Файл: Книга предназначается для студентов специальности Промышленное и гражданское строительстве.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 297

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наиболее серьезной работой на подготовительной стадии является разбивка свайного поля. Необходимая точность разбивки его-диктуется требованиями конструкции каркаса здания на сваях-колоннах. Поэтому в процессе производства работ следует систематически проверять точность разбивки, местоположение свай-колонн и при нарушении положения разбивочных осей зданий восстанавливать их.

Работы по разбивке мест погружения сваи выполняются бригадой из 4 человек в составе геодезиста, мастера и 2 рабочих III—IV разряда.

Завершение разбивки свайного поля оформляют актом с приложением схемы привязки и закрепления главных осей.

Последовательность технологических операций погружения свай-колонн принята следующая: 1) контроль правильности рабочей стоянки копра; 2) подъем сваи на копер; 3) установка сваи на точку погружения; 4) опускание молота с наголовником на сваю-колонну; 5) проверка вертикальности положения сваи в проектном положении; 6) проверка правильности положения боковых граней: и закладных деталей сваи; 7) подъем ударной части молота и повторная проверка вертикального положения сваи (при копровом агрегате на базе экскаватора); 8) начальное погружение сваи-колонны (0,5—0,8 м); 9) контроль вертикального положения ее; 10) продолжение погружения сваи-колонны до проектной глубины с постоянным контролем вертикальности, ее положения; 11) замер отказа пятью холостыми ударами; 12) снятие молота и переход копра на другую точку.

Приведенная схема погружения свай-колонн исходит из наличия на копрах систем наведения. Для копров, не имеющих таких систем, методику погружения разрабатывают с учетом их особенностей.

Схема перемещения копров при погружении свай-колонн, показанная на 4.25, предусматривает наименьшее их перемещение-и сокращение маневров, что способствует сохранности разбивки и планировки площадки.

Независимо от типа копрового агрегата, выбранного для погружения свай-колонн, необходим строгий контроль за точностью погружения свай.

Для удобства контроля в процессе погружения на свае-колонне размечают вертикальные оси и высотные отметки. Разметку можно делать с помощью шаблонов (рис 4.26).

Вертикальное положение сваи-колонны выверяют при установке ее на точку и в процессе погружения. Проверку производит геодезист с двух направлений с помощью теодолитов-нивелиров, установленных на продольной и поперечной осях. Точность погружения свай-колонн в начальный этап забивки обеспечивается малой высотой подъема ударной части молота. При погружении сваи на глубину до 1,5 м процесс забивки можно не только контролировать, но и регулировать путем корректировки системы наведения копровой стрелы, соосности молота, сваи и наголовника.


Контроль за глубиной погружения сваи-колонны ведут также с

помощью теодолита-нивелира по нанесенным на свае рискам

(4.27). Отклонения от проектного положения допускаются в

пределах до ±3 см, а по глубине погружения ±2 см. Погружать

сваи-колонны, требующих высокой точности, рекомендуется в свет

лое время дня.

Бригада, занятая погружением свай-колонн, при односменном режиме работы состоит из б рабочих и одного геодезиста. Увеличенный состав бригады необходим для приемки и контроля поступающих свай-колонн, предварительной их разметки до начала погружения и тщательного контроля в процессе погружения.

Опыт показал, что целесообразна двухзвенная организация труда в бригаде; первое звено ведет приемку и разгрузку свай-колонн с транспорта, раскладку их по схеме у копровых агрегатов; второе звено обслуживает копровый агрегат и обеспечивает погружение свай.

Геодезист, прикрепленный к бригаде, руководит контролем за точностью планового и высотного погружения свай-колонн, ведет журнал погружения свай и оформляет всю исполнительную документацию.

В технологическую оснастку бригады, занятой погружением свай-колонн, входят ключ для разворота сваи при установке ее, отвес, отводной блок, приспособление для установки свай на место погружения, шаблоны Ш-1 для разметки вертикальных осей иШ-2 для нанесения линий с целью контроля высотного положения свай-колонн.

На 4.28 приведен график работ по погружению свай-колонн.

§ 7. Приемка свайных работ

Систему организации полевого контроля качества свайных работ разрабатывают с учетом конкретных гидрогеологических условий площадки и конструктивных решений свайного фундамента.

В комплекс проверки свайных работ входит: контроль за качеством применяемых конструкций свай; анализ отчетных материалов по испытанию пробных свай; выборочный контроль за погружением и динамическим испытанием рабочих свай; проверка несущей способности сваи статическими нагрузками (при необходимости); анализ геодезической съемки положения рабочих свай; анализ отчетных материалов по испытанию контрольных свай.

Организация контроля за качеством свай производится отделами технического контроля завода. В ходе приемки свай необходимо проверить соответствие проекту марок бетона, перпендикулярность торцовой плоскости вертикальной оси сваи, углов наклона плоскостей острия, искривление продольной оси.

Контроль за качеством свай, особенно тех, которые предназначены для свайных фундаментов с высоким ростверком или безростверковой конструкции, а также свай-колонн должна вести и строительная организация. Качество поступающих на площадку свай подтверждается паспортами завода-изготовителя, являющимися неотъемлемой частью комплекта исполнительной документации.

После получения отчетных данных о результатах ' испытаний пробных свай и корректировки рабочих чертежей необходимо постоянное наблюдение в процессе производства за соответствием применяемых свай, принятым в проекте.

На качество сооружения свайного фундамента большое влияние оказывает соблюдение технологической последовательности погружения свай, предусмотренной в рабочих проектах или ППР.

Если сваи погружены не до проектных отметок, необходимо определить причину этого явления. Такие случаи могут возникнуть из-за несоответствия материалов изысканий фактическому состоянию грунтов, недостаточной погружающей способности молота и дефектов производства работ. В зависимости от причин следует принять меры, обеспечивающие требуемое качество работ.

Контрольные динамические испытания рабочих свай нужно проводить в процессе их погружения, так как после окончания забивки всего свайного поля выполнить их невозможно. Поэтому представитель авторского надзора или заказчик в процессе производства работ должны посещать строительную площадку, оценивая качество выполняемых работ, а возникающие вопросы несоответствия производства работ проекту необходимо в любом случае согласовывать с автором проекта. Все журналы погружения свай и сводную ведомость прилагают к исполнительной документации.

После погружения свай строительная организация вместе с представителем заказчика и авторского надзора оформляет акт на скрытые работы, дающий разрешение в случае необходимости на срубку голов свай и оголение арматуры для устройства монолитных ростверков.

При геодезической съемке положения свай, которую должна выполнять строительная организация, выявляют соответствие погруженных свай требованиям СНиП Ш-9—74, приведенным ниже.

Число свай, имеющих максимальные отклонения от проектного положения, не должно превышать при ленточном расположении 25% от общего числа свай, а при сваях-колоннах—5%. Вопрос о


возможности использования свай с отклонениями сверх допустимых решается проектной организацией.

Для свай и свай-оболочек, погружаемых через кондукторы (при строительстве мостов), смещение осей закрепленного кондуктора от проектного положения в уровне верха кондуктора должно быть в акватории не более 0,025Я, где Я— глубина воды в месте установки кондуктора, и ±25 см на суходолах.

Материалы приемки конструкций свай, журналов погружения их, акты динамического (а также при необходимости и статического) испытания рабочих свай, исполнительная съемка отклонений свай от проектного положения служат основанием для приемки свайного поля.

В результате анализа исполнительной документации может возникнуть необходимость усилить или расширить конструкцию ростверков, а также дублировать сваи, погруженные с отклонениями, сверх допусков. После завершения работ по дублированию свай актом на скрытые работы оформляют приемку свайного основания и разрешают устройство ростверка.

В перечне мероприятий по приемке свайного фундамента предусмотрен метод динамического испытания свай как наименее трудоемкий, не разрушающий конструкцию свай. Вследствие этих преимуществ данный метод получил широкое распространение.

Для проведения динамических испытаний необходимо выбирать такие сваи, плановое положение которых соответствует требованиям проекта и у которых при погружении не разрушился бетон головы сваи.

Динамическое испытание свай начинают в конце забивки, когда глубина погружения свай от одного удара близка или равна расчетной величине отказа, или после отдыха ее. До начала определения отказа у испытываемой сваи должен быть установлен прибор, замеряющий отказ.

Динамическое испытание сваи нужно вести тем же сваепогру-жающим механизмом, которым проводилось их погружение. При динамических испытаниях свай с помощью паровоздушных молотов одиночного действия отказы замеряют от каждого одиночного удара с замером полученной величины осадки сваи. Если при испытании применяют паровоздушный молот двойного действия, то для установления величины несущей способности через каждую минуту работы молота замеряют отказ, устанавливают частоту ударов в.этот период и давление пара у ввода в молот. С применением дизель-молота отказ замеряют при погружении сваи от 3,5 до 10 ударов (один залог) и для расчета принимают среднюю величину отказа от одного удара.


Величины энергии удара молотов принимают по формулам 4.3— 4.7 в зависимости от выбранного сваепогружающего механизма.

При использовании для испытаний свай дизель-молотов, в которых часть энергии удара расходуется на сжатие газовоздушной смеси и на повторный подъем ударной части, энергию удара, расходуемую на процесс погружения сваи, определить затруднительно.

Поэтому при проведении динамических испытаний снимают поршневые кольца с поршня молота и сбрасывают ударную часть его без подачи топлива в камеру.

Величину отказа сваи определяют разными приборами, в том числе отказомерами. Прибор для записи отказограммы устанавливают вблизи сваи на брусья длиной не менее 3—3,5 м с опиранием на прокладки, предназначенные для уменьшения величин колебаний прибора, возникающих при работе молота.

Расстояние установленного отказомера от испытываемой сваи должно быть равно длине рычага прибора с записывающим устройством. Включением прибора лентопротяжный механизм перематывает бумажную ленту с одного барабана на другой, а самописец на этой бумаге вычерчивает колебания сваи при ее динамическом испытании. По записанной прибором отказограмме устанавливают величины остаточного и упругого отказов, по которым расчетом 'можно определить несущую способность испытываемой сваи.

При отсутствии в строительной организации отказомеров величину отказа можно замерить с помощью нивелира, с применением гидравлического уровня, изготовленного из резиновой трубки длиной 3—4 м с двумя стеклянными наконечниками (гл. 3, § 6). Для этих же целей используют проволоку, натянутую на два колышка, с помощью которой отсчитывают величину отказа (4.29).

В табл. 4.12 для примера приведены данные о несущей способности свай, динамические испытания которых производились штанговым дизель-молотом С-330 с массой ударной части 2,5 т при сбросе ее без подачи топлива в камеру сгорания.

В табл. 4.13 даны отчетные материалы по установлению несущей способности свай, испытанных динамическим методом различными типами молотов.