Файл: Дин из крупных органов государственного финансового контроля в рф, найдите информацию и представьте её в виде небольшого текста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
способствуют развитию страхования, в ряде случаев утверждают тарифы премий.
Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера –специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.
Лицензия выдается:
1) страховой организации на осуществление:
- добровольного страхования жизни;
- добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни;
- добровольного имущественного страхования;
- вида страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования;
- перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате;
2) перестраховочной организации на осуществление перестрахования;
3) обществу взаимного страхования на осуществление взаимного страхования в форме добровольного страхования, а в случаях, если в соответствии с федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования общество имеет право осуществлять обязательное страхование, в форме обязательного страхования;
4) страховому брокеру на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера.
Банк России 14 ноября отозвал лицензии ООО «Страховая компания «Витал-Полис». Это решение принято в связи с добровольным отказом страховщика от осуществления предусмотренной лицензиями деятельности.
Приказом Банка России от 13 ноября отозваны лицензии СК «Витал-Полис» на осуществление добровольного личного страхования (за исключением добровольного страхования жизни) и добровольного имущественного страхования. Таким образом, у компании отозваны все имеющиеся лицензии.
Как сообщало АСН в 2019 г., руководство компании планировало получить лицензию на ОСАГО, но в сентябре 2020 г. компания отказалась от страховой деятельности и передала портфель в «Русское страховое общество «Евроинс». «Витал-Полис» могла стать первым за 4 года новым игроком на рынке.
По данным Банка России, пик сборов «Витал-Полиса» пришелся на 2010 г. (сборы – 225 млн р., выплаты – 122 млн р.). Затем последовало резкое снижение сборов. В 2017 г. страховщик собрал 64 млн р. и выплатил 32 млн р. В 2018 г. сборы составили 27 млн р., выплаты – 49 млн р. В 2019 г. компания собрала 19 млн р. (142-е место в рэнкинге по сборам за этот период) и выплатила 17 млн р. За 6 месяцев 2020 г. «Витал-Полис» собрала 47,8 млн р.
Страховая компания «Железнодорожный страховой фонд» лишилась лицензии на добровольное личное страхование и добровольное имущественное страхование.
Лицензии отозваны в связи с отказом компании от деятельности. Банк России также отозвал аналогичные лицензии у ООО «Компания промышленно-торгового страхования».
Коренная реконструкция страхового рынка Польши началась в 1990 году. 28 июля 1990 г. был принят Закон о страховой деятельности. Данным нормативным актом была окончательно упразднена государственная монополия на страхование. Надзор за деятельностью страховых компаний был передан непосредственно Министерству финансов и входящему в его состав Департаменту по финансовым учреждениям. В 1993 году был создан Департамент по вопросам страхования.
Хотелось бы отметить, что первоначально Закон о страховой деятельности содержал лишь общие положения о выдаче лицензии страховым компаниям и отдельные нормы, касающиеся порядка предоставления финансовой отчетности.
Поправки, внесенные в Закон о страховой деятельности 8 июня 1995 г., привели к существенным изменениям как организационных, так и материальных ресурсов. В частности, была учреждена Государственная служба страхового надзора (PUNU), которая получила значительную часть надзорных функций Министерства финансов в сфере регулирования страхового дела.
Следующий этап реконструкции органа страхового надзора состоялся 1 марта 2002 г. Государственная служба страхового надзора была упразднена и ее функции переданы Комиссии по надзору за страхованием и пенсионными фондами (UNFE).
19 сентября 2006 г. Комиссия по надзору за страхованием и пенсионными фондами и Комитет по ценным бумагам и биржам были объединены в Комиссию по финансовому надзору (Komisja Nadzoru Finansowego (KNF))[4]. С 1 января 2008 г. в Комиссию вошли Комитет по банковскому надзору и Институт контроля электронных денег.
В соответствии с действующим законодательством Комиссия по финансовому надзору выполняет следующие основные задачи:
- принимает меры для правильного функционирования финансового рынка Польши;
- обеспечивает стабильность и конкурентоспособность рынка финансовых услуг;
- контролирует распространение полной и достоверной информации о состоянии дел на финансовом рынке;
- участвует в подготовке законопроектов;
- защищает интересы всех участников рынка и т. п.
На сегодняшний день польское законодательство о страховании включает в себя следующие нормативные правовые акты:
1) Закон от 21 июля 2006 г. «О надзоре на рынке финансовых услуг»;
2) Закон от 22 мая 2003 г. «О страховой деятельности»;
3) Закон от 22 мая 2003 г. «Об обязательном страховании»;
4) Закон от 22 мая 2003 г. «О страховых посредниках»;
5) Гражданский кодекс от 23 апреля 1964 г.;
6) Морской кодекс от 18 сентября 2001 г.;
7) постановление Министерства финансов от 23 декабря 2008 г. «Об определении правил бухгалтерской отчетности страховых компаний».
В 1993 году в Чешской Республике Законом «О чешском национальном банке» сформирован Чешский банк (Ceske narodni banka (CNB)), основной целью деятельности которого была поддержка общей экономической политики государства, ведущей к его устойчивому экономическому росту. 31 марта 2006 г. завершили работу Государственное управление по надзору в области страхования, Комиссия по ценным бумагам и Управление по надзору за кредитными союзами. Все функции данных государственных органов были переданы соответствующим отделам Чешского национального банка.
CNB дает оценку финансового положения страховщиков, включая соблюдение пруденциальных норм, выдает лицензии на право заниматься страховой деятельностью на территории Чехии, проверяет эффективность системы внутреннего контроля страховщика, а также контролирует его платежеспособность. Каждая страховая компания закреплена за отдельным инспектором CNB, который консультирует страховщиков, получает и анализирует все отчетные данные.
Нормативную базу Чешской Республики в области страхования составляют следующие основные документы:
1) Закон «О страховании» 2009 года;
2) Закон «О договоре страхования» 2004 года;
3) Закон «О финансовых конгломератах» 2005 года;
4) Указ «Об отчетности в страховании» 2009 года.
9 марта 1945 г. в Соединенных Штатах Америки был принят McCarran-Ferguson Act, в соответствии с которым «регулирование страхового дела в Соединенных Штатах — самостоятельное дело для пятидесяти штатов, а не для федеральных властей». Это означает, что в США отсутствует регулирование страхования на федеральном уровне и в каждом штате действует своя независимая система регулирования страхового дела. Между тем федеральные органы государственной власти вовлечены в некоторые аспекты страхования, связанные, например, с ядерным страхованием, с управлением федеральными программами страхования от наводнения, со страхованием зерновых культур. Кроме того, страхование в США подчинено федеральному антимонопольному законодательству. Такое положение дел связано с тем, что масштабность территории государства вызывает необходимость формирования финансово-экономических предпосылок развития штатов. «Являясь институциональным звеном экономики, страхование аккумулирует значительные финансовые ресурсы, сохранение которых в регионах обеспечивает их инвестиционный потенциал и соответствующее социально-экономическое развитие».
В США сформулированы общие принципы регулирования страхования, которые распространяются на штат (внутренние меры), на все штаты (федеральные меры), за пределы США (внешние меры). При этом регулирующий орган штата несет ответственность за признание страховщиков в соответствии с их статусом; определение требований к размеру капитала и платежеспособности; установление требований относительно резервов, налогообложения; закрепление формы страхового полиса; регулирование норм; надзор и контроль за распределением прибыли.
Координирующим и надзорным органом на федеральном уровне является Национальная ассоциация уполномоченных по вопросам страхования (National Association of Insurance Commissioners (NAIC)), которая объединяет регуляторов отдельных штатов и не является органом федеральной власти государства. В положениях Устава NAIC закреплены основные цели Национальной ассоциации уполномоченных по вопросам страхования: защита общественных интересов и интересов страхователей; поддержание здоровой конкуренции на рынке страховых услуг; содействие надежности, платежеспособности и финансовой стабильности страховых организаций; поддержка и совершенствование государственного регулирования страхования.
NAIC была создана инспекторами государственного страхования США в 1871 году в связи с необходимостью координации деятельности крупных страховщиков. Первым серьезным шагом в деятельности NAIC стала разработка единой финансовой отчетности страховых компаний.
Сегодня NAIC является форумом для разработки единой страховой политики государства. Деятельность NAIC направлена в первую очередь на гармонизацию законов государственного страхования. Для этого разработана принципиальная модель законопроектов, охватывающих различные стороны страхового дела, на основе которых законодательные органы штатов разрабатывают собственные законы. Федеральных законов о страховании и страховом надзоре в США нет.
В Канаде ответственность за государственное регулирование и надзор в области страхования совместно несут федеральные власти и власти отдельных провинций. Это обусловлено в первую очередь неоднородностью гражданского законодательства (например, в провинции Квебек практически без изменений действует Гражданский кодекс Наполеона 1804 года).
К полномочиям федеральных органов власти в области страхования относятся следующие вопросы:
- лицензирование, установление требований платежеспособности и надзор за крупными (федерально уполномоченными) страховыми компаниями;
- регулирование страхования на федеральном уровне;
- определение минимальных требований к размеру капитала для федерально уполномоченных страховщиков (размер капитала и резервов в общей сложности должен составлять не менее 2 млн канадских долларов для страхования жизни и не менее 1,5 млн канадских долларов для иных видов страхования (провинции могут установить более высокие требования к объему капитала));
- регулирование деятельности иностранных страховщиков;
- обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
К компетенции местных органов власти относятся следующие вопросы:
- лицензирование, надзор за страховыми компаниями, действующими только на территории данной провинции, включая установление требований к капиталу и платежеспособности страховщиков;
- надзор за морским и ядерным страхованием, для которых не требуется федеральной лицензии; — регистрация посредников (брокеров, агентов, продавцов и ликвидаторов убытков);
- обязательное страхование компенсаций рабочим.
Деятельность страховых компаний в Канаде регулируется Законом «О страховых компаниях», принятым 13 января 1991 г., в котором освящены следующие основные положения: создание, ликвидация и реорганизация страховых компаний; структура уставного капитала; корпоративное управление; право собственности и его ограничение; регулирование деятельности иностранных предприятий; регулирование деятельности провинциальных страховщиков; надзор за деятельностью страховщиков; санкции. Федеральным органом, осуществляющим надзор в области страхования, в Канаде является Департамент управления финансовых учреждений (Office of the Superintendent of Financial Institutions (OSFI)), который выступает единым регулирующим и надзорным органом над всеми финансовыми институтами Канады: банками, страховыми компаниями, инвестиционно-кредитными компаниями.
Сегодня к основным функциям OSFI в области страхования относятся:
- развитие и толкование действующего страхового законодательства;
- разработка и принятие основных принципов страхования;
- оценка безопасности и надежности страховых компаний;
- своевременная защита прав и законных интересов страхователей.
Контроль и надзор за страховыми организациями осуществляет Департамент страхового рынка Банка России.
Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера –специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.
Лицензия выдается:
1) страховой организации на осуществление:
- добровольного страхования жизни;
- добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни;
- добровольного имущественного страхования;
- вида страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования;
- перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате;
2) перестраховочной организации на осуществление перестрахования;
3) обществу взаимного страхования на осуществление взаимного страхования в форме добровольного страхования, а в случаях, если в соответствии с федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования общество имеет право осуществлять обязательное страхование, в форме обязательного страхования;
4) страховому брокеру на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера.
Банк России 14 ноября отозвал лицензии ООО «Страховая компания «Витал-Полис». Это решение принято в связи с добровольным отказом страховщика от осуществления предусмотренной лицензиями деятельности.
Приказом Банка России от 13 ноября отозваны лицензии СК «Витал-Полис» на осуществление добровольного личного страхования (за исключением добровольного страхования жизни) и добровольного имущественного страхования. Таким образом, у компании отозваны все имеющиеся лицензии.
Как сообщало АСН в 2019 г., руководство компании планировало получить лицензию на ОСАГО, но в сентябре 2020 г. компания отказалась от страховой деятельности и передала портфель в «Русское страховое общество «Евроинс». «Витал-Полис» могла стать первым за 4 года новым игроком на рынке.
По данным Банка России, пик сборов «Витал-Полиса» пришелся на 2010 г. (сборы – 225 млн р., выплаты – 122 млн р.). Затем последовало резкое снижение сборов. В 2017 г. страховщик собрал 64 млн р. и выплатил 32 млн р. В 2018 г. сборы составили 27 млн р., выплаты – 49 млн р. В 2019 г. компания собрала 19 млн р. (142-е место в рэнкинге по сборам за этот период) и выплатила 17 млн р. За 6 месяцев 2020 г. «Витал-Полис» собрала 47,8 млн р.
Страховая компания «Железнодорожный страховой фонд» лишилась лицензии на добровольное личное страхование и добровольное имущественное страхование.
Лицензии отозваны в связи с отказом компании от деятельности. Банк России также отозвал аналогичные лицензии у ООО «Компания промышленно-торгового страхования».
Коренная реконструкция страхового рынка Польши началась в 1990 году. 28 июля 1990 г. был принят Закон о страховой деятельности. Данным нормативным актом была окончательно упразднена государственная монополия на страхование. Надзор за деятельностью страховых компаний был передан непосредственно Министерству финансов и входящему в его состав Департаменту по финансовым учреждениям. В 1993 году был создан Департамент по вопросам страхования.
Хотелось бы отметить, что первоначально Закон о страховой деятельности содержал лишь общие положения о выдаче лицензии страховым компаниям и отдельные нормы, касающиеся порядка предоставления финансовой отчетности.
Поправки, внесенные в Закон о страховой деятельности 8 июня 1995 г., привели к существенным изменениям как организационных, так и материальных ресурсов. В частности, была учреждена Государственная служба страхового надзора (PUNU), которая получила значительную часть надзорных функций Министерства финансов в сфере регулирования страхового дела.
Следующий этап реконструкции органа страхового надзора состоялся 1 марта 2002 г. Государственная служба страхового надзора была упразднена и ее функции переданы Комиссии по надзору за страхованием и пенсионными фондами (UNFE).
19 сентября 2006 г. Комиссия по надзору за страхованием и пенсионными фондами и Комитет по ценным бумагам и биржам были объединены в Комиссию по финансовому надзору (Komisja Nadzoru Finansowego (KNF))[4]. С 1 января 2008 г. в Комиссию вошли Комитет по банковскому надзору и Институт контроля электронных денег.
В соответствии с действующим законодательством Комиссия по финансовому надзору выполняет следующие основные задачи:
- принимает меры для правильного функционирования финансового рынка Польши;
- обеспечивает стабильность и конкурентоспособность рынка финансовых услуг;
- контролирует распространение полной и достоверной информации о состоянии дел на финансовом рынке;
- участвует в подготовке законопроектов;
- защищает интересы всех участников рынка и т. п.
На сегодняшний день польское законодательство о страховании включает в себя следующие нормативные правовые акты:
1) Закон от 21 июля 2006 г. «О надзоре на рынке финансовых услуг»;
2) Закон от 22 мая 2003 г. «О страховой деятельности»;
3) Закон от 22 мая 2003 г. «Об обязательном страховании»;
4) Закон от 22 мая 2003 г. «О страховых посредниках»;
5) Гражданский кодекс от 23 апреля 1964 г.;
6) Морской кодекс от 18 сентября 2001 г.;
7) постановление Министерства финансов от 23 декабря 2008 г. «Об определении правил бухгалтерской отчетности страховых компаний».
В 1993 году в Чешской Республике Законом «О чешском национальном банке» сформирован Чешский банк (Ceske narodni banka (CNB)), основной целью деятельности которого была поддержка общей экономической политики государства, ведущей к его устойчивому экономическому росту. 31 марта 2006 г. завершили работу Государственное управление по надзору в области страхования, Комиссия по ценным бумагам и Управление по надзору за кредитными союзами. Все функции данных государственных органов были переданы соответствующим отделам Чешского национального банка.
CNB дает оценку финансового положения страховщиков, включая соблюдение пруденциальных норм, выдает лицензии на право заниматься страховой деятельностью на территории Чехии, проверяет эффективность системы внутреннего контроля страховщика, а также контролирует его платежеспособность. Каждая страховая компания закреплена за отдельным инспектором CNB, который консультирует страховщиков, получает и анализирует все отчетные данные.
Нормативную базу Чешской Республики в области страхования составляют следующие основные документы:
1) Закон «О страховании» 2009 года;
2) Закон «О договоре страхования» 2004 года;
3) Закон «О финансовых конгломератах» 2005 года;
4) Указ «Об отчетности в страховании» 2009 года.
9 марта 1945 г. в Соединенных Штатах Америки был принят McCarran-Ferguson Act, в соответствии с которым «регулирование страхового дела в Соединенных Штатах — самостоятельное дело для пятидесяти штатов, а не для федеральных властей». Это означает, что в США отсутствует регулирование страхования на федеральном уровне и в каждом штате действует своя независимая система регулирования страхового дела. Между тем федеральные органы государственной власти вовлечены в некоторые аспекты страхования, связанные, например, с ядерным страхованием, с управлением федеральными программами страхования от наводнения, со страхованием зерновых культур. Кроме того, страхование в США подчинено федеральному антимонопольному законодательству. Такое положение дел связано с тем, что масштабность территории государства вызывает необходимость формирования финансово-экономических предпосылок развития штатов. «Являясь институциональным звеном экономики, страхование аккумулирует значительные финансовые ресурсы, сохранение которых в регионах обеспечивает их инвестиционный потенциал и соответствующее социально-экономическое развитие».
В США сформулированы общие принципы регулирования страхования, которые распространяются на штат (внутренние меры), на все штаты (федеральные меры), за пределы США (внешние меры). При этом регулирующий орган штата несет ответственность за признание страховщиков в соответствии с их статусом; определение требований к размеру капитала и платежеспособности; установление требований относительно резервов, налогообложения; закрепление формы страхового полиса; регулирование норм; надзор и контроль за распределением прибыли.
Координирующим и надзорным органом на федеральном уровне является Национальная ассоциация уполномоченных по вопросам страхования (National Association of Insurance Commissioners (NAIC)), которая объединяет регуляторов отдельных штатов и не является органом федеральной власти государства. В положениях Устава NAIC закреплены основные цели Национальной ассоциации уполномоченных по вопросам страхования: защита общественных интересов и интересов страхователей; поддержание здоровой конкуренции на рынке страховых услуг; содействие надежности, платежеспособности и финансовой стабильности страховых организаций; поддержка и совершенствование государственного регулирования страхования.
NAIC была создана инспекторами государственного страхования США в 1871 году в связи с необходимостью координации деятельности крупных страховщиков. Первым серьезным шагом в деятельности NAIC стала разработка единой финансовой отчетности страховых компаний.
Сегодня NAIC является форумом для разработки единой страховой политики государства. Деятельность NAIC направлена в первую очередь на гармонизацию законов государственного страхования. Для этого разработана принципиальная модель законопроектов, охватывающих различные стороны страхового дела, на основе которых законодательные органы штатов разрабатывают собственные законы. Федеральных законов о страховании и страховом надзоре в США нет.
В Канаде ответственность за государственное регулирование и надзор в области страхования совместно несут федеральные власти и власти отдельных провинций. Это обусловлено в первую очередь неоднородностью гражданского законодательства (например, в провинции Квебек практически без изменений действует Гражданский кодекс Наполеона 1804 года).
К полномочиям федеральных органов власти в области страхования относятся следующие вопросы:
- лицензирование, установление требований платежеспособности и надзор за крупными (федерально уполномоченными) страховыми компаниями;
- регулирование страхования на федеральном уровне;
- определение минимальных требований к размеру капитала для федерально уполномоченных страховщиков (размер капитала и резервов в общей сложности должен составлять не менее 2 млн канадских долларов для страхования жизни и не менее 1,5 млн канадских долларов для иных видов страхования (провинции могут установить более высокие требования к объему капитала));
- регулирование деятельности иностранных страховщиков;
- обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
К компетенции местных органов власти относятся следующие вопросы:
- лицензирование, надзор за страховыми компаниями, действующими только на территории данной провинции, включая установление требований к капиталу и платежеспособности страховщиков;
- надзор за морским и ядерным страхованием, для которых не требуется федеральной лицензии; — регистрация посредников (брокеров, агентов, продавцов и ликвидаторов убытков);
- обязательное страхование компенсаций рабочим.
Деятельность страховых компаний в Канаде регулируется Законом «О страховых компаниях», принятым 13 января 1991 г., в котором освящены следующие основные положения: создание, ликвидация и реорганизация страховых компаний; структура уставного капитала; корпоративное управление; право собственности и его ограничение; регулирование деятельности иностранных предприятий; регулирование деятельности провинциальных страховщиков; надзор за деятельностью страховщиков; санкции. Федеральным органом, осуществляющим надзор в области страхования, в Канаде является Департамент управления финансовых учреждений (Office of the Superintendent of Financial Institutions (OSFI)), который выступает единым регулирующим и надзорным органом над всеми финансовыми институтами Канады: банками, страховыми компаниями, инвестиционно-кредитными компаниями.
Сегодня к основным функциям OSFI в области страхования относятся:
- развитие и толкование действующего страхового законодательства;
- разработка и принятие основных принципов страхования;
- оценка безопасности и надежности страховых компаний;
- своевременная защита прав и законных интересов страхователей.
Контроль и надзор за страховыми организациями осуществляет Департамент страхового рынка Банка России.