена Парламентом, во Франции – Национальным собранием. При такой форме правления возникает двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что хотя монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначал правительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте. Монарх имел сильное влияние на парламент: мог налагать вето на его законы, имел право назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх.
Существуют разновидности ограниченной монархии: парламентарная (конституционная) монархия и дуалистическая, так же можно выделить несколько нетрадиционных видов монархии.
Дуалистическая монархия – переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области.
Это промежуточный, переходной вариант от абсолютной к парламентарной монархии. В дуалистической монархии разделение власти происходит формально между монархом и парламентом. То есть законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство. В дуалистической власти монарх лишен только законодательной власти. Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса, где монарх при этом выражает интересы феодалов (дворянства), а парламент представляет интересы буржуазии и в определенной степени других слоев населения (чаще всего «третьего сословия»).
Парламентарная (конституционная) монархия – форма монархии, при которой власть ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством (монарх царствует, но не управляет).
В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику, но это не означает, что он не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира), иногда называют «спящими», поскольку монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы существующему строю (Испания, 1981 г.). эта форма монархии также называется конституционной, потому что власть монарха может быть ограничена конституцией. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства.
В современном мире существуют и иные, нетипичные формы монархии. Например, выборная монархия в Малайзии (король избирается на пять лет из числа наследственных султанов девяти штатов); коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов); патриархальная монархия в Свазиленде (король по существу является вождем племени); монархии Британского Содружества – Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является британская королева, представленная генерал-губернатором, но реально все ее функции осуществляются правительством).
Особо следует отметить теократию – такую форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан).
Таблица по признакам различных видов монархии
Высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий;
Должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности);
Преимущественная защита интересов граждан государства.
Виды республик:
Президентская республика – такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти.
В республике этого вида государства управление строится по принципу жесткого разделения власти. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное голосование) и формирования правительства, отсутствия ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступление, грубо нарушает Конституцию. В противовес импичменту президент имеет свое «оружие» против правительства, он может наложить вето на законы, принятые парламентом.
Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы государства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных в Конституции, президент, как упоминалось выше, образует систему органов – государственных и общественных - при президенте
, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта Конституции.
Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является более гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое распространение. В настоящее время к президентским республикам относятся США, Аргентина, Мексика, Бразилия и другие государства.
Парламентарная республика – форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство, т.е. исполнительная власть, формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства.
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящее от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.
Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но существует в следующих государствах – Италия, ФРГ, Финляндия, Индия, Турция.
Смешанная (полупрезидентская) республика – такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной и президентской республики.
Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958г. По инициативе Шарля Де Голля, который стремился к сильной президентской власти
, но должен был учитывать традиции парламентаризма в стране.
Особенности этой формы правления отличались тем, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность правительства – специфическая черта разделения властей при смешанной республике.
В смешанной республике президент может назначить премьер-министра и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по-разному, например, Франция и Казахстан – самостоятельно, а в России и на Украине назначается с согласия парламента. В том числе, президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство. В России этот признак мы могли наблюдать, когда президент Б.Н. Ельцин периодически отправлял в отставку премьер-министров.
Таким образом, в смешанной республике президент не относится ни к одной ветви власти, и правительство несет ответственность перед президентом. На данный момент, смешанная форма республики существует в Российской Федерации, Казахстане, Румынии, Франции и других государствах.
В современном мире существуют и нетипичные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашается пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имеет (Заир, Малави).
Долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась республика Советов. Ее признаками были: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних (обязательность решений вышестоящих Советов для нижестоящих), право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов. Но крах социалистического строя СССР привел к утверждению в нашей стране республики смешного типа.
-
Виды монархической формы правления.
Виды монархий:
Абсолютная монархия – такая форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена.
По Законнику Хаммурапи вся власть – законодательная, судебная и исполнительная – принадлежала царю, который являлся наследником и служителем Бога на земле. По Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, которому никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Таким образом, основной признак абсолютной монархической формы правления является отсутствие каких-либо государственных органов (парламента, конгресса, федерального собрания или генеральных штатов), ограничивающие полномочия монарха, где воля монарха – источник права и закона. Также в абсолютной монархии отсутствует конституция и разделение властей, и наличие постоянной армии во главе с монархом.
Ограниченная (конституционная) монархия – форма монархии, при которой власть монарха значительно ограничена представительными органами.
В Англии власть монарха ограничена Парламентом, во Франции – Национальным собранием. При такой форме правления возникает двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что хотя монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначал правительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте. Монарх имел сильное влияние на парламент: мог налагать вето на его законы, имел право назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх.
Существуют разновидности ограниченной монархии: парламентарная (конституционная) монархия и дуалистическая, так же можно выделить несколько нетрадиционных видов монархии.
Дуалистическая монархия – переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области.
Это промежуточный, переходной вариант от абсолютной к парламентарной монархии. В дуалистической монархии разделение власти происходит формально между монархом и парламентом. То есть законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство. В дуалистической власти монарх лишен только законодательной власти. Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса, где монарх при этом выражает интересы феодалов (дворянства), а парламент представляет интересы буржуазии и в определенной степени других слоев населения (чаще всего «третьего сословия»).
Парламентарная (конституционная) монархия – форма монархии, при которой власть ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством (монарх царствует, но не управляет).
В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику, но это не означает, что он не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира), иногда называют «спящими», поскольку монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы существующему строю (Испания, 1981 г.). эта форма монархии также называется конституционной, потому что власть монарха может быть ограничена конституцией. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства.
В современном мире существуют и иные, нетипичные формы монархии. Например, выборная монархия в Малайзии (король избирается на пять лет из числа наследственных султанов девяти штатов); коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов); патриархальная монархия в Свазиленде (король по существу является вождем племени); монархии Британского Содружества – Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является британская королева, представленная генерал-губернатором, но реально все ее функции осуществляются правительством).
Особо следует отметить теократию – такую форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан).
Таблица по признакам различных видов монархии
| Абсолютная | Дуалистическая | Парламентарная |
Принадлежность законодательной власти | Монарху | Власть разделена между монархом и парламентом | Парламенту |
Осуществление исполнительной власти | Монархом | Формально – монархом, фактически – правительством | |
Назначение главы правительства | Монархом | Формально – монархом, но с учетом итогов парламентских выборов | |
Ответственность правительства | Перед монархом | Перед парламентом | |
Право роспуска парламента | ------------- (парламент отсутствует) | У монарха (неограниченное) | У монарха (по рекомендации правительства) |
Право veto монарха на решения парламента | ------------ | Абсолютное veto | Предусмотрено, но не используется |
Чрезвычайно указное законодательство монарха | Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | Только в период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется |
Современные страны | Средний Восток: Саудовская Аравия, Оман | Иордания, Кувейт, Германия (1871-1918), Кувейт, Ирак | Англия, Япония, Испания, Швеция, Бельгия, Норвегия |