Файл: Рабочая программа коррекционно развивающего курса Психокоррекция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рабочая программа коррекционно – развивающего курса «Психокоррекция», 5-9 класс составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР);

Цель курса: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.

Задачи курса:

  • формировать, развивать, совершенствовать и корректировать познавательные процессы (восприятия, внимания, памяти, мышления);

  • формировать позитивную учебную мотивацию;\

  • развивать эмоционально-личностную сферу (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).

  • реализовывать комплексное психолого-медико-социального сопровождение обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);

  • осуществлять информационно-просветительскую и консультативную работу с родителями (законными представителями) обучающихся с ЗПР.

Коррекционный курс «Психокоррекция» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана. Программа предназначена для 5-9 класса и рассчитана на 174 учебных часов, по 1 часу в неделю со следующим распределением по классам:

5 класс – 35 часов,

6 класс – 35 часов,

7 класс- 35 часов,

8 класс – 35 часов,

9 класс – 34 часа

Методы обучения определяются по источникам информации и включают в себя следующие виды:

  • Методы объяснительно-иллюстративного обучения: чтение, рассказ, беседа, объяснение

  • Методы репродуктивного обучения: упражнения.

  • Методы проблемно-поискового обучения: проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический, или сократический), исследовательский, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций.

  • Коммуникативные методы обучения: дискуссия, диалог.

  • Имитационно-ролевые методы обучения: ролевая игра, тестирование, элементы аутотренинга


Программой предусмотрены следующие формы контроля.

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся.

Текущий:

- прогностический, т.е. проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

-пооперационный, т.е. контроль, за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящий в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполнения операций с образцом.

Итоговый

- Тестирование

- Практические задания

- Самооценка и самоконтроль определение обучающимся границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей.

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР.

Личностные результаты:

  • Положительное отношение к школе.

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

  • Способность к оценке своей учебной деятельности.

  • Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

  • Способность адекватно оценивать причины своего успеха/неуспеха в учении.

  • Готовность к дальнейшему профессиональному выбору, соответствующему интересам, склонностям, состоянию здоровья.

Регулятивные УУД.

Обучающийся будет или сможет:

  • Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

  • Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

  • Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.


Познавательные УУД:

Обучающийся будет или сможет:

  • Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.

  • Использовать элементы причинно-следственного анализа;

  • Исследовать несложные реальные связи и зависимости;

  • Определять характеристики изучаемого объекта; выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • Извлекать нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

Коммуникативные УУД:

Обучающийся будет или сможет:

  • Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • Определять собственное отношение к явлениям современной жизни и формулировать свою точку зрения.

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

• Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Метапредметные

Обучающийся будет или сможет:

  1. Самостоятельно определять цели деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

  2. Владеть навыками познавательной и учебной деятельности, способностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач.

  3. Самостоятельно ориентироваться в различных источниках информации и давать критическую оценку полученной информации.

  4. Самостоятельно принимать решения, определяющую стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей.

  5. Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов.

  6. Использовать адекватные языковые средства, ясно и логично излагать свою точку зрения.


Содержание программы

Развитие внимания.

Объём внимания. Устойчивость и концентрация, распределение внимания. Внимание произвольное и непроизвольное. Методы развития произвольного внимания.

Развитие отдельных видов памяти.

Виды памяти по способу запоминания, по времени запоминания. Приёмы эффективного запоминания. Техники запоминания. Зрительная и слуховая память, смысловая и механическая память. Мнемотехника.

Развитие мыслительных процессов.

Правильное значение слова. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Смысловые сочетания слов. Пространственные представления. Воображение. Суждения и умозаключения. Правила доказательства. Гибкость мышления. Виды отношений между понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Простые и сложные аналогии. Логические задачи. Вербальное и невербальное мышление.

Развитие активной речи.

Активный словарь. Словесные ассоциации. Сравнительные признаки. Обобщение. Аналогии. Смысловые сцепления частей текста. Общий смысл текста. Переносный смысл, выраженный в тексте. Главная мысль текста. Понимание и запоминание текста. Понимание пословиц. Сочинение сказок.

Учимся общаться.

Общение в жизни человека. Роль самопознания. Способность принимать друг друга, толерантность. Самооценка, её роль в самоанализе. Определение эмоциональных состояний других людей. Умение владеть своими эмоциями. Уверенность в себе. Уверенное и неуверенное поведение. Правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном месте. Виды общения: ритуальное, дружеское, деловое, личностное. Потребность и мотивы общения. Методы и приёмы активного слушания. Самоконтроль. Целеустремлённость.

Календарно-тематическое планирование

5 класс



Дата

Тема

занятия

Задачи

Содержание

занятия

1.




«Зачем ты ходишь в школу?»

Определение уровня школьной мотивации

Анкета Лускановой Г.Е.

2.




«Как ты себя чувствуешь в школе?»

Определение уровня школьной тревожности

Тест Филлипса

3.




«Чему ты уже научился в школе?»

Определение уровня интеллектуального развития учащихся.

ТВИ

4.




Общение в жизни человека

Первоначальное понятие о значении общения в жизни человека. Принятие правил проведения занятий.

1)Знакомство с целями курса.

2)Принятие правил

3)Тест «Коэффициент моей общительности».

5.




Зачем нужно знать себя?

Создание мотивации на познание самих себя. Формирование представлений о себе.

«Цвет настроения»

Самоанализ «Кто я? Какой я?» «Горячий стул»

6.




Я глазами других

Формирование способности к самоанализу. Развитие способности принимать друг друга.

«Твоё имя», игра «Ассоциации»

7.




Мои внутренние друзья и мои внутренние враги

Определение эмоциональных состояний других людей, тренировка умения владеть своими эмоциями

Определение понятия эмоции, роль эмоций: положительные и отрицательные. Игры: «Угадай эмоцию», «Назови эмоцию», «Изобрази эмоцию»

8.




Уверенное и неуверенное поведение.

Понятие сильной личности; выработка уверенного поведения; формирование отношения к агрессии. Понятие целеустремлённой личности

Игра «Зубы и мясо», тест «Как я ориентируюсь в разных ситуациях». Игра «Вопрос-ответ», игра «Поводырь»

9.




Как научиться учиться?

Обучение приёмами учебной деятельности.

Знакомство с требованиями основной школы.

«Сходство и различие

«Правило 6П»

«Отложенный контроль»

«Слоёный пирог»

Игровой тренинг «Вижу, слышу, ощущаю»


10.




Объём внимания

Восприятие объекта в целом, восприятие нескольких объектов одновременно. Расширение объёма внимания

Найди предметы. Сложи фигуры. Найди одинаковые множества. Чего больше?

11.




Устойчивость внимания

Диагностика устойчивости внимания, повышение уровня развития устойчивости внимания.

«Тест простых поручений». «Графический диктант». Игра «Муха»

12.




Распределение внимания

Диагностика распределения внимания, повышение уровня развития распределения внимания.

Таблицы Шульта, «Найди фигуры»

13.




Произвольность внимания

Повышение уровня развития произвольности внимания.

Методика «Домик», корректурная проба, «Найди слова»

14.




Секреты нашей памяти

Развитие произвольного восприятия и воспроизведения, развитие слуховой механической памяти, расширение объёма и развития зрительной памяти.

«Узнавание фигур».

«Снежный ком», «Спрятанные числа»

15.




Техники запоминания

Диагностика способности к логическому запоминанию

Развитие различных видов памяти.

Методика «10 пар слов

Игра – соревнование «Слова по теме»

Игра«Снежный ком»

«Рассказ в числах»

«Логическое объединение»

16.




Техники запоминания

Развитие ассоциативной память

Методика «Пиктограмма»

«Нарисуй рассказ»

17.




Эффективные приёмы запоминания

Овладение приёмами запоминания: «опорные слова», слова- «связки», план к тексту.

Запомни текст по опорным слова.

Запомни предложения с помощью слов-связок.

18.




«Дерево памяти»

Обобщение знаний учащихся о приёмах развития различных видов памяти.

Игра «Что изменилось?», пиктограммы, «Связки»

19.




Смысловые сочетания слов.

Понятие о грамматическом окружении слов, смысловом сочетании.

Упражнения на понимание смысловых сочетаний и подбор слов.

20.




Смысловые сцепления частей текста

Отработка навыков находить смысловые сцепления в тексте.

«Подбери пару», «Собери пословицы»

21.




Общий смысл текста

Выделение главной мысли в тексте

Понимание главной мысли пословиц и поговорок.

22.




Переносный смысл текста.

Формирование умений связывать конкретную мысль в тексте с общим смыслом, отражающим переносный смысл.

Выделение переносного смысла в притчах и баснях

23.




Учимся понимать и запоминать текст.

Формирование умений отвечать на вопросы по тексту.

Анализ текста «Разговоры в зоопарке»

24.




Словесные ассоциации.

Формирование умений подбирать слова-ассоциации.

Игра «Словесные ассоциации» (с ограничение и без ограничения)

25.




Сравнительные признаки.

Понятие о признаках предметов. Сравнение предметов по различным признакам.

Выделение общих и отличительных признаков.

26.




Обобщение.

Формирование умений учащихся обобщать.

«Найди общее»

«Назови одним словом»

27.




Аналогии.

Формирование умений находить по аналогии с образцом соответствующие признаки предметов.

Игра «Аналогии»

28.




Аналитико-синтетическая деятельность

Диагностика способности к анализу и обобщению информации

Развитие приёмов аналитико-синтетической деятельности.

Диагностика уровня развития мыслительных операций и мотивация детей на развитие мышления

Тест Э.Ф. Замбацявичене

Игра «Найди слово»

29.




Учимся задавать вопросы

Обучение приёмам постановки различных вопросов

Формирование умения анализировать в вопросительной форме

Развитие познавательной активности

Анализ вопросов.

Придумать вопросы к тексту.

Игра «Больше вопросов»

30.




Учимся отвечать на вопросы

Формирование умений строить суждения как ответ на вопрос

Развитие умения ориентироваться в тексте.

Игра «Да - нет»

Игра «Поиск»


31.




Классификация

Обучение приёмам классификации объектов по нескольким признакам. Развитие навыков планирования.

Поиск оснований для классификации.

Игра на динамичность мышления

32.




Построение алгоритма решения заданий

Формирование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение)

Игра «Найди девятый»

Конструирование плана-алгоритма.

Игра «Перепутанный сюжет»

33.




Цепочка рассуждения

Обучение построению суждений.

Развитие логической связной речи.

Определение понятий с несколькими видовыми признаками. Упражнения в построении суждений при определении понятий.

Построение суждений при ответе на вопрос.

34.




Правила доказательства

Обучение построению умозаключений

Развитие аналитико-синтетических действий

Постановка проблемного вопроса.

Построение доказательства

Игра «Доказательство цепочки»

35.




Заключительное занятие.

Диагностика уровня развития познавательных способностей.







6 класс



Дата

Тема занятия

Содержание занятия






Вводное занятие. Диагностическое.

Диагностика уровня развития отдельных свойств внимания, слуховой и зрительной памяти.






Диагностическое

Диагностика уровня развития вербального мышления. Уровня учебной мотивации.






Повторение. Правильное значение слова.

Понимание значение слова. Многозначные слова. Синонимы.






Повторение. Понимание текста

Смысловые сочетания слов. Смысловые сцепления частей текста. Общий смысл текста. Переносный смысл, выраженный в тексте. Главная мысль текста. Понимание и запоминание текста.






Признаки и свойства предметов и объектов

Упражнения на тренировку умений выделять существенные и несущественные признаки предметов и объектов.

Игра «Ассоциации»






Признаки. Свойства и качества предметов и объектов.

Сравнительные признаки предметов и понятий. Игра «Определи свойства предмета»






Активный словарь

Обогащение и расширение вербального опыта учащихся, их общей осведомлённости.






Сравнение

Развитие умений сравнивать объекты и понятия между собой.

Развитие устойчивости и распределения внимания. Игра «Сколько объектов в поле зрения»






Сходство (Аналогии)

Развитие умений находить сходство между объектами и в отношениях между ними.

10




Отношения между понятиями. Род-вид. Родовидовые отношения между понятиями.

Развитие навыков логического запоминания. Понятия «род» и «вид»

11.




Родовидовые отношения. Определение правильных обобщений

Развитие умений находить новые свойства предметов, умений правильно находить обобщающие понятия. Развитие творческого мышления

12.




Обобщение и ограничение понятий

Развитие ассоциативного понятия. Обучение мыслительным действиям: обобщение и ограничение понятий.


13.




Обобщение и ограничение понятий

Развитие активного словаря.

Развитие творческого мышления, мыслительных действий по обобщению и ограничению понятий.

14.




Виды памяти

Развитие отдельных видов памяти.

Механическое запоминание. Ассоциации. Игры: «Снежный ком», «Рассказ в числах»

15.




Техника запоминания

Обучение способам развития различных видов памяти, развитие умения применять способы запоминания при выполнении заданий. Упр. «Что изменилось?», «Опорные слова», игра «Связки», «План к тексту»

16.




Воображение

Упражнения: «Раздумья о словах»

«От точки к точке», игра «Новая жизнь старых вещей»

«Придумай животное»

17.




Воображение

Игра «Истории и сказки»

18.




Внимание

Развитие отдельных свойств внимания: концентрации и распределения. Упражнение «Наблюдатели», «Пишущая машинка», «Слушай и исполняй»

19.




Устойчивость внимания

Объём внимания


Выполнение упражнений на развитие устойчивости внимания: «Запретный номер», «Корректурная проба», «Лови ошибку»

Выполнение упражнений на повышения объёма внимания

20.




Анализ и обобщение информации

Развитие приёмов аналитико-синтетической деятельности: «Найди девятого», «Матрицы Равена». Установление аналогии «Найди слово»

21.




Классификация

Обучение приёмам классификации объектов, развитие навыков планирования, формирование связной речи

22.




Отношения между понятиями: род - вид

Выполнение упражнений на подбор понятий, определяющих родо-видовые отношения между понятиями

23.




Учимся давать определения

Овладение алгоритмом определения понятий; развитие связной речи; развитие функции обобщения.

24.




Цепочка рассуждения

Обучение построению суждения, развитие логической связной речи

25.




Правила доказательства

Обучение построению умозаключений, развитие аналитико-синтетических действий. формирование связной речи

26.




Логические и арифметические задачи

Развитие навыков построения суждения и умозаключения

27.




Проблемные задачи

Обучение приёмам планирования при решении проблемных задач; развитие действий логического анализа и обобщения; активизация мыслительной деятельности и формирование познавательного интереса к решению логических задач

28.




Письменная речь

Развитие связной письменной речи; обучение приёмам планирования письменных работ

29.




Устная речь

Развитие связной устной речи, обучение приёмам построения плана устного ответа

30.




Пресс-конференция

Преодоление тревожности при монологическом выступлении, развитие связной речи, расширение словарного запаса и кругозора

31.




Доклад

Знакомство с приёмами построения доклада; развитие связной речи.

32.




Наука отдыхать

Знакомство с приёмами релаксации, обучение приёмам организации отдыха.

33.




Проектируем будущее

Построение образовательного маршрута с учётом интересов и способностей.

34.




Диагностическое занятие

Диагностика уровня развития отдельных свойств внимания и видов памяти

35.




Диагностическое занятие

Диагностика уровня развития логического мышления