Файл: Книга предназначается для студентов специальности Промышленное и гражданское строительстве.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В зависимости от конструкции фундамента, его габаритов и количества свай составляют схему разбивки свайного поля. Разбивать все свайное поле до начала работ не всегда целесообразно, так как при большом количестве свай разбивка может быть нарушена в процессе работы.

Правильность разбивки осей в процессе работ нужно регулярно проверять. Допустимые отклонения от проектных положений осей не должны превышать 1 см на 100 м ряда.

При разбивке свайного поля и переносе осей на площадку применяют теодолит и мерные ленты. Высотные отметки от имеющихся постоянных реперов выносят с помощью нивелира, а переносят их от одной сваи к другой с помощью нивелира или гидравлического уровня. Материалы привязки базовых и основных осей свайного фундамента, геодезической опорной сети оформляют актом приемки, к которому прикладывают соответствующую исполнительную документацию. При погружении свай с подмостей оси и места погружения их закрепляют непосредственно на подмостях.

Анализ отчетных материалов строительных организаций показал, что более 40% случаев отклонения свай от проектного положения сверх установленных допусков связано с некачественной разбивкой свайного поля. Поэтому вопросу привязки и разбивки свайного поля должно быть уделено особое внимание и созданы условия для постоянного контроля за сохранностью разбивки на весь период погружения свай.

После завершения земляных работ и до начала разбивки свайного поля дно котлована или основание площадки планируют и при необходимости укрепляют его балластным слоем из песка, щебня, шлака или другого материала. В это время завозят оборудование, принятое для погружения свай.

При использовании рельсовых копров рельсовые пути укладывают с учетом минимального количества рихтовок. В зависимости от конструкции копрового оборудования применяют рельсы типа от Р-38 до Р-50 (можно применять и старогодиые рельсы). Отдельные звенья рельсов со шпалами или полушпалами длиной 1,4 м ук-

ладывают на балластный слой, нивелируют их высотное положение и проверяют плановое, после чего звенья рельсов скрепляют. Материал для устройства балластного слоя выбирают с учетом массы копра, свай, а также плотности грунта в основании пути.

После завершения устройства путей под рельсовые или мостовые копровые агрегаты приступают к монтажу на них базовых машин. Самоходные копры монтируют в котловане или вблизи него.

Перечень подготовительных работ для проведения испытаний пробных свай можно изменять в зависимости от времени их проведения. При предпроектном испытании свай уменьшается объем подготовительных работ вследствие уменьшения геодезических работ, строительства временных дорог и площадок, так как копровый агрегат потом демонтируется и с площадки увозится.


После выдачи рабочих чертежей подготовительные работы выполняют в полном объеме; организовать их нужно так, чтобы копровый агрегат без демонтажа с минимальным простоем мог приступать к выполнению основного задания. Это возможно в тех случаях, когда в результате испытания пробных свай корректируют только длину свай без изменения конструкции свайного поля.

Для проведения испытания пробных свай их завозят на площадку в ограниченном объеме и номенклатуре, определенными в проекте. Если пробные сваи испытывают только для корректировки рабочих чертежей, то массовый завоз свай начинают сразу же после уточнения их конструкции и принятых длин.

Комплектация объектов сваями — очень важный этап производства. Многочисленные примеры показывают, что только из-за неудовлетворительной организации комплектации свай на объектах допускаются излишества в расходовании железобетонных свай. Завозить сваи необходимо начинать сразу же после корректировки рабочих чертежей, что дает возможность максимально приблизить размеры применяемых свай к требуемым по гидрогеологическим условиям площадки.

В Москве, Ленинграде, Рязани, Риге, Уфе и других крупных городах организованы комплектовочные склады, имеющие месячный, запас свай разных размеров, что позволяет сразу же после заявки приступить к завозу на площадку свай нужных размеров. Перспективным является опыт применения составных свай, позволяющий регулировать длину их только доборными верхними элементами.

При размещении склада свай для подачи их в котлован кранами нужно обеспечивать наименьшие допустимые расстояния от подошвы откоса до ближайшей опоры машины, приведенные в табл. 4.5 (по материалам ЦНИИОМТП).

При работе с применением мостового рельсового копра склады свай располагают в зоне его действия. При использовании рельсовых, копров склады целесообразно размещать вдоль продольных осей с возможностью подтаскивания свай на себя. Тракторными и экскаваторными копрами можно подтаскивать сваи через отводные блоки сбоку и на себя. Этот же прием возможен с помощью копра мостового типа.

На площадках у котлована сваи укладывают раздельно по длине и типу конструкции. Высоту штабеля свай определяют в ППР в зависимости от количества свай на площадке, их марок и метода подачи в котлован к копровому агрегату.

Хранят железобетонные сваи квадратного и прямоугольного сечения в штабелях, где каждую сваю опирают на две деревянные прокладки, расположенные вблизи подъемных петель по одной вертикали. Толщина прокладок должна превышать размеры монтажных петель и быть не менее 4—5 см при ширине более 15 см.



Устраивать склады свай в котлованах (траншеях) не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ППР, в котором должны быть определены места складирования, высота штабеля, места проездов между ними и другие мероприятия, обеспечивающие удобное и безопасное выполнение работ.

Разгружают сваи с транспортных средств и укладывают в штабеля при длине их до 7 м двухветвевыми стропами, а при длине 8 м и более — траверсами.

Подача свай, к копру и подъем их. Сваи подают в котлованы и раскладывают у мест погружения по схемам, приведенным в ППР.

При работе копра мостового типа сваи подают в котлован и раскладывают самим копровым агрегатом, оснащенным специальными приспособлениями. Опускают сваи в котлованы при заглубленных фундаментах, когда погружение производится рельсовыми или тракторными копрами, кранами, располагаемыми у котлованов.

Копровые агрегаты на базе экскаватора обычно не применяют для подачи сваи в котлован. В исключительных случаях главный инженер строительной организации в ППР может дать разрешение на опускание свай в котлован такими копрами.

Копровый агрегат на базе экскаватора с навесной стрелой выполняет операции по подъему свай из штабеля, перемещению копра для раскладки их в котловане по схеме, показанной на 4.10. Во время выполнения этих работ молот находится в нижней части стрелы и должен быть жестко закреплен в направляющих.

Поднимать сваю на копер и заводить ее в наголовник можно отдельным тросом копра с земли. При такой схеме в момент подъема свая принимает наклонное положение, позволяющее поворотом ее монтажным ключом подвести голову сваи в полость наголовника. После заводки в наголовник сваю устанавливают на точку забивки и рихтуют перемещением копровой стрелы до занятия ею вертикального положения.

На 4.12 показан способ подтаскивания свай копровым агрегатом на базе трактора, а на 4.13 — копром на базе экскаватора.

Строповать сваи перед подъемом на копер можно непосредственно за монтажную петлю с помощью свайного троса с обязательной установкой дополнительного страховочного стропа способом «на удавку», располагаемого у фиксирующего штыря сваи (4.14).

На 4.14 показаны различные схемы строповки свай и шпунта перед подъемом их на копер, которые нужно выполнять в соответствии с нормами, обеспечивающими безопасность производства работ без перегрузки тросов и конструкции копрового агрегата. На 4.15 и в табл. 4.6 указаны допустимые отклонения.троса от вертикали при подъеме сваи на копры экскаваторного типа.


Ускорить процесс подъема сваи можно применением поворотной рамки, свободно подвешенной к наголовнику сваепогружающего механизма (см. 3.21). Использовать такой способ разрешается только при условии достаточной грузоподъемности лебедки и троса, на котором подвешен молот.

При работе копра поворотной рамкой молот опускают в нижнее положение. Сваю, подтянутую к копру, приподнимают свайным тросом и под нее укладывают деревянную прокладку. Жесткие тяги, шарнирно закрепленные на наголовнике молота вместе с рамкой, надевают на сваю, от рамки идут гибкие тросовые подвески для строповки сваи. При подъеме рамка фиксирует положение сваи, обеспечивая заводку ее в наголовник. На 4.16 показаны различные схемы подъема сваи наголовниками. Все эти схемы увязаны с конструкцией свай, типом сваепогружающего механизма и конструкцией наголовника.

Погружение свай. Перед подъемом сваи на копер ее нужно разметить краской на метры, а на последнем метре — на дециметры.

В комплексе работ, выполняемых копровым агрегатом, время,, затрачиваемое на процесс погружения сваи, занимает 20—25%, а в общих трудовых затратах на устройство свайного основания — не более 9—10. Но именно этот отрезок времени венчает результат работы и качество его выполнения.

Установленную копром сваю перед погружением проверяют на точность положения. Вертикальность положения сваи проверяют имеющимися на копрах приспособлениями. Положение сваи регулируют перемещениями стрелы копра без снятия с нее погружающего механизма. Первые удары по свае наносят с минимальной энергией удара. Погружается она от одного удара на 5—10 см.

После погружения сваи на 50—80 см проверяют ее положение и при необходимости производят рихтовку сваи и стрелы. Этот начальный процесс погружения очень важен, ибо при любом, даже самом совершенном механизме, точность погружения зависит от начального фиксирующего положения сваи в грунте, обеспечивающего точность направления ее.

Правильное положение направляющих копровой стрелы, в момент погружения по которой перемещается молот, и полученное после заглубления на 1,0—1,5 м направление обеспечивают точность положения сваи после забивки.

Потери времени на замедленное погружение свай в начальный период (1,5—2,5 мин) компенсируют значительные трудовые затраты, связанные с ликвидацией последствий из-за недопустимых отклонений свай. Поэтому увеличение времени на замедленное погружение их в начальный период является одним из важных средств повышения точности погружения свай.


После обеспечения правильной фиксации сваи в грунте дальнейшее погружение будет проходить в режиме работы сваепогружающего механизма до момента получения сваей расчетных отказов.

В момент погружения сваи погружающий механизм должен быть зафиксирован в направляющих стрелы копрового агрегата и свободно посажен на сваю. Поэтому в течение всего периода погружения трос, на котором подвешены молот и свая, должен иметь запас длины (слабину) с учетом возможной глубины погружения сваи и опускания молота при ударах.

Весь процесс погружения с подсчетом количества ударов молота по свае на каждом метре погружения заносят в журнал забивки свай.

После окончания погружения производят динамическое испытание сваи одним залогом в 10 ударов с замером величины отказа.

Нормативными документами по устройству свайных фундаментов предусмотрена необходимость проведения контрольных испытаний рабочих свай Е объеме 2% от их общего количества. Поэтому технологическая схема погружения сваи должна учитывать минимальное количество перемещений копра и в то же время обеспечивать такую последовательность работ, чтобы после установленного нормами отдыха можно было произвести динамическое испытание любой из погруженных свай.

Контрольные испытания сваи производят с целью проверки соответствия данных, полученных при испытании пробных свай с контрольными рабочими сваями. Поэтому нет необходимости испытывать рабочие сваи с использованием отказомеров для определения упругого и остаточного отказов, а достаточно лишь получить данные о соответствии остаточного отказа в пробных и рабочих сваях.