Файл: Психология управления персоналом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профилактика (как и преодоление) профессиональной деформации личности может быть результативно осуществлена, в конечном итоге, только самой личностью, средствами самовоспитания и самообразования. Сотруднику может и должна быть оказана в этом психологическая помощь и поддержка, созданы соответствующие условия. Он должен находиться в системе действенного контроля, включая дисциплинарные меры воздействия. В то же время психологическая поддержка и контроль, дисциплинарные меры могут, в лучшем случае, содействовать профилактике внешних проявлений профессиональной деформации, задать импульс изменению наблюдаемого поведения сотрудника. Само же явление профессиональной деформации личности без внутренней работы индивида будет принимать более скрытые и изощренные формы.

Необходимо учитывать, что работа с сотрудниками, не затронутыми профессиональной деформацией, не менее важна, чем воздействие на тех, кто начинает демонстрировать ее первые проявления. В индивидуальной работе с сотрудниками стратегическими задачами являются раскрытие риска и причин профдеформации, обучение методам и приемам распознавания ее появлений, их психологической профилактики и преодоления.

  1. Игра как психологический тренинговый метод в бизнесе и управлении.

Под социально-психологическим тренингом (СПТ) в самом широком смысле понимается практика психологического воздействия, основанная на методах групповой работы. В ходе СПТ происходит овладение определенными социально-психологическими знаниями и коррекция поведения личности, формируются навыки межличностного взаимодействия, развиваются рефлексивные способности (например, способность анализировать ситуацию и собственное поведение), умение гибко реагировать на ситуацию и быстро перестраиваться в различных условиях. В процессе тренинга возможно изменение стереотипов, имеющихся у участников группы и мешающих им справляться с нестандартными обстоятельствами профессиональной деятельности.

СПТ может применяться как средство работы с профессионалами в целях повышения эффективности их служебной деятельности. При этом одним из наиболее оптимальных нам представляется СПТ методом деловой игры. Его особенностью является воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности. Такое воссоздание достигается благодаря игровому имитационному моделированию и решению профессионально-ориентированных ситуаций при целесообразном сочетании индивидуальной и групповой игровой деятельности участников.


Достоинство этого вида СПТ объясняется тем, что условия деловой игры являются весьма приближенными к условиям реальной служебной деятельности. В подобных игровых условиях становится возможным формирование умений конструктивного ролевого поведения, связанного с выполнением определенных профессиональных обязанностей. Другая особенность этого вида тренинга заключается в групповом, а, следовательно, и более интенсивном взаимодействии его участников. Групповое взаимодействие, по мнению К. Левина, в большей степени, чем индивидуальная работа, способствует возникновению эффективных изменений в установках личности. Это объясняется, в частности, тем, что выявление и изменение своих неадаптивных установок зависит от умения видеть себя глазами окружающих людей.

Еще одним преимуществом СПТ методом деловой игры является наличие проблемных ситуаций, которые, как утверждает И.В. Горлинский, повышают интерес и мотивацию играющих к продуктивной деятельности, что способствует, на наш взгляд, не только формированию у них необходимых профессиональных навыков и умений, но и появлению стремления к самоанализу и саморазвитию. Захватывающее действие игрового процесса способствует большей спонтанности и естественности поведения представителей группы, побуждает их к самовыражению и заставляет интенсивно сопереживать и анализировать происходящее.

Также отметим, что благодаря методу деловой игры возможна диагностика некоторых психологических явлений. Такая диагностика необходима для того, чтобы ведущий мог умело и гибко выбирать наиболее оптимальные способы взаимодействия с участниками игры, учитывать их личностные особенности, актуальный уровень их развития и готовность к научению и самоизменению.

Целями предлагаемого тренинга являются, во-первых, развитие умений, помогающих осознавать наличие проблемных профессиональных ситуаций, во-вторых, развитие способности анализировать данную ситуацию и свое поведение в ней и, в-третьих, вырабатывание умений профессионального поведения, которые являются оптимальными в используемой в деловой игре служебной ситуации и способствуют ее разрешению.

Эффективность проведения СПТ методом деловой игры во многом зависит от понимания его целей участниками группы. В связи с этим ведущему во вступительном слове рекомендуется не только сформулировать цели занятия, но и более подробно раскрыть

значимость и содержание каждой из них, сопровождая свои пояснения примерами.

Также отметим, что уже в начале занятия важно создать атмосферу взаимного доверия. Это позволяет участникам контролировать и исправлять свое неадекватное поведение. Если в группе не создается атмосфера понимания и поддержки, то уменьшается способность ее участников точно понимать мотивы, ценности и эмоции друг друга. В таких условиях участники тренинга создают видимость взаимодействия и используют осторожную стратегию принятия решений.

На подготовительном этапе СПТ методом деловой игры ведущий в общих чертах знакомит группу с содержанием игрового процесса и его правилами, а также демонстрирует материалы игры.

Общее правило, которое выполняют на данном этапе играющие, заключается в представлении их друг другу (при условии, что в группе имеются незнакомые друг другу участники). При этом каждый участник прикалывает к своей одежде карточку-визитку с указанным на ней именем; это имя может быть как настоящим, так и вымышленным. Ведущий подчеркивает, что в течение СПТ участники обращаются друг к другу только по «тренинговому» имени.