Файл: Книга предназначается для студентов специальности Промышленное и гражданское строительстве.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для осуществления взрыва электродетонатором необходимы источники тока, приборы для взрывания, проводники цепи и электроприборы, измеряющие сопротивление взрывной сети и электродетонаторов. Источником тока для взрыва служит электроосветительная или силовая сеть, для подключения к которой оборудуют закрытый кожухом рубильник. Доступ к последнему имеет лишь взрывник. Рубильник включают в сеть только в момент взрывания.
При отсутствии электросети вблизи объекта источником тока могут служить взрывные машинки типа ВМК-3/50, К.ПМ/2, ВМА-5© и ПМ/1.
Взрывную сеть проводят в дублированном исполнении. Каждый заряд снабжают четырьмя электродетонаторами, присоединяемыми по два к основной и дублирующей двухпроводной электросети.
Для защиты проводов от повреждения и,намокания в пределах воронки и скважины их вставляют в резиновые или эбонитовые шланги, а при отсутствии последних провода защищают деревянными рейками. Удобен в эксплуатации электрошланг марки ШРПС к резиновой оплетке. Конец проводки прочно прикрепляют к таре заряда.
После установки заряда проверяют сопротивление электровзрыв--ной сети. Разница в расчетном и полученном при замере сопротивлениях не должна превышать 10%- Заряд при опускании в скважину устанавливают по ее центру. При больших диаметрах скважин: для этого используют направляющие планки.
Способ электрического взрывания дает возможность производить взрывы с расстояний, предусмотренных правилами техники безопасности. При этом можно одновременно взорвать любое количество зарядов и предварительно проверить всю цепь, что обеспечивает безотказность работы.
Недостаток этого способа — возможность преждевременного-взрыва от блуждающих токов, для ослабления действия которых требуется дополнительная защита.
Заряд должен иметь объемную массу не менее 1,5 г/см3, с тем чтобы он не всплывал при заполнении скважины литым бетоном или при попадании на него воды.
Бетонирование первое. После' опускания заряда в скважину (13.13) его засыпают на 10—15 см песком или заливают раствором для смягчения удара падающего бетона о ящик с зарядом при бетонировании. В случае заполнения скважины товарным раствором эта операция отпадает.
Высота столба смеси над зарядом должна быть достаточной для предотвращения выброса бетона при взрыве.
Минимальную высоту заполнения трубы бетонной смесью для камуфлетирования свай в неустойчивых грунтах назначают из условия просадки столба смеси после взрыва на высоту, необходимую для заполнения всей камуфлетной полости, а также бетонной пробки над ней высотой 2 м.
При устройстве пробных камуфлетных свай следует уточнить •величину столба, определенную расчетом.
Бетонирование скважины ведут из бункера, вместимость которого зависит от темпа работы, типа подъемного механизма и транспорта.
При подаче бетона автокраном грузоподъемностью 5 т применялись четыре бункера вместимостью 0,25 м3. Два из них находились под разгрузкой, а два — в работе. Если на сооружении фундамента используют кран нулевого цикла, то необходим бункер емкостью в 2 м3, что обеспечивает бетонирование пяти скважин за один цикл. Бункера должны иметь затворы секторного типа, позволяющие легко регулировать выдачу бетонной смеси.
При подаче смеси запрещается находиться над скважиной, затвор же бункера следует открывать удлиненной ручкой, с тем чтобы находиться от центра скважины на расстоянии 1—1,2 м.
При большой жесткости смеси столб ее может зависнуть над скважиной. Пробку бетона легко разрушить вибробулавой или любым стержнем (лом, арматурный прут и т. п.). После взрыва ВВ надо выждать несколько минут, пока развеется дым, и одновременно с замером уровня смеси осмотреть скважины. Неглубокие скважины (2,5—3 м) днем легко просматриваются на полную глубину.
На 13.15 показаны шаблоны для выверки арматурных выпусков, связывающих сваи со сборными раидбалками. Шаблоны воспроизводят размеры рандбалок и размещение в них каналов для арматуры.
В стыке сваи с колонной посредством сварки монтажных столиков после вибрирования головы сваи в бетон на отметку монтаж-
ного горизонта вдавливают анкеры монтажного столика. Операцию эту можно легко выполнять вручную в свежем бетоне. Небольшое осаживание столика производят ударами кувалды. Верх сваи желательно выполнять с минусовыми допусками, а под монтажный столик следует подлить цементный раствор.
При сборном варианте тела сваи вместо операции второго бетонирования производят монтаж (посадку) крловны.
Устанавливают сборные железобетонные сваи основным монтажным механизмом. При очень жесткой бетонной смеси для уплотнения ее в камуфлетном котле используют вибратор. После опускания и выверки сваи зазор между ее боковой поверхностью и стенкой скважины заливают жидким раствором. Незначительную рих-
товку сборной стойки, которая может потребоваться в процессе ее погружения, выполняют клиньями с подносными-струбцинами.
Монтаж сборных конструкций подземной части дома обычно ведет тот же состав бригады, что и свайные работы. При монтаже в особых условиях (зимнее время, мерзлые или несвязные грунты, приток воды и т. п.) вводят дополнительные операции.
Техника безопасности. Кроме выполнения правил техники безопасности для выполнения общестроительных работ при устройстве камуфлетных свай необходимо соблюдать дополнительные правила. Так, взрывные материалы положено завозить на строительную площадку в количестве, не превышающем суточной потребности. Подготовку зарядов следует вести в специально оборудованном помещении.
Перед началом взрывных работ из членов бригады выделяют оцепление, которое инструктируется взрывником с записью в журнал особо опасных работ. После сигнала взрывника и до отбоя в опасную зону (30 м) никто не допускается.
Во время взрыва из опасной зоны необходимо вывести всех, включая взрывников. Машины должны находиться не ближе 3 м от скважины, причем стекла в кабинах нужно закрыть во избежание повреждения от случайных разлетов отдельных щебенок или комьев земли.
Руководители взрывных работ применяют звуковые сигналы свистком или сиренами. Первый сигнал (предупредительный) подают одним продолжительным свистком. По этому сигналу люди выходят из зоны, а оцепление занимает свои посты. Второй сигнал (боевой) — два продолжительных свистка. После этого сигнала производится взрыв. Третий сигнал (отбой) подают тремя короткими свистками после осмотра места взрыва. Только после этого (а не после взрыва) разрешается доступ в зону работ.
Комплексная механизация и организация работ. В практике сооружения домов на камуфлетных сваях применяют несколько схем механизации работ.
На 13.18 показаны технологические схемы и график производства работ с использованием автоямобура и автокрана. Бурить 103 скважины было запроектировано автоямобуром с разбивкой на 6 захваток по числу смен со средней производительностью 20 шт. в смену. Шестая смена — фактически резервная, так как остается пробурить лишь 3 скважины.
Бетонируют сваи с помощью автокрана К-51 с 17 .стоянок. С каждой стоянки изготовляют в среднем 6 свай в полном цикле (первое и второе бетонирование). Время камуфлетирования в данном случае является технологическим перерывом. Изготовить все
сван предусмотрено за 7 рабочих смен. Монтаж сборных рандба-лок производится в течение 4 смен тем-же краном. i Общая продолжительность выполнения нулевого цикла до отметки низа цоколя при двухсменной работе принята 10 дней.
К недостаткам этой схемы относятся невозможность комплексного выполнения всей подземной части из-за непригодности принятого основного механизма — автокрана — для монтажа цокольных панелей и перекрытий; необходимость устройства временных дорог для автокрана на недренирующих грунтах; значительные потерн времени на установку крана в рабочее положение из транспортного, и наоборот, что, по данным треста Мосоргстрой, уменьшает время полезной работы автомобильного крана почти в два раза по сравнению с самоходным.
Описанную схему механизации целесообразно применять в условиях благоприятных грунтов (дренирующий или мерзлый грунт), для бесподвальных зданий с цоколем-рандбалкой, имеющей массу, соответствующую грузоподъемности крана, если с его помощью ведут сборку надземной части, а также при малом объеме работ, когда завозить самоходный кран нецелесообразно.
В случаях сооружения камуфлетных фундаментов в особых грунтовых условиях в комплекты нужно вводить дополнительные механизмы и применять схемы производства работ, показанные на 13.19 и 13.20.
Экономические показатели устройства камуфлетных свай. Фундаменты на сваях с камуфлетной пятой целесообразно устраивать в тех же случаях, что и другие набивные сваи, выполняемые сухим способом. Их устраивают тогда, когда требуется увеличить несущую способность ранее погруженных в грунт свай-оболочек с открытым нижним концом или глухим конусным башмаком.
В табл. 13.9 приведены технико-экономические показатели возведения подземной части бесподвального здания (графы а и б) и здания с продольной несущей стеной и техническим подпольем (графы в и г) на сборных ленточных фундаментах и камуфлетных сваях. Подсчеты выполнены по рабочим чертежам и ППР.
Из этих данных видна эффективность применения камуфлетных свай по всем показателям. Лучшие результаты достигнуты в случае устройства камуфлетных свай для бесподвального здания (стоимость 79%, трудовые затраты 48%; сроки работ 50%), однако и в случае высоко расположенного ростверка (графы в и г) результаты достаточно хррошие.
В табл. 13.10 приведена структура затрат на сооружение подземных частей типовых жилых зданий с продольной несущей стеной. Характерно значительное уменьшение земляных работ по сравнению с блочным вариантом и особенно важно резкое снижение объема земляных работ, выполняемых вручную. В фундаменте с камуфлетными сваями
, равно как и с другими набивными сваями, земляные работы выполняют лишь для выравнивания пола в щитовом помещении и тепловом пункте. При небольших изменениях проекта (вынос электрощита в надземную часть, монтаж элеватора на стене техподполья без устройства отдельного помещения) ручная разработка грунта будет полностью ликвидирована.
Основная экономия достигается вследствие уменьшения расхода бетона в стенах подвала (в блочном фундаменте прочность бетона используется не полностью).
На взрывные работы, позволяющие мгновенно создать ушире-ние и увеличивающие несущую способность опоры в 5—6 раз, затрачивается незначительная сумма.
§ 4. Сваи с лучевидным уширением
Для увеличения опорной площади свай в их основании применяют различные методы и механизмы. Одним из механизмов является сконструированный инженерами Ягудиным и Дружининым гидравлический уширитель свай. Впервые он был применен в Куйбышеве и Волгограде в 1965 г. для фундаментов гражданских и сельскохозяйственных зданий, а впоследствии — для крупнопанельных жилых домов и промышленных объектов Минпромстроя СССР.
Технологическая последовательность устройства свай с лучевидным уширением принципиально не отличается от применяемой при изготовлении других типов буронабивных свай.
Оригинальным является метод образования местного уширения. скважин с помощью устройств УГС-2, УГС-2М и УСМ (13.21). Гидродомкрат приводится в действие маслопасосной станцией про-ритель, опущенный на дно скважины, под воздействием гидродом-крата установки УГС-2, УГС-2М или электромеханического привода установки УСМ путем ра'здвижки плит шарнирной системы создает местное уширепие полости скважины.
Комплект устройств УГС-2 и УГС-2М состоит из гидродомкрата ДГ-170-1120 и приваренной к тягам шарнирной системы. Можно применить и другие типы гидродомкратов двойного действия с максимальным усилением Р-150 т и ходом поршня не менее 600 мм. Гидродомкрат приводится в действие маслонасосной станцией производительностью 10—20 л/мин с рабочим давлением 250 ат.
Установка УГС-2 (13.21, б) работает следующим образом.. Масло из резервуара насосной станции, состоящей из трех сблоки-
рованных плунжерных насосов НСП-400, подается по гибкому шлангу под поршень гидродомкрата в нижний штуцер и поднимает поршень вверх. Шток гидродомкрата с жестко приваренными к нему тягами передает через них усилия шарнирной системе. Плиты этой системы сближаются по вертикали и, уплотняя грунт, образу-