Файл: Профессионального образования саянский техникум стэми.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отработка методик аутогенной тренировки и релаксации.

Аутогенная тренировка состоит из двух этапов (ступеней).

Задачей первого этапа является способность контролировать главным образом соматические функции (поэтому Шульц назвал его «организмическим»).

Второй этап преследует цель овладения способностью контролировать психические функции, однако этот этап методически весьма сложен, трудоёмок, показания к его применению очень ограничены и нечётки. В связи с этим в детском и подростковом возрасте он практически не применяется. Одновременно с освоением формул первого и второго этапа больной вызывает у себя ощущение полного спокойствия.

Первый этап

  • Я совершенно спокоен

  • Моя правая (левая) рука тяжёлая.

  • Моя правая (левая) рука тёплая.

  • Сердце бьётся спокойно и сильно.

  • Я дышу совершенно спокойно.

  • Солнечное сплетение излучает тепло.

  • Мой лоб приятно прохладен.

Второй этап

  • Я совершенно спокоен

  • Представить конкретный цвет

  • Представить определённый объект.

  • Внутренне показать абстрактные явления (счастье, красота и пр.).

  • Внутренне переживать желаемое чувство.

  • Вызывать образ другого человека.

На освоение каждой формулы первого этапа, согласно Шульцу, требуется 2 недели. В большинстве современных модификаций это время сокращается до 7–8 дней. Занятия проходят 2–3 раза в день. Не освоив одну формулу, нельзя переходить к другой. Освоение проходит последовательно от первой к шестой формуле.

Отработка приемов и методов психологической реабилитации, психотерапевтических бесед
Методы психотерапии:

Самовнушение. Говоря о самовнушении, необходимо подчеркнуть особую роль второсигнальных раздражителей в регуляции функций организма человека, которая была убедительно показана представителями отечественной физиологии и неврологии И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, В.М. Бехтеревым, К.И. Платоновым.

Условнорефлекторная терапия — психотерапевтические тренировки. Обучающий характер и этапность, лежащие в основе функциональной тренировки, ее направленность на повышение активности больного сближает этот метод с индивидуальными приемами аутогенной терапии (рис. 9-3.)




Рис. 9-3. Основные составляющие элементы психотерапевтического воздействия и источники аутогенной тренировки (цит. по Лобзину B.C. и др.).

Гипноз — самостоятельный психотерапевтический метод. Вместе с тем, многие исследователи отмечают целесообразность комбинированного или сочетанного применения аутогенной тренировки и гипноза, которые в ряде случаев является весьма эффективным

Активная регуляция мышечного тонуса. Теоретическое обоснование этого метода состояло в том, что произвольное расслабление мускулатуры сопровождается снижением нервно-эмоционального напряжения и оказывает седативный эффект.

Рациональная психотерапия — это свод общих принципов взаимоотношений фельдшера и больного. Трудно представить фельдшера, который бы в процессе психотерапии не обращался к разуму больного, не разъяснял в той или иной степени сущности и возможных причин болезненного состояния, не указывал пути преодоления болезни.

Аутогенная тренировка по своему происхождению, структуре и механизмам действия является синтетическим методом, удачно объединившим в себе положительные стороны ряда психотерапевтических приемов. К психологическим аспектам аутогенной тренировки относят:

  • воспитание у больного навыков «образных представлений»;

  • аутогенная медитация (meditation — размышление, созерцание), аутогенное погружение;

  • выработка навыка мобилизации психофизиологического состояния и т.д.

Аутогенная тренировка строится в соответствии с этапами ЛФК (Демиденко Т.Д. и соавт., 1979):

  • I период (основной), его задача — обучение больных активному расслаблению мышц;

  • II период — использование идеомоторных упражнений в аутогенной тренировке с целью локализованного воздействия на изолированные группы мышц на фоне их общего расслабления;

  • III период — использование идеомоторных упражнений с целью активизации больных и овладения навыками правильной ходьбы и самообслуживания.