Файл: Тема Теоретические основы товарного менеджмента. Категорийный менеджмент. Формирование и управление ассортиментом товаров Основные вопросы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Теоретические основы товарного менеджмента. Категорийный
менеджмент. Формирование и управление ассортиментом товаров
Основные вопросы
1. Основные понятия, цели и задачи товарного менеджмента. Принципы товарного менеджмента.
2. Методы товарного менеджмента.
3. Категорийный менеджмент.
4. Классификация товаров в торговле.
5. Формирование и управление ассортиментом товаров.
1.1.
Основные понятия, цели и задачи товарного менеджмента.
Принципы товарного менеджмента
Любая наука или учебная дисциплина начинается с определения основных понятий, применяемых в ней. В данном курсе такими понятиями являются продукция, товар, товарный менеджмент и товароведение.
Основными понятиями товароведения являются продукция, товар.
Продукция - это материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.
Обладает двумя особенностями: она должна быть произведена; она должна удовлетворять чьи-то потребности.
К продукции можно отнести не только хлеб, ткани, обувь, но и продукцию природного происхождения: дикорастущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, рыба.
Если продукция становится объектом купли-продажи, т.е. коммерческой деятельности, то в этом случае ее называют товаром.
Товар – это материальная продукция, предназначенная для купли-продажи.
Является одним из объектов коммерческой деятельности, обладает определенными потребительскими свойствами. Товар является объектом товароведения.
Товарный менеджмент – это управление товаром на всех этапах его жизненного цикла, включающее информационно-аналитическую деятельность в сфере движения товара, разработку управленческих решений товарными системами.
Товароведение – это наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.
Термин «товароведение» происходит от слов «товар» и «ведать» (т.е. знать).
Означает целенаправленную деятельность по формированию ассортимента и качества товаров, обеспечению условий их сохранения.
Одно из первых определений товароведению дано И. Вавиловым: «Товароведение – наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения»
(Вавилов И. Справочный коммерческий словарь. СПб., 1856).
В Настольном энциклопедическом словаре, изданном в 1896 г., товароведение определяется как отрасль технологии, имеющая целью «точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наилучшее употребление».
Знания о товарах необходимы как технологам предприятий-изготовителей, так и товароведам промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, экспертам, коммерсантам, экономистам, бухгалтерам, менеджерам. Знания о товарах нужны и покупателям.


Объекты товарного менеджмента:
потребительские товары на протяжении всего жизненного цикла, начиная с этапа проектирования и заканчивая этапом потребления или эксплуатации; факторы, формирующие качество товара: сырье, как вспомогательное так и основное, полуфабрикаты, комплектующие изделия, а также технология производства; упаковка и маркировка товаров; нормативные и технические документы, устанавливающие требования к приемке, хранению, транспортированию товаров, а также регламентирующие требования к их безопасности и качеству; сами процессы товародвижения: хранение, приемка по количеству и качеству, предпродажная подготовка, способы реализации, надежность и эргономичность при потреблении; методы экспертизы, позволяющие идентифицировать продукт на соответствие установленным требованиям, регламентированным в нормативных или технических документах.
Задачи товарного менеджмента:
проведение торгово-закупочной деятельности и повышение ее эффективности; налаживание связей с поставщиками и потребителями, осуществление контроля выполнения договорных обязательств с целью обеспечения бесперебойного снабжения и качества товаров; расчет материально-технического обеспечения предприятия; сбор и анализ данных для составления претензий в случае поставки некачественных товаров или неисполнения иных обязательств, предусмотренных договорами; управление и организация комплекса процессов на всех этапах жизненного цикла товаров; управление и организация процессов реализации, отгрузки, транспортирования товаров, документальное оформление процессов; контроль за наличием сырья, материалов и готовой продукции в распределительных центрах и торговых предприятиях; разработка и внедрение нормативной и технической документации по контролю качества сырья и продукции, материально- техническому обеспечению, сбыту и хранению.
Принципы товарного менеджмента.
Принципы товарного менеджмента (управления) — это наиболее общие, основополагающие посылы и рекомендации, которые важно учитывать и выполнять в практической деятельности на всех уровнях управления.
Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания. Принципы вытекают из законов, сознательно формируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. По своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления — законами управления — и управленческой практикой.
В теории товароведения профессиональная деятельность базируется на принципах безопасности, эффективности, совместимости, взаимозаменяемости и систематизации.
Эти принципы обосновывают потребительские свойства товаров, качество, сохраняемость, классификационные признаки товаров.


Теория товарной экспертизы базируется на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина и прав юридического лица, независимости и объективности экспертизы, всесторонности и полноты исследований.
Товарный менеджмент базируется на принципах, связанных с управленческой деятельностью на всех этапах товародвижения.
Принципы управления в товарном менеджменте вытекают из законов управления и отражают объективную реальность. Вместе с тем каждый из принципов – это взгляд на вещи, убеждения, то есть субъективная конструкция, которую мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познания, общей и профессиональной культуры.
Основное требование к принципам управления состоит в том, чтобы их соблюдение повышало практический эффект профессиональной деятельности. Принципы управления в товарном менеджменте становятся основными правилами, в соответствии с которыми осуществляется деятельность на всех этапах технологического цикла товаров.
Необходимо уметь ими пользоваться, воплощать их на конкретных этапах товародвижения.
Единые подходы к классификации принципов управления, в том числе товарного менеджмента, отсутствуют.
Предполагается использовать универсальные принципы, на которых должна базироваться профессиональная деятельность специалиста торговли, занимающегося управленческой деятельностью в сфере торговли. К ним относятся:
1) принцип научности;
2) принцип систематизации;
3) принципы единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений;
4) принципы централизации и децентрализации;
5) принцип единства распорядительства и ответственности в управлении;
6) принцип оптимальности (принцип экономии времени);
7) принцип информационной достаточности;
8) принцип обратной связи.
Принцип научности. Этот принцип основан на использовании инновационных научных идей. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей для проявления субъективизма.
Принцип систематизации — ведущий принцип управления. Систематизация означает необходимость использования системного подхода в принятии любого управленческого решения. В товарном менеджменте при отсутствии системного подхода в сфере товародвижения могут произойти нарушения в отдельных звеньях, что в итоге приведет к негативным последствиям, например, в торгово- закупочной деятельности, при составлении претензий поставщикам и др.
Систематизация в товарном менеджменте обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство в сфере товародвижения.
Принципы единоначалия и коллегиальности. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллективно. Это означает всесторонность его разработок, учет мнений многих специалистов по различным вопросам.
В товарном менеджменте на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители компаний имеют права и функции руководителя (единоначальника). Это выражается: в полноте и объеме властных полномочий для решения поставленных задач перед компанией; в наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью перед государством; в кадровом и структурном обеспечении реализации прав руко- водителей- единоначальников.


Принципы централизации и децентрализации. Централизация позволяет обеспечить жесткую координацию деятельности на всех этапах товародвижения в пределах одной компании. Децентрализация способствует структурной гибкости, позволяет быстро и оперативно реагировать на различные, в том числе и неожиданные, изменения ситуации уже на уровне отдельных этапов технологической цепи.
Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимно дополняют друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура — она потеряет свою целостность. Но не может существовать и система управления, полностью лишенная децентрализации, — с потерей автономности она потеряет свою структурность и возможность оперативного реагирования.
Принцип единства распорядительства и ответственности в товарном менеджменте. В каждой компании разрабатываются должностные инструкции для конкретных руководителей, где установлены четкие персональные закрепленности полномочий, распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне торговой структуры и по отношению к каждому объекту управления (торговая сеть, предприятия розничной торговли, отделы, товарный складит.д.).
Закрепленность полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования вертикали товарного менеджмента. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетентности и действует в соответствии с этими представлениями. Это позволяет предотвращать конфликты распорядительства, когда разные руководители и управляющие подразделения пытаются решить один и тот же вопрос с разных позиций.
Принцип единства распорядительства означает, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного руководителя, т.к. это необходимое условие единства действий, и что сотрудник должен докладывать не более чем одному вышестоящему лицу. Например, зав. отделом торгового предприятия может выполнять распоряжения непосредственно директора магазина, а директор магазина — руководителя торговой сети.
Принцип оптимальности требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе товарного менеджмента. Возможности компьютерных технологий и широкий набор математических методов и моделей позволяют успешно реализовать данный принцип.
Принцип
информационной
достаточности.
Принцип информационной достаточности означает, что в условиях роста товарооборота, расширения связей с поставщиками, роста объемов информации огромное значение приобретает развитие информационных процессов.
Принцип обратной связи. Обратная связь в системе товарного менеджмента — это особая форма устойчивой внутренней связи между управляющей компанией и управляемыми субъектами.
Принцип обратной связи обеспечивает также выполнение функции согласования, координации действий с другими подразделениями торговой сети.
1.2.
Методы товарного менеджмента
Методы товарного менеджмента — это способы воздействия на управляемые объекты для достижения поставленной цели. Методы товарного менеджмента различаются между собой спецификой этого воздействия (табл. 1.1).
Таблица 1.1 – Методы товарного менеджмента
Оцениваемый
фактор
Вид метода
экономический
административно-
правовой
социально-
психологический


Базисная основа
Экономические законы и интересы
Государственные законы и правовые интересы
Социально- психологические законы и интересы
Орудия воздействия
Экономические
Правовые, административные
Моральное стимулирование или наказание (система
«кнут и пряник»)
Объекты приложения
Экономическая среда
Организационно- правовая среда
Социальная среда, психологический климат
Место в рыночной экономике
Основополагающие методы
Вспомогательные методы
Основополагающие методы
В условиях рыночной экономики происходит переход от преимущественно административно-правовых методов управления к экономическим методам. Все методы товарного менеджмента направлены на удовлетворение потребностей человека как материальных, так и духовных. При выборе использования метода товарного менеджмента необходимо учитывать ряд факторов: скорость, возможность и вероятность достижения цели; взаимоотношения в коллективе, личностные характеристики руководителей и подчиненных, экономическое и финансовое состояние предприятия и другие факторы.
Экономические методы товарного менеджмента
Экономические методы товарного менеджмента — комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.
Экономические методы, как правило, определяются социально- экономической спецификой предприятия и служат средством развития производства и товарообращения в рыночных условиях. Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов. Отличительной чертой современного этапа развития экономических методов является их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от организации эффективности его работы. Выделяют два уровня экономических методов (табл. 1.2).
К экономическим нормативам предприятия относятся: удельный вес конкурентоспособной продукции по сегментам рынка; нормы рентабельности по конкретным видам выпускаемой и(или) продаваемой продукции; оборачиваемость оборотных средств; нормативы производительности труда, его фондовооруженность; капиталоотдача инвестиций; удельный вес рабочих в общей численности работников предприятия; уровень оснащенности, автоматизации производства, парка оборудования и др.
Таблица 1.2 – Экономические методы товарного менеджмента
Уровень
Группа методов
Составляющие группы методов
Первый
Методы, регулируемые федеральными и региональными органами
Налоговая система Кредитно- финансовая система
Второй
Методы, регулируемые
Экономические нормативы