Файл: Книга предназначается для студентов специальности Промышленное и гражданское строительстве.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 300
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Под фундамент был выкопан котлован диаметром 20 м и глубиной 4 м с пандусом. В котловане были установлены ларь для цемента и бак для воды, смонтирован центробежный насос для подачи воды и смеситель установки.
На 12.14 показана схема организации работ по устройству грунтобетонных свай. Рабочие предварительно регулировали вертикальность мачты с помощью аутригеров, Моторист включал насос для подачи воды в смеситель. Затем рабочие загружали в бункер цемент, моторист включал винтовой транспортер, и цемент поступал в смеситель, где приготовлялась суспензия. После подачн всего цемента в смеситель включали электродвигатель, вращавший штангу, а при погружении рабочего органа приводили в действие растворонасос, нагнетавший в грунт водоцементную суспензию. Весь цикл изготовления сваи занял 38 мин.
Сваи изготовляли при следующем режиме работы агрегата: число оборотов рабочего органа п = 82 об/мин; величина подачи за каждый оборот составила 8 мм; число проходок К=\. В сравнении с устройством уплотнения основания грунтовыми сваями был достигнут значительный эффект (табл. 12.3).
Буронабивные сваи с уширенной пятой
§ 1. Сваи с уширенной пятой, образованные механическим разбуриванием
Общие сведения. Буронабивные сваи с уширенной пятой, образованные механическим разбуриванием, а также без уширення устраивают в маловлажных связных, устойчивых грунтах без обсадки стенок скважин. Такой метод устройства свай, условно называемый сухим, относится только к способу бурения скважин в отличие от «мокрого» способа бурения их и бетонирования под глинистым раствором.
Учитывая применяемую в практике терминологию, будем относить к сухому способу бурение скважин только для тех буронабивных свай, пяты у которых образуют с помощью механического уширителя.
Технология изготовления таких свай в СССР была разработана в начале 60-х годов. В последнее время для изготовления буронабивных свай применяют специальное оборудование, благодаря чему описываемый вид свай стал преобладающим среди набивных. Особенно широко применялся буронабивной метод на строительстве Камского автозавода в г. Набережные Челны и на сооружении завода Атоммаш.
Ниже описан опыт устройства буронабивных свай с применением спецоборудования и приведены примеры изготовления свай с помощью буровых установок общего назначения.
Конструкции свайных фундаментов. При строительстве нескольких корпусов КамАЗа буронабивные сваи были применены взамен столбчатых фундаментов. . Сваи, прорезающие 13-метровую толщу просадочных грунтов, опираются на непроса-дочные грунты. Сваи диаметром 0,6 м устроены с уширением 1,6 м, а диаметром 1—1,2 м—'без уширения
Сваи под фахверковые стойки выполняют без ростверка, а под другие колонны, в зависимости от нагрузок, ростверк объединяет 2—4 сваи. Размеры ростверка в плане определяются габаритами куста свай, а по высоте—заделкой анкеров под .колонны (обычно его принимают 1—1,5 м с подколенником высотой 1 м).
Технология работ. Вначале производят разбивку свайного поля и устраивают временные дороги.
На 13.1 и 13.2 показаны технологические схемы устройства свай диаметром 1 и 1,2 -м без уширения установками СО-1000/1200 и диаметром 0,6 м с уширенной пятой с помощью установки СО-2 в устойчивых грунтах, начиная с установки арматурного каркаса. Этой операции предшествуют работы по бурению лидерной скважины, замена кондуктора обсадным патрубком, бурение скважины и устройство уширения.
Бурение скважин. Перед началом бурения на грунт устанавливают и закрепляют анкерными кольями специальный кондуктор (13.3), фиксирующий положение скважины в плане. Кондуктор можно заменить обсадным патрубком после бурения скважины на глубину не менее 1 —1,5 м. Если скважину бурят после укладки бетонной подготовки под растверк, в ней делают отверстия по шаблону. Затем в скважину подают бетон.
При устройстве куста свай, если расстояние между ними (в све« ту между уширениями) меньше 1,4 м, бурить смежные скважины разрешается только через 8 ч после укладки бетона в предыдущие. Бурение следует вести циклично, грунт с породозабирающего инструмента очищают шнекоочистителем. (Каретка очистного приспособления перемещается по направляющим копровой стрелы). На косынках, приваренных к каретке, укреплены шарнирно два рычага и ролик. Профиль рычагов соответствует профилю трубы шнека (13.4 на с. 238).
В рабочем состоянии разведенные рычаги не касаются шнека. После набора грунта и его извлечения из скважины рычаги охватывают шнековую трубу и перекрывают винтовую спираль. При вращении шнека рычаги, последовательно перемещаясь по спирали, очищают шнек от грунта. Ролик облегчает прохождение рычагов по спирали при наличии неровностей. По окончании очисткк рычаги разводят в стороны.
Из нескольких типов уширителей более распространен трехно жевой (13.5), состоящий из штанги, режущих лопастей и грунтовой бадьи. Бадья высотой 0,7 м имеет откидное дно.
При разработке уширения скважины ножи раскрываются под действием массы штанги и срезают грунт, который ссыпается в бадью.
По мере заполнения бадьи (8—12 оборотов) уширитель извлекают на поверхность и разгружают бадью. Эту операцию повторяют 7—& раз.
Выбуренный грунт грузят в автосамосвалы грейфером вместимостью 0,5 м3 на базе экскаватора или тр акторопогрузчиком.
Погружать армокаркас в скважину во избежание ее повреждения нужно строго вертикально.
Бетонирование свай. После выверки и закрепления каркаса монтируют бункер с бетонолитными трубами и укладывают в
скважину бетонную смесь. Для приготовления смеси используют цементы марок 300 и 400, пригодные для получения гидротехнического бетона. Заполнители должны удовлетворять требованиям для тяжелого бетона. Консистенция смеси должна соответствовать осадке нормального конуса в пределах 18—20 см.
Для пластификации бетона и замедления его схватывания в летнее время в смесь добавляют сульфитно-спиртовую барду (0,2—1% от массы цемента). Бетонная смесь должна быть однородной и не расслаиваться при перевозке.
В глубокие скважины бгтон укладывают методом вертикально перемещающейся трубы. Бетонолитную трубу устанавливают с таким расчетом, чтобы нижний ее конец был выше дна скважины.
Бетонолитная труба, работающая но принципу «труба в ipy6e», состоит из двух частей: приемного бункера 2 м3 с приваренным патрубком диаметром 425 мм, длиной 8 м и вкладной трубой диаметром 325 мм и длиной 16 м.
Бетонировать скважины нужно без перерывов с постепенным извлечением бетонолитной трубы. Для обеспечения сплошности ствола низ трубы должен быть заглублен в бетон нг менее чем на 1 м. Заполнение скважины бетоном контролируют по объему уложенной смеси и визуально.
Таким образом, для используемых до последнего времени способов бетонирования требуются установка, а затем демонтаж громоздких бетонолитных труб. Такая технология предопределена СНиП II1-9—74 «Основания и фундаменты. Правила производства и приемка работ», где указано, что высота свободного падения бетонной смеси не должна превышать 5 м.
Процесс установки бетонолитных труб занимает значительную часть времени, потребного на устройство сваи; требуются также затраты труда и машинного времени крана, и в совокупности повышается стоимость бетона «в деле». Следствием такой технологии является также применение литых смесей, что вызывает повышенный расход цемента и увеличивает сметную стоимость.
В этих условиях ценным новшеством можно считать разработанный НИС института Гидропроект метод так называемого свободного сброса смеси. Исследованиями было установлено, что основным условием обеспечения нужного качества бетона, укладываемого свободным сбросом, является ограниченный размер конструкции (сваи) в плане, предотвращающий растекание смеси от места падения, а также применение товарных смесей, не образующих конуса расплыва. Контрольные керны, выбуриваемые из свай, забетонированных указанным способом, показали монолитность и высокую прочность бетона ствола, однородность по всей длине сваи.
Метод свободного сброса при устройстве набивных свай узако-аен и в настоящее время является основным на объектах Минэнерго. До 1981 г. этим способом было выполнено более 60 тыс. свай больших диаметров.
На 13.6 представлена технологическая схема бетонирования методом свободного сброса бетонной смеси без специального уплотнения смеси и с различными вариантами уплотнения: всплывающим вибратором (а); глубинным вибратором (б). Жесткую бетонную смесь уплотняют также ударным способом.
Технико-экономические показатели вариантов бетонирования приведены на 13.7. По трудоемкости и интенсивности лучшим является бетонирование свободным сбросом без уплотнения.
После окончания бетонирования скважины и снятия обсадного эатрубка в инвентарной опалубке бетонируют оголовок сваи.
Опалубки демонтируют летом на следующий день, а зимой —• но достижении бетоном прочности 50 кг/см2. Зимой голову бетонируемой сваи утепляют. Для контроля за созреванием бетона по дентру оголовка оставляют отверстие для измерения температуры. Ускоряют твердение бетона электропрогревом на глубину промерзания грунта. Бетонирование ведут в металлической инвентарной опалубке.
Качество бетонирования проверяют ультразвуковым методом $8—10% свай) и испытанием выбуренных кернов (2% свай). Кер-аы выбуривают в 28-дневном возрасте. В свае, намеченной для контрольного бурения, образуют вертикальную скважину коронкой диаметром 110 мм на всю глубину сваи плюс 0,5 >м.
По выбуренным кернам определяют состояние бетона сваи: его яористость, наличие каверн и прочность на сжатие. Для испытания на прочность отбирают керны длиной, равной диаметрам свай или больше их;
Статическому испытанию на вертикальную нагрузку подвергают не менее двух свай и также двух на горизонтальную нагрузку (если это необходимо). В просадочном грунте вокруг контрольных ъв&и грунт замачивают через приямок и скважины, пробуриваемые аа глубину заложения сваи. Влажность грунта контролируют отбором проб из дополнительной контрольной скважины. Испытывают еваи с помощью специального стенда и гидравлических домкратов. Нагрузки передают на анкерные сваи или передвижную грузовую платформу.
Организация работ. Работы по устройству фундаментов на бу-ронабивных сваях ведут по технологическим картам захватками по двум рядам кустов свай (13.7). Если куст состоит из двух свай,
вначале бурят внешние стороны рядов, а затем'внутренние. За время проходки одной стороны ряда в смежном ряду пробуренные скважины должны быть забетонированы. Такая последовательность принята для того, чтобы не нарушать стенку пробуренной ранее скважины при проходке смежной.
Бурение скважин ведется одновременно двумя станками УГБХ-150 в три смены. Бурильный станок обслуживает звено (4 человека) ; скважины бетонирует звено (3 человека) в две смены.
Производительность труда повышается при выполнении работ двумя буровыми установками: одну используют для бурения, вторую— для уширения. Так как затраты времени на обе операции почти одинаковы, исключается необходимость замены рабочих органов.
Обычно бригада состоит из двух звеньев бурильщиков и одного звена бетонщиков. Состав звеньев и перечень оборудования для устройства буронабивных свай (на КамАЗе) указаны в табл. 13.2.
Типы автобетоносмесителей для доставки смеси приведены в табл. 13.2а.
Фундаменты на буронабивных сваях с использованием станков УГБХ-150 сооружаются меньшими темпами из-за необходимости наращивания шнеков.
При устройстве свай небольшой длины схема производства работ -принципиально не отличается от описанной выше, но бетонировать скважины несколько проще.
На 13.8, а показана часть свайного поля под промышленное здание со сваями длиной 6 м, диаметром 0,4 и с уширением до 1,2 м. Почасовая циклограмма (13.8, б), определяющая время каждого процесса, составлена для установки арматурного каркаса и бетонирования куста из четырех свай. Общая продолжительность бурения одного куста свай 10,5 ч, армирования и бетонировалована нужного диаметра (1,6—2 м). Средняя производительность машин за емену составляет 11—12 скважин с уширениями, готовыми под заливку бетоном.
Бетон из бункера через воронку укладывают порциями в котлованы. Эту операцию выполняют с помощью монтажного крана на гусеничном ходу грузоподъемностью 10 т. Затем бетон послойно уплотняют глубинными вибраторами И-116.
Эффективность устройства буронабивных свай подтверждена: практикой. Так, их особенно выгодно устраивать в условиях лессовидных грунтов большой мощности. Как видно из табл. 13.3, преимущество таких свай состоит в резком сокращении объема земляных работ по сравнению с устройством столбчатых фундаментов., тогда как объем бетонных работ и их стоимость примерно одинаковы в обоих случаях. В подсчете общей эффективности учтены снижение сезонных затрат и экономия на накладных расходах. Следует учитывать также, что при устройстве набивных свай повышается надежность фундаментов. На основе указанных данных построена сводная циклограмма общего потока, позволяющего вести работу с таким расчетом, чтобы два буровых станка, работающих в три смены, обеспечили фронт работы для бригады бетонщиков в две смены. Из циклограммы видно, что бурение должно вестись двумя параллельными потоками, а бетонирование одним.