Файл: Дипломная работа по направлению подготовки 44. 03. 04 Профессиональное обучение (по отраслям).docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
опекуна и подопечного.
Следует заметить, что в правовой литературе отсутствует единое понятие опеки, однако большинство современных авторов сводят данное понятие либо к государственной опеке о личности, либо к законному представителю. Стоит согласиться с Л. Ю. Михеевой в том, что опека это форма устройства граждан, которых признали в судебном порядке недееспособными, вследствие чего, органы опеки назначают для такого лица законного представителя2.
Кроме того, в первом понятии говорится, что это форма устройства недееспособного лица. Во втором понятии, что это положение опекуна, который имеет право принимать решение в интересах недееспособного лица. Отсюда следует, что опека представляют собой правовой институт совокупности норм, регулирующих осуществление социальной заботы о недееспособных совершеннолетних граждан.
1 БеловВ.А.Гражданское право: Общая и Особенная части: Учебник / Институт актуального образования. 2015.С.123.
2 МихееваЛ.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. 2015. № 5. С. 53.
Представляется что, опеку над совершеннолетними недееспособными гражданами можно рассматривать как положение, при котором опекун имеет юридическое право принимать соответствующие решения в интересах недееспособного лица, обязуется ухаживать и следить за гражданином. С помощью опеки, не обладающие дееспособностью
лица, выступают как полноценные субъекты различного рода правоотношений. Юридически значимые действия за них в их интересах осуществляет опекун, выполняя отсутствующую дееспособность своего подопечного.
Единственным основанием установления опеки над взрослым гражданином является признание его недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия. В соответствии со ст. 29 ГК РФ гражданин может быть признан недееспособным только в судебном порядке. Кроме того, решение суда о недееспособности лица принимается только на основании медицинского заключения, диагноза и объективных фактов. Одним из объективных фактов является психическое расстройство1.
При более углубленном анализе специальной литературы можно сказать, что психическое расстройство это особая категория заболеваний, которая определяет правовой и социальный статус больного человека. Под психическими расстройствами понимаются такие заболевания, как шизофрения, психозы и прочие2.
Очевидно, что психические заболевания напрямую воздействуют на интеллектуальные и волевые способности совершеннолетнего гражданина. Вследствие чего возникает утрата возможности понимать фактический характер своих действий (бездействия) и руководить ими. В случае появления сомнений в психическом здоровье гражданина для правильной оценки совершенного им действия необходимо подтвердить или опровергнуть факт осознания им характера своих действий. Для этих целей
1 ГасановаК.К. Право социального обеспечения: Учебник/ М. 2014. С.112-113.
2 Там же. С.118.
разработан комплекс методов и приемов, позволяющих оценить состояние человека.
Например, для решения вопроса о вменяемости или невменяемости лица, совершившего преступление, назначается судебная психолого- психиатрическая экспертиза. Отметим, что на протяжении всей истории человечества люди с подобными болезненными проявлениями в силу неприспособленности своего поведения и неадекватности его мотивов вызывали у окружающих двойственные чувства:
Таким образом, граждане с психическими недугами чрезвычайно беззащитны, а их правовой статус характеризуется значительными ущемлениями. В данном случае гражданин не вправе совершать никаких сделок, включая мелкие бытовые. Все сделки от его имени совершает его опекун согласно ст. 29 ГК РФ. В противном случае такие сделки признаются ничтожными. При всем этом в круг отношений, являющихся предметом данного института, не могут быть включены все общественные связи по поводу осуществления социальной заботы1.
С момента выявления лица, нуждающегося в устройстве, осуществляется выбор подходящих для него
видов социальной заботы. В
϶ᴛᴏт период компетентные органы должны выявить фактические возможности предоставления ему помощи, а также определить, какая из форм устройства лучше всего отвечает индивидуальным характеристикам гражданина. К сожалению, именно данный этап осуществления социальной заботы наименее урегулирован действующим законодательством - нет четкой системы органов, ответственных за устройство граждан, не определены в
1 БоровикВ.Г. Комментарий к постановлениям Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 и от 19 мая 2009 г. № 432 по вопросам опеки и попечительства // Администратор образования. 2016. № 13. С. 8.
достаточной степени их полномочия, недостаточен контроль в ϶ᴛᴏй области. Важно заметить, что при всем этом данные отношения (с участием суда, органов опеки и попечительства, органов внутренних дел, других органов государственной власти и местного самоуправления, граждан и организаций) не входят в предмет рассматриваемого института, поскольку их реализация может привести не к установлению опеки (попечительства), а к устройству нуждающегося в социальной заботе лица в иной форме, например, путем его помещения в специальное учреждение1.
В качестве вывода можно сказать, что после признания человека недееспособным он утрачивает право действовать самостоятельно и исполнять какие либо юридически значимые обязанности. В связи с этим такие люди требуют постоянного, пристального внимания к себе со стороны, как государства, так
и правозащитных организаций.
Жители нашей страны оформляют опеку над недееспособными гражданами. Однако мало кто из опекунов досконально знает свои права и обязанности. Безусловно, главной обязанностью опекуна является забота о содержании своего подопечного, необходимость обеспечивать должный уход и лечение. Опекун, являясь законным представителем подопечного и полностью заменяя его в совершении всех сделок от имени подопечного, должен обладать определенными навыками. Оформление опекунства наделяет опекуна правами и обязанностями согласно с ГК РФ и Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», где устанавливается перечень обязанностей опекуна, эти же документы устанавливают и его
1 РудинскийФ.М.Гражданские права человека: общетеоретические вопросы // Право и жизнь. 2014. № 31. С. 11.
права. Анализ вышеуказанного законодательства позволил более четко выделить основные права и обязанности опекуна над совершеннолетним недееспособным гражданином. Таким образом, опекун обязан1:
–защищать подопечного от других лиц и контролировать его действия;
Следует заметить, что в правовой литературе отсутствует единое понятие опеки, однако большинство современных авторов сводят данное понятие либо к государственной опеке о личности, либо к законному представителю. Стоит согласиться с Л. Ю. Михеевой в том, что опека это форма устройства граждан, которых признали в судебном порядке недееспособными, вследствие чего, органы опеки назначают для такого лица законного представителя2.
Кроме того, в первом понятии говорится, что это форма устройства недееспособного лица. Во втором понятии, что это положение опекуна, который имеет право принимать решение в интересах недееспособного лица. Отсюда следует, что опека представляют собой правовой институт совокупности норм, регулирующих осуществление социальной заботы о недееспособных совершеннолетних граждан.
1 БеловВ.А.Гражданское право: Общая и Особенная части: Учебник / Институт актуального образования. 2015.С.123.
2 МихееваЛ.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. 2015. № 5. С. 53.
Представляется что, опеку над совершеннолетними недееспособными гражданами можно рассматривать как положение, при котором опекун имеет юридическое право принимать соответствующие решения в интересах недееспособного лица, обязуется ухаживать и следить за гражданином. С помощью опеки, не обладающие дееспособностью
лица, выступают как полноценные субъекты различного рода правоотношений. Юридически значимые действия за них в их интересах осуществляет опекун, выполняя отсутствующую дееспособность своего подопечного.
Единственным основанием установления опеки над взрослым гражданином является признание его недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия. В соответствии со ст. 29 ГК РФ гражданин может быть признан недееспособным только в судебном порядке. Кроме того, решение суда о недееспособности лица принимается только на основании медицинского заключения, диагноза и объективных фактов. Одним из объективных фактов является психическое расстройство1.
При более углубленном анализе специальной литературы можно сказать, что психическое расстройство это особая категория заболеваний, которая определяет правовой и социальный статус больного человека. Под психическими расстройствами понимаются такие заболевания, как шизофрения, психозы и прочие2.
Очевидно, что психические заболевания напрямую воздействуют на интеллектуальные и волевые способности совершеннолетнего гражданина. Вследствие чего возникает утрата возможности понимать фактический характер своих действий (бездействия) и руководить ими. В случае появления сомнений в психическом здоровье гражданина для правильной оценки совершенного им действия необходимо подтвердить или опровергнуть факт осознания им характера своих действий. Для этих целей
1 ГасановаК.К. Право социального обеспечения: Учебник/ М. 2014. С.112-113.
2 Там же. С.118.
разработан комплекс методов и приемов, позволяющих оценить состояние человека.
Например, для решения вопроса о вменяемости или невменяемости лица, совершившего преступление, назначается судебная психолого- психиатрическая экспертиза. Отметим, что на протяжении всей истории человечества люди с подобными болезненными проявлениями в силу неприспособленности своего поведения и неадекватности его мотивов вызывали у окружающих двойственные чувства:
-
с одной стороны жалость и сострадание; -
с другой – желание воспользоваться их беспомощностью для удовлетворения собственных потребностей.
Таким образом, граждане с психическими недугами чрезвычайно беззащитны, а их правовой статус характеризуется значительными ущемлениями. В данном случае гражданин не вправе совершать никаких сделок, включая мелкие бытовые. Все сделки от его имени совершает его опекун согласно ст. 29 ГК РФ. В противном случае такие сделки признаются ничтожными. При всем этом в круг отношений, являющихся предметом данного института, не могут быть включены все общественные связи по поводу осуществления социальной заботы1.
С момента выявления лица, нуждающегося в устройстве, осуществляется выбор подходящих для него
видов социальной заботы. В
϶ᴛᴏт период компетентные органы должны выявить фактические возможности предоставления ему помощи, а также определить, какая из форм устройства лучше всего отвечает индивидуальным характеристикам гражданина. К сожалению, именно данный этап осуществления социальной заботы наименее урегулирован действующим законодательством - нет четкой системы органов, ответственных за устройство граждан, не определены в
1 БоровикВ.Г. Комментарий к постановлениям Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 и от 19 мая 2009 г. № 432 по вопросам опеки и попечительства // Администратор образования. 2016. № 13. С. 8.
достаточной степени их полномочия, недостаточен контроль в ϶ᴛᴏй области. Важно заметить, что при всем этом данные отношения (с участием суда, органов опеки и попечительства, органов внутренних дел, других органов государственной власти и местного самоуправления, граждан и организаций) не входят в предмет рассматриваемого института, поскольку их реализация может привести не к установлению опеки (попечительства), а к устройству нуждающегося в социальной заботе лица в иной форме, например, путем его помещения в специальное учреждение1.
В качестве вывода можно сказать, что после признания человека недееспособным он утрачивает право действовать самостоятельно и исполнять какие либо юридически значимые обязанности. В связи с этим такие люди требуют постоянного, пристального внимания к себе со стороны, как государства, так
и правозащитных организаций.
-
Права и обязанности органов опеки, опекунов на попечении которых находятся совершеннолетние недееспособные граждане
Жители нашей страны оформляют опеку над недееспособными гражданами. Однако мало кто из опекунов досконально знает свои права и обязанности. Безусловно, главной обязанностью опекуна является забота о содержании своего подопечного, необходимость обеспечивать должный уход и лечение. Опекун, являясь законным представителем подопечного и полностью заменяя его в совершении всех сделок от имени подопечного, должен обладать определенными навыками. Оформление опекунства наделяет опекуна правами и обязанностями согласно с ГК РФ и Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», где устанавливается перечень обязанностей опекуна, эти же документы устанавливают и его
1 РудинскийФ.М.Гражданские права человека: общетеоретические вопросы // Право и жизнь. 2014. № 31. С. 11.
права. Анализ вышеуказанного законодательства позволил более четко выделить основные права и обязанности опекуна над совершеннолетним недееспособным гражданином. Таким образом, опекун обязан1:
-
обеспечить должный уход за опекаемым (кормить его, помогать в быту, совершать простые действия); -
обеспечить надлежащий уровень его здоровья; -
посещать подопечного при нахождении его в больнице;
–защищать подопечного от других лиц и контролировать его действия;
-
совершать покупки удовлетворяющие интересы подопечного (покупать одежду, обувь, продукты и предметы первой необходимости); -
оплачивать счета, коммунальные услуги, налоги и прочее; -
защищать интересы подопечного в судебных разбирательствах и различных инстанциях; -
подавать заявления о выплате причитающихся подопечному пенсий и пособий; -
защищать движимое и недвижимое имущество своего подопечного; -
составлять ежегодный отчет о расходовании средств опекаемого; -
при выздоровлении опекаемого опекун обязан обратиться в суд и восстановить его дееспособность.