Файл: Рабочая программа коррекционно развивающего курса Психокоррекция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочая программа коррекционно – развивающего курса «Психокоррекция», 5-9 класс составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР);
Цель курса: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи курса:
-
формировать, развивать, совершенствовать и корректировать познавательные процессы (восприятия, внимания, памяти, мышления); -
формировать позитивную учебную мотивацию;\ -
развивать эмоционально-личностную сферу (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей). -
реализовывать комплексное психолого-медико-социального сопровождение обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК); -
осуществлять информационно-просветительскую и консультативную работу с родителями (законными представителями) обучающихся с ЗПР.
Коррекционный курс «Психокоррекция» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана. Программа предназначена для 5-9 класса и рассчитана на 174 учебных часов, по 1 часу в неделю со следующим распределением по классам:
5 класс – 35 часов,
6 класс – 35 часов,
7 класс- 35 часов,
8 класс – 35 часов,
9 класс – 34 часа
Методы обучения определяются по источникам информации и включают в себя следующие виды:
-
Методы объяснительно-иллюстративного обучения: чтение, рассказ, беседа, объяснение -
Методы репродуктивного обучения: упражнения. -
Методы проблемно-поискового обучения: проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический, или сократический), исследовательский, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций. -
Коммуникативные методы обучения: дискуссия, диалог. -
Имитационно-ролевые методы обучения: ролевая игра, тестирование, элементы аутотренинга
Программой предусмотрены следующие формы контроля.
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся.
Текущий:
- прогностический, т.е. проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
-пооперационный, т.е. контроль, за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящий в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполнения операций с образцом.
Итоговый
- Тестирование
- Практические задания
- Самооценка и самоконтроль определение обучающимся границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей.
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР.
Личностные результаты:
-
Положительное отношение к школе. -
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. -
Способность к оценке своей учебной деятельности. -
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. -
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. -
Способность адекватно оценивать причины своего успеха/неуспеха в учении. -
Готовность к дальнейшему профессиональному выбору, соответствующему интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Регулятивные УУД.
Обучающийся будет или сможет:
-
Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); -
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. -
Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент. -
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. -
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. -
Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД:
Обучающийся будет или сможет:
-
Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике. -
Использовать элементы причинно-следственного анализа; -
Исследовать несложные реальные связи и зависимости; -
Определять характеристики изучаемого объекта; выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки объектов; -
Извлекать нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся будет или сможет:
-
Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; -
Определять собственное отношение к явлениям современной жизни и формулировать свою точку зрения. -
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. -
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
• Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Метапредметные
Обучающийся будет или сможет:
-
Самостоятельно определять цели деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. -
Владеть навыками познавательной и учебной деятельности, способностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач. -
Самостоятельно ориентироваться в различных источниках информации и давать критическую оценку полученной информации. -
Самостоятельно принимать решения, определяющую стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей. -
Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов. -
Использовать адекватные языковые средства, ясно и логично излагать свою точку зрения.
Содержание программы
Развитие внимания.
Объём внимания. Устойчивость и концентрация, распределение внимания. Внимание произвольное и непроизвольное. Методы развития произвольного внимания.
Развитие отдельных видов памяти.
Виды памяти по способу запоминания, по времени запоминания. Приёмы эффективного запоминания. Техники запоминания. Зрительная и слуховая память, смысловая и механическая память. Мнемотехника.
Развитие мыслительных процессов.
Правильное значение слова. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Смысловые сочетания слов. Пространственные представления. Воображение. Суждения и умозаключения. Правила доказательства. Гибкость мышления. Виды отношений между понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Простые и сложные аналогии. Логические задачи. Вербальное и невербальное мышление.
Развитие активной речи.
Активный словарь. Словесные ассоциации. Сравнительные признаки. Обобщение. Аналогии. Смысловые сцепления частей текста. Общий смысл текста. Переносный смысл, выраженный в тексте. Главная мысль текста. Понимание и запоминание текста. Понимание пословиц. Сочинение сказок.
Учимся общаться.
Общение в жизни человека. Роль самопознания. Способность принимать друг друга, толерантность. Самооценка, её роль в самоанализе. Определение эмоциональных состояний других людей. Умение владеть своими эмоциями. Уверенность в себе. Уверенное и неуверенное поведение. Правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном месте. Виды общения: ритуальное, дружеское, деловое, личностное. Потребность и мотивы общения. Методы и приёмы активного слушания. Самоконтроль. Целеустремлённость.
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ | Дата | Тема занятия | Задачи | Содержание занятия |
1. | | «Зачем ты ходишь в школу?» | Определение уровня школьной мотивации | Анкета Лускановой Г.Е. |
2. | | «Как ты себя чувствуешь в школе?» | Определение уровня школьной тревожности | Тест Филлипса |
3. | | «Чему ты уже научился в школе?» | Определение уровня интеллектуального развития учащихся. | ТВИ |
4. | | Общение в жизни человека | Первоначальное понятие о значении общения в жизни человека. Принятие правил проведения занятий. | 1)Знакомство с целями курса. 2)Принятие правил 3)Тест «Коэффициент моей общительности». |
5. | | Зачем нужно знать себя? | Создание мотивации на познание самих себя. Формирование представлений о себе. | «Цвет настроения» Самоанализ «Кто я? Какой я?» «Горячий стул» |
6. | | Я глазами других | Формирование способности к самоанализу. Развитие способности принимать друг друга. | «Твоё имя», игра «Ассоциации» |
7. | | Мои внутренние друзья и мои внутренние враги | Определение эмоциональных состояний других людей, тренировка умения владеть своими эмоциями | Определение понятия эмоции, роль эмоций: положительные и отрицательные. Игры: «Угадай эмоцию», «Назови эмоцию», «Изобрази эмоцию» |
8. | | Уверенное и неуверенное поведение. | Понятие сильной личности; выработка уверенного поведения; формирование отношения к агрессии. Понятие целеустремлённой личности | Игра «Зубы и мясо», тест «Как я ориентируюсь в разных ситуациях». Игра «Вопрос-ответ», игра «Поводырь» |
9. | | Как научиться учиться? | Обучение приёмами учебной деятельности. Знакомство с требованиями основной школы. | «Сходство и различие «Правило 6П» «Отложенный контроль» «Слоёный пирог» Игровой тренинг «Вижу, слышу, ощущаю» |
10. | | Объём внимания | Восприятие объекта в целом, восприятие нескольких объектов одновременно. Расширение объёма внимания | Найди предметы. Сложи фигуры. Найди одинаковые множества. Чего больше? |
11. | | Устойчивость внимания | Диагностика устойчивости внимания, повышение уровня развития устойчивости внимания. | «Тест простых поручений». «Графический диктант». Игра «Муха» |
12. | | Распределение внимания | Диагностика распределения внимания, повышение уровня развития распределения внимания. | Таблицы Шульта, «Найди фигуры» |
13. | | Произвольность внимания | Повышение уровня развития произвольности внимания. | Методика «Домик», корректурная проба, «Найди слова» |
14. | | Секреты нашей памяти | Развитие произвольного восприятия и воспроизведения, развитие слуховой механической памяти, расширение объёма и развития зрительной памяти. | «Узнавание фигур». «Снежный ком», «Спрятанные числа» |
15. | | Техники запоминания | Диагностика способности к логическому запоминанию Развитие различных видов памяти. | Методика «10 пар слов Игра – соревнование «Слова по теме» Игра«Снежный ком» «Рассказ в числах» «Логическое объединение» |
16. | | Техники запоминания | Развитие ассоциативной память | Методика «Пиктограмма» «Нарисуй рассказ» |
17. | | Эффективные приёмы запоминания | Овладение приёмами запоминания: «опорные слова», слова- «связки», план к тексту. | Запомни текст по опорным слова. Запомни предложения с помощью слов-связок. |
18. | | «Дерево памяти» | Обобщение знаний учащихся о приёмах развития различных видов памяти. | Игра «Что изменилось?», пиктограммы, «Связки» |
19. | | Смысловые сочетания слов. | Понятие о грамматическом окружении слов, смысловом сочетании. | Упражнения на понимание смысловых сочетаний и подбор слов. |
20. | | Смысловые сцепления частей текста | Отработка навыков находить смысловые сцепления в тексте. | «Подбери пару», «Собери пословицы» |
21. | | Общий смысл текста | Выделение главной мысли в тексте | Понимание главной мысли пословиц и поговорок. |
22. | | Переносный смысл текста. | Формирование умений связывать конкретную мысль в тексте с общим смыслом, отражающим переносный смысл. | Выделение переносного смысла в притчах и баснях |
23. | | Учимся понимать и запоминать текст. | Формирование умений отвечать на вопросы по тексту. | Анализ текста «Разговоры в зоопарке» |
24. | | Словесные ассоциации. | Формирование умений подбирать слова-ассоциации. | Игра «Словесные ассоциации» (с ограничение и без ограничения) |
25. | | Сравнительные признаки. | Понятие о признаках предметов. Сравнение предметов по различным признакам. | Выделение общих и отличительных признаков. |
26. | | Обобщение. | Формирование умений учащихся обобщать. | «Найди общее» «Назови одним словом» |
27. | | Аналогии. | Формирование умений находить по аналогии с образцом соответствующие признаки предметов. | Игра «Аналогии» |
28. | | Аналитико-синтетическая деятельность | Диагностика способности к анализу и обобщению информации Развитие приёмов аналитико-синтетической деятельности. | Диагностика уровня развития мыслительных операций и мотивация детей на развитие мышления Тест Э.Ф. Замбацявичене Игра «Найди слово» |
29. | | Учимся задавать вопросы | Обучение приёмам постановки различных вопросов Формирование умения анализировать в вопросительной форме Развитие познавательной активности | Анализ вопросов. Придумать вопросы к тексту. Игра «Больше вопросов» |
30. | | Учимся отвечать на вопросы | Формирование умений строить суждения как ответ на вопрос Развитие умения ориентироваться в тексте. | Игра «Да - нет» Игра «Поиск» |
31. | | Классификация | Обучение приёмам классификации объектов по нескольким признакам. Развитие навыков планирования. | Поиск оснований для классификации. Игра на динамичность мышления |
32. | | Построение алгоритма решения заданий | Формирование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение) | Игра «Найди девятый» Конструирование плана-алгоритма. Игра «Перепутанный сюжет» |
33. | | Цепочка рассуждения | Обучение построению суждений. Развитие логической связной речи. | Определение понятий с несколькими видовыми признаками. Упражнения в построении суждений при определении понятий. Построение суждений при ответе на вопрос. |
34. | | Правила доказательства | Обучение построению умозаключений Развитие аналитико-синтетических действий | Постановка проблемного вопроса. Построение доказательства Игра «Доказательство цепочки» |
35. | | Заключительное занятие. | Диагностика уровня развития познавательных способностей. | |
6 класс
№ | Дата | Тема занятия | Содержание занятия |
| | Вводное занятие. Диагностическое. | Диагностика уровня развития отдельных свойств внимания, слуховой и зрительной памяти. |
| | Диагностическое | Диагностика уровня развития вербального мышления. Уровня учебной мотивации. |
| | Повторение. Правильное значение слова. | Понимание значение слова. Многозначные слова. Синонимы. |
| | Повторение. Понимание текста | Смысловые сочетания слов. Смысловые сцепления частей текста. Общий смысл текста. Переносный смысл, выраженный в тексте. Главная мысль текста. Понимание и запоминание текста. |
| | Признаки и свойства предметов и объектов | Упражнения на тренировку умений выделять существенные и несущественные признаки предметов и объектов. Игра «Ассоциации» |
| | Признаки. Свойства и качества предметов и объектов. | Сравнительные признаки предметов и понятий. Игра «Определи свойства предмета» |
| | Активный словарь | Обогащение и расширение вербального опыта учащихся, их общей осведомлённости. |
| | Сравнение | Развитие умений сравнивать объекты и понятия между собой. Развитие устойчивости и распределения внимания. Игра «Сколько объектов в поле зрения» |
| | Сходство (Аналогии) | Развитие умений находить сходство между объектами и в отношениях между ними. |
10 | | Отношения между понятиями. Род-вид. Родовидовые отношения между понятиями. | Развитие навыков логического запоминания. Понятия «род» и «вид» |
11. | | Родовидовые отношения. Определение правильных обобщений | Развитие умений находить новые свойства предметов, умений правильно находить обобщающие понятия. Развитие творческого мышления |
12. | | Обобщение и ограничение понятий | Развитие ассоциативного понятия. Обучение мыслительным действиям: обобщение и ограничение понятий. |
13. | | Обобщение и ограничение понятий | Развитие активного словаря. Развитие творческого мышления, мыслительных действий по обобщению и ограничению понятий. |
14. | | Виды памяти | Развитие отдельных видов памяти. Механическое запоминание. Ассоциации. Игры: «Снежный ком», «Рассказ в числах» |
15. | | Техника запоминания | Обучение способам развития различных видов памяти, развитие умения применять способы запоминания при выполнении заданий. Упр. «Что изменилось?», «Опорные слова», игра «Связки», «План к тексту» |
16. | | Воображение | Упражнения: «Раздумья о словах» «От точки к точке», игра «Новая жизнь старых вещей» «Придумай животное» |
17. | | Воображение | Игра «Истории и сказки» |
18. | | Внимание | Развитие отдельных свойств внимания: концентрации и распределения. Упражнение «Наблюдатели», «Пишущая машинка», «Слушай и исполняй» |
19. | | Устойчивость внимания Объём внимания | Выполнение упражнений на развитие устойчивости внимания: «Запретный номер», «Корректурная проба», «Лови ошибку» Выполнение упражнений на повышения объёма внимания |
20. | | Анализ и обобщение информации | Развитие приёмов аналитико-синтетической деятельности: «Найди девятого», «Матрицы Равена». Установление аналогии «Найди слово» |
21. | | Классификация | Обучение приёмам классификации объектов, развитие навыков планирования, формирование связной речи |
22. | | Отношения между понятиями: род - вид | Выполнение упражнений на подбор понятий, определяющих родо-видовые отношения между понятиями |
23. | | Учимся давать определения | Овладение алгоритмом определения понятий; развитие связной речи; развитие функции обобщения. |
24. | | Цепочка рассуждения | Обучение построению суждения, развитие логической связной речи |
25. | | Правила доказательства | Обучение построению умозаключений, развитие аналитико-синтетических действий. формирование связной речи |
26. | | Логические и арифметические задачи | Развитие навыков построения суждения и умозаключения |
27. | | Проблемные задачи | Обучение приёмам планирования при решении проблемных задач; развитие действий логического анализа и обобщения; активизация мыслительной деятельности и формирование познавательного интереса к решению логических задач |
28. | | Письменная речь | Развитие связной письменной речи; обучение приёмам планирования письменных работ |
29. | | Устная речь | Развитие связной устной речи, обучение приёмам построения плана устного ответа |
30. | | Пресс-конференция | Преодоление тревожности при монологическом выступлении, развитие связной речи, расширение словарного запаса и кругозора |
31. | | Доклад | Знакомство с приёмами построения доклада; развитие связной речи. |
32. | | Наука отдыхать | Знакомство с приёмами релаксации, обучение приёмам организации отдыха. |
33. | | Проектируем будущее | Построение образовательного маршрута с учётом интересов и способностей. |
34. | | Диагностическое занятие | Диагностика уровня развития отдельных свойств внимания и видов памяти |
35. | | Диагностическое занятие | Диагностика уровня развития логического мышления |