Файл: Дин из крупных органов государственного финансового контроля в рф, найдите информацию и представьте её в виде небольшого текста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТК-2. Задание по теме: «Классификация, принципы и методы финансового контроля».
Вариант 3. Полномочия органов государственного финансового контроля
Выберите один из крупных органов государственного финансового контроля в РФ, найдите информацию и представьте её в виде небольшого текста (доклада) и/или презентации, при этом охватив такие стороны деятельности:
- год образования, учредители (если реформировалось, то историю), кому подотчётен;
- организационная структура;
- законодательный акт, регулирующий деятельность и полномочия (с реквизитами, последняя редакция);
- цель, задачи деятельности, полномочия, ответственность;
- аналоги данного органа в нескольких (2-3) зарубежных странах.
Обязательно найдите его годовой отчёт за 2018 или 2019 год, приведите его содержание (списком), прокомментируйте очень кратко заинтересовавший вас материал из отчёта.
Органы государственного финансового контроля, на выбор:
- Счётная палата РФ
- Федеральное Казначейство РФ
- ФСФМ (Росфинмониторинг)
- ФНС (Федеральная налоговая служба)
- ФТС (Федеральная таможенная служба)
- Центральный банк РФ (Банк России)
- Контрольно-счётные палаты в субъектах РФ
Центральный Банк (ЦБ) – это главный орган, который регулирует кредитную систему страны. Возникновение центральных банков связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных коммерческих банков, чьи банкноты могли выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 года в результате преобразования Российского республиканского банка Госбанка СССР, существовавшего с октября1987 года.
К основным документам, регулирующим деятельности Центрального банка Российской Федерации относятся:
1. Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
2. Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
3. утв. Банком России «Основные направления единой государственной денежно кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов».
В ЦБ России руководство осуществляют Председатель ЦБ, совет директоров (12 человек), структурные подразделения, Национальный финансовый совет (12 человек).
Центральный банк РФ во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. Банк России также осуществляет эмиссию наличных денег; регулирует деятельность кредитных организаций; устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; осуществляет управление официальными золотовалютными резервами; защищает права и законные интересы акционеров и инвесторов на финансовых рынках.
Банк России защищает и обеспечивает устойчивость рубля; обеспечивает стабильность финансового рынка России; обеспечивает стабильность и развитие национальной платежной системы, а также осуществляет контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп и т.д.
Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
На международной арене изменения работы Банка России направлены на снятие международной зависимости и обязательств национального банковского регулятора от международных финансовых организаций — в первую очередь от Международного валютного фонда (МВФ).
ЦБ Франции создан по указу Наполеона Бонапарта 18 января 1800 года. Деятельность ЦБ Франции строится на основных законах, таких как: CharterelativeauxEuroPrivatePlacements (Charte EuroPP) (Устав об индивидуальных Евро размещениях (Устав EuroPP)) и Plaquetted’informationsurlesBilletsdeTrésorerie (marché desTitres de créances négociables) (Информация о казначейских Билетах (рынок долговых ценных бумаг)).
Руководство Банком Франции осуществляют Управляющий и два его заместителя. Генеральный совет банка состоит из 12 членов, из них 7 назначает министр финансов.
К главной функции Центрального банка Франции относится участие в подготовке и реализации единой денежно-кредитной политики в еврозоне, главной целью которой является обеспечение стабильности цен. ЦБ Франции обеспечивает правильную циркуляцию денег, контроль денежного цикла и осуществляет миссии наблюдения за платежными и расчетными системами и средствами платежа. И не маловажная функция заключается в сохранении финансовой стабильности.
Центральный банк Франции с целью улучшения функционирования банковской системы создал такие централизованные службы, как: Национальная картотека невозвращенных кредитов, предоставленных частным лицам для непрофессиональных целей; Банковская картотека предприятий (телекоммуникационный доступ – с 1982 г); Картотека банковских счетов (FICOBA);Национальная картотека чеков. Данные службы помогают укрепить доверие между коммерческими банками.
Немецкий центральный банк – центральный банк Германии.
В период с 1875 по 1945 годы центральным эмиссионным банком Германии был Рейхсбанк. На следующие два года в Западной Германии на базе филиалов Рейхсбанка в пределах каждой из 11 земель был создан центральный банк. В период с 1948 по 1957 годы систему эмиссионных банков возглавил Банк немецких земель, осуществлявший операции через центральные банки земель. С 1957 года путём слияния Банка немецких земель с центральными банками земель создан Немецкий федеральный банк, в 1990 году после крушения Берлинской стены и объединения ФРГ и ГДР немецкая марка стала единственным средством платежа объединённой Германии. Далее в соответствии с условиями Маастрихтского договора Последствием было принято решение о введении евро как европейской валюты и создании Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) с 1993 года.
С 2001 года функции по эмиссии евро переданы Европейскому центральному банку (ЕЦБ).
В соответствии с Законом ФРГ о банковской деятельности и другими специальными законами на Бундесбанк возложены функции по регулированию денежного обращения и кредита:
- установление процентных и дисконтных ставок по своим операциям;
- разработка политики своих операций на кредитном и открытом рынках;
- установление резервных требований к кредитным институтам, которы обязаны держать минимальные резервы на жиро-счетах в банке в определенном размере, определяемом банком;
- оказания услуг в качестве финансового агента федерального правительства и правительств земель. Банк может предоставлять им льготные наличные ссуды в пределах лимитов, указанных в законе, а эти государственные органы должны держать свои ликвидные средства на жиро-счете в Бундесбанке.
Немецкий Федеральный банк и Федеральное управление финансового надзора Германии вместе являются органами финансового регулирования Германии.
Годовой баланс ЦБ РФ за 2019 год приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Годовой баланс ЦБ РФ за 2019 год
Показатель | Значение, млн. руб. |
АКТИВЫ | |
1 Драгоценные металлы | 6 952 779 |
2 Средства, размещенные у нерезидентов и ценные бумаги иностранных эмитентов | 25 342 948 |
3 Кредиты и депозиты | 3 305 659 |
4 Ценные бумаги, из них: | 1 121 602 |
4.1 Долгосрочные обязательства Правительства РФ | 317 875 |
4.2 Ценные бумаги, приобретенные в целях участия в осуществлении мер по предупреждению банкроства | 701 140 |
5 Требования к МВФ | 1 537 338 |
6 Прочие активы,ж из них: | 2 252 748 |
6.1 Основные средства | 84 219 |
6.2 Авансовые платежи по налогу на прибыль | 131 |
Всего активов | 40 513 074 |
ПАССИВЫ | |
1 Наличные деньги в обращении | 10 616 469 |
2 Средства на счетах в Банке России, из них: | 16 951 714 |
2.1 Правительства РФ | 10 734 056 |
2.2 Кредитных организаций – резидентов | 4 273 927 |
3 Выпущенные ценные бумаги | 1 952 884 |
4 Обязательства перед МВФ | 1 363 959 |
5 Прочие пассивы | 190 562 |
6 Капитал, в том числе: | 9 437 486 |
6.1 Уставный капитал | 3 000 |
6.2 Резервы и фонды | 10 487 333 |
6.3 Убытки предшествующих лет | -870 278 |
6.4 Убыток отчетного года | -182 569 |
Всего пассивов | 40 513 074 |
При анализе годового баланса Центрального банка Российской Федерации выявлено, что наибольшую часть активов занимают средства, размещенные у нерезидентов и ценные бумаги иностранных эмитентов (62 %), а также требования к МВФ (рисунок 1).
Рисунок 1 – Структура активов ЦБ ФР в 2019 году
Наибольшая часть пассивов приходится на средства на счетах в банке России (42 %). Прочие пассивы и капитал ЦБ РФ занимают по 26 % и 23 % соответственно (рисунок 2).
Стоит также отметить, что в структуре капитала большую часть занимают резервы и фонды, как видно из таблицы 1.
В средствах на счетах в Банке России преобладают средства Правительства Российской Федерации, которые составили 10 734 056 млн. руб. в 2019 году.
Рисунок 2 – Структура пассивов ЦБ РФ в 2019 году
Литература
1 Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ
2 Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1-ФЗ
3 Банковское дело. - М.: Экономист, 2017. – 768 c.
4 Тавасиев, А. М. Банковское дело / А.М. Тавасиев. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 640 c.
5 Годовой отчет Банка России за 2019 год [Электронный ресурс] [Режим доступа] : https://cbr.ru/Collection/Collection/File/27873/ar_2019.pdf (дата обращения 15.11.2020)
ТК-4. Задание по теме: «Система государственного финансового контроля в России и за рубежом».
Вариант 3. Страховой надзор в России и зарубежных странах:
а) по закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации», дайте определения понятий в сфере страхования (субъекты страхового дела, органы страхового надзора, его цель и методы, виды лицензий);
б) приведите 2-3 примера отзыва лицензий у страховых организаций за последние годы, поясните их причины и факторы;
в) приведите данные о страховом надзоре в зарубежных странах или на международном уровне, укажите его отличия от российского страхового надзора;
г) дайте свою оценку необходимости страхового надзора в России; выявите его насущные проблемы, укажите пути совершенствования.
Субъект страхового дела – юридическое лицо не вправе использовать полностью обозначение, индивидуализирующее другой субъект страхового дела. Указанное положение не распространяется на дочерние общества и аффилированные лица субъекта страхового дела.
Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.
Задачами организации страхового дела являются:
- проведение единой государственной политики в сфере страхования;
- установление принципов страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.
Страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования.
Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию.
Единый государственный реестр субъектов страхового дела содержит сведения о субъекте страхового дела, его наименовании, месте нахождения, руководителе, об учредителях (акционерах, участниках), основной государственный регистрационный номер юридического лица, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, сведения о номере и дате выдачи лицензии, виде страховой деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, видах страхования, которые осуществляются в рамках соответствующего вида страховой деятельности (для страховых организаций и обществ взаимного страхования), о правилах страхования, принятых и утвержденных страховыми организациями и обществами взаимного страхования в рамках соответствующих видов страхования, о субъектах Российской Федерации, на территориях которых осуществляется деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, доменном имени и (или) сетевом адресе официального сайта субъекта страхового дела в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", филиалах и представительствах страховщика, их месте нахождения, принятии решения о приостановлении, возобновлении действия лицензии либо об отзыве лицензии, о назначении временной администрации и прекращении ее деятельности (дата и номер приказа органа страхового надзора и дата вступления его в силу), а также иные относящиеся к деятельности субъектов страхового дела сведения.
Органы страхового надзора –органы, контролирующие деятельность страховых организаций, которые осуществляют лицензирование страховой деятельности, проверку деятельности страховых компаний, обществ взаимного страхования, страховых брокеров и других профессиональных участников страхового рынка, следят за их платёжеспособностью, разрабатывают рекомендации по формированию и размещению страховщиками страховых резервов,